Уайт Патрик

Патрик Виктор Мартиндейл Уайт (родился 28 мая 1912 года, умер 30 сентября 1990 года) - австралийский писатель. Награждён Нобелевской премией 1973 года в области литературы «За психологическое и эпическое мастерство», с помощью которого был выявлен новый творческий материк. Уайт является одним из наиболее выдающихся англоязычных писателей-романистов двадцатого века.

Родился Уайт в семье англичанки и австралийца в Лондоне. Семья перебралась в Сидней, когда Уайту было семь месяцев от роду. В детстве писатель жил в одной квартире со своей сестрой, служанкой и няней, а в это время его родители жили в другом месте.

Когда Уайту было четыре года, у него обнаружили астму. На протяжении всего детства у него было слабое здоровье, что не давало ему участвовать во многих мероприятиях.

Он очень любил такой вид искусства, как театр, в нём он побывал впервые ещё в довольно раннем возрасте. Данное увлечение он развивал дома, устраивая танцы и сценки в саду своего дома для знакомых матери.

Уайт, когда ему было пять лет, был отправлен учиться в школу-интернат, которая находилась в Южном Уэльсе. Некоторое время ему потребовалось для того, чтобы привыкнуть к присутствию чужих детей. Здесь же, в школе, он начал писать свои первые пьесы, несмотря на свой молодой возраст, затрагивая в них иногда довольно взрослые темы. У школы появились финансовые трудности в 1924 году, и её директор предложил писателю продолжить обучение в школе Англии. Эту инициативу поддержали родители Патрика.

Много усилий Уайт прилагал для того, чтобы подстроиться под свою новую жизнь в Глостершире и в Челтенгэмском колледже, в честности. Позднее он говорил об этом времени, как о тюремном заключении сроком в четыре года. Он имел малое количество приятелей, в целом, был нелюдим. Иногда проводил каникулы в Европе вместе со своими родителями, однако их отношения остались отдалёнными.

В этот период писатель знакомится с Рональдом Уотероллом, который был старше его, но имел такие же интересы. Поэтому когда Уотеролл вышел из колледжа, получив образование, Уайт опять замкнулся в себе и сообщил родителям, что имеет желание бросить учёбу в школе и стать артистом. Его родители пошли на определённый компромисс и разрешили ему окончить школу досрочно, однако при условии того, что он возвращается в Австралию и свою жизнь продолжает там. Они хотели, чтобы их сын трудился на земле, а не был писателем, и питали надежды, что труд разнорабочего поубавит актёрские амбиции Уайта.

Затем Уайт на протяжении двух лет трудился кладовщиком на складе в Сноуи (это юго-восточная Австралия). Несмотря на то, что Патрик рос с почтением к родной земле, и самочувствие его улучшалось, очевидным был тот факт, что подобная жизнь была писателю не по душе.

В период с 1932 года по 1935 год Патрик жил в Англии, изучая немецкую и французскую литературу в Кембриджском университете, в Королевском колледже. В это время он окончательно осознаёт свою гомосексуальность. В этот период он испытывает влечение к некоему парню, который пошёл в Королевский колледж с целью получить статус англиканского священника, но страшится признаться в своих чувствах из-за страха закончить их дружбу и, как и большинство гомосексуалистов той эпохи, обречь себя на жизнь в одиночестве. Но как-то, после неудачной связи с женщинами, парень признаётся ему, что они для него ничего не значат в сексуальном плане. Для Уайта это стало первой связью.

Когда Уайт пребывал в Кембридже, он издал свой первый сборник стихотворений, который стал называться «Пахарь и другие поэмы». В 1935 году он получил степень бакалавра, после чего на короткое время обосновался в Лондоне, где получил возможность совершенствоваться интеллектуально и переделать произведение «Счастливая долина», работа над которым началась ещё в Австралии.

Отец Уайта умер в 1937 году, в наследство оставив сыну существенное состояние по тем временам - десять тысяч фунтов, что позволило Патрику сочинять дни напролёт в определённом комфорте. После двух незначительных произведений (пьес) последовало издание «Счастливой долины». Этот роман был хорошо принят в Англии, но достаточно плохо в Австралии. Далее он принялся за сочинение нового романа, который получил название «Nightside», но этот роман повлёк негативные отзывы критиков, поэтому он отказался от его дальнейшего написания. По прошествии времени он сожалел об этом.

В 1936 писатель знакомится с Роем де Местром, австралийским художником, оказавшим значительное влияние на его творчество и биографию Патрика Уайта. Никогда мужчины не становились любовниками, всегда являясь близкими друзьями. Как писал потом Патрик, «Он стал тем для меня, в ком я нуждался больше всего: духовным и интеллектуальным наставником