Володин Александр Моисеевич

Александр Моисеевич Лифшиц (псевдоним - Володин) является известным русским драматургом, прозаиком, сценаристом и поэтом. Являлся членом русского ПЕН - центра, принимал участие в творческом совете журнала «Драматург» и в редакции альманаха «Петрополь». Помимо этого, с 1949 года являлся членом ВКП (б).

Обладатель множества наград: ордена «За заслуги перед Отчеством», ордена Великой Отечественной войны, медали «За отвагу» и премии Президента Российской Федерации.

Александр Моисеевич Володин родился в Минске, но в возрасте пяти лет вместе с родителями переезжает в Москву, где проживает у своего дяди - врача. Увлечение театром началось у него с раннего детства, видимо, оказал влияние старший брат - актер, игравший в студии у А. Дикого. Однако будущий писатель выбрал отнюдь не актерскую среду и, поступив в Московский авиационный институт, тут же бросает, проучившись всего полгода. Вместо этого Володин заканчивает курсы учителя в Серпухове и в течении года преподает литературу и русский язык в деревенской школе в Вешках, Московской области.

Трудные годы Великой Отечественной застали Володина студентом театроведческого факультета ГИТИСа. Во время войны он был сапером и связистом, принимал участие в боях на Белорусском и Западном фронтах, отмечен множество медалей и орденом. Несмотря на это, сам Володин впоследствии отмечал, что единственное, что он вынес с фронта - это стыд и жалость.

Писатель не вернулся в институт после демобилизации, избрав новым местом учебы сценарный факультет ВГИКа, который он оканчивает в 1949 году. Несмотря на обучение в мастерской Габриловича, своими главными наставниками всегда считал Сазонова и Юнаковского.

Биография писателя и сценариста Володина начинается после выпуска из ВГИКа, который он оканчивает в самый разгар борьбы с космополитизмом и оказывается без работы. Неудачи побуждают его к переезду, и он оказывается в Ленинграде. В 1949-1956 годах он работает в качестве сначала редактора, а затем сценариста студии «Леннаучфильм».
Целый год ( до 1957) являлся членом худсовета студии «Ленфильм» и старшим редактором, где продолжает работать и заниматься написанием пьес, которые совсем скоро увидели свет.

Первые пьесы

Первый сборник рассказов, написанных в начале 50-х, выходит в 1954 году. Что касается дебюта на театральной сцене, то им послужила пьеса «Фабричная девчонка», которая шла на подмостках Ставропольского театра и Центрального театра Советской армии. Сразу после выхода журнал «Театр» активно обсуждал сюжет произведения, основная мысль которого была в том, что коллектив может сломать человека, если пытаться ему противостоять. Несмотря на это, успех пьесе был обеспечен и за рубежом, и в СССР.

Второй пьесой Володина стало произведение «Пять вечеров». Пьеса была поставлена в Большом драматическом театре им. Максима Горького. По воспоминаниям актрисы Зинаиды Шарко, воплотившей володинскую Тамару, автор, читая ее, делал поправки в ходе чтения, в конце извинившись за то, что она плохо написана. Вот как она комментировала эту ситуацию: «через каждые несколько минут он останавливался и восклицал: «Я вот это исправлю и это исправлю. Извините, там все очень бездарно написано... я даю слово, что я это исправлю!».

Но событием в жизни театра стала постановка «Пяти вечеров» в прочтении Георгия Товстоногова. По прошествии лет Анатолий Эфрос будет вспоминать, что и москвичи, и ленинградцы говорили о пьесе со смесью восторга и негодования, отмечая, что он с восхищением наблюдал, как абсолютно простыми и доступными средствами достигался высокий смысловой и эмоциональный эффект. И, говоря о том, что на премьеру зрители приезжали даже из других городов, в частности отмечает, что «я как-то не думал раньше, что из-за спектакля необходимо специально ехать в другой город».

Володин по достоинству оценил прочтение Товстоноговым «Пяти вечеров». Но постановка пьесы в театре «Современник» произвела на драматурга смешанное впечатление. Спектакль ставился под руководством Олега Ефремова, который предпочел реализовать произведение как сказку в небесного цвета декорациях, подчеркивающих благородство, красоту и искренность сюжета. Но автор, с его точки зрения, «нашего спектакля не принял, и, с присущей ему прямотой, заявил, что не писал подобной пошлятины».

Критики обвиняли Володина в выборе слишком мелких тем, искажении действительности, интересе к «маленьким людям» и их печальным судьбам и пессимизме, а художественный совет БДТ разделился на почитателей и противников «Пяти вечеров».

Но неудачи не смутили драматурга и за «Пятью вечерами» последовали пьесы «Назначение» и «Моя старшая сестра», которые также не оставляли никого равнодушным: находились как ценители таланта Володина, так и его яростные критики. «Своим» драматургом Володина считали и Ефремов, и Товстоногов и многие другие.

Что касается самих пьес, то главный герой «Назначения»- добропорядочный человек, который, отказавшись от высокой должности в минуту слабости, увидел своего преемника. В этот момент к нему пришло осознание того, из-за пассивности в обществе честного таланта развивается энергия бездарей, увеличивая шансы на выживание «всего косного и отжившего» (по словам Н.Крымовой). Когда Ефремов поставил в 1963 году эту пьесу и сыграл в ней главную роль, он полностью реабилитировался в глазах Володина, а пьеса стала целым культурным событием.

Товстоногов, написавший в середине 60-х свою книгу «О профессии режиссера», не уставал защищать в ней Володина. И признавался в том, что вместо «совершенствования его как драматурга, мы сделали всё для того, чтобы Володин просто ушёл из театра».

Заслуженное признание

Александр Володин нашел свое место в кинематографе, а дебют его в этой индустрии пришелся на 1962 год, где он выступил как сценарист короткометражного фильма «Прошлым летом». С ним работал и режиссер Александр Митта, пригласивший написать сценарий к своему фильму «Звонят, откройте дверь». Фильм был отмечен Золотым львом святого Марка, который вручался на международном кинофестивале фильмов для детей, в 1966 году.

Страна неуклонно менялась вместе с восприятием действительности, и вот уже довольно ровно прошла в 1966 году экранизация «Моя старшая сестра», срежиссированная Георгием Натансоном. Такая же участь постигла и «Пять вечеров», под руководством Никиты Михалкова, этот фильм не вызвал такого столкновения мнений и обсуждения, как раньше.

Театровед Варламова считает, что спех киноверсий пьес Володина объясним: у драматурга присутствует важный для кино лейтмотив «потока будней», в котором оказываются персонажи. А будни здесь представлены в своем «тяжеловесном воплощении», вместе с их «лаконичной, музыкальной, мелодической формулой».

Получив заслуженное признание в сфере кино, Александр Володин возвращается в театр с написанными пьесами «Дульсинея Тобосская» и «С любимыми не расставайтесь». В первой из них впоследствии сыграет Ефремов, примерив на себя образ рыцаря Печального Образа в 1971 году на сцене МХАТа. А «Дульсинея Тобосская» станет мюзиклом, созданным Геннадием Гладковым и воплощенным Игорем Владимировым на подмостках Театра им. Ленсовета, где главную роль исполнит Алиса Фрейндлих. В 1980 году мюзикл ждет экранизация - уже под руководством Светлана Дружининой.

Параллельно работе в театре Володин будет посвящать себя кино: напишет сценарий к фильму Сергея Герасимова «Дочки - матери», а Георгию Данелия предложит историю, легшую в основу «Осеннего марафона».

Киносценарии и пьесы не будут единственными увлечениями Александра Володина. Он известен и как поэт, и как прозаик, в основном, его жанром будут мемуары.

Александр Володин умирает в декабре 2001 года, в Санкт- Петербурге, где и будет похоронен на Комаровском кладбище.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Володина Александра Моисеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.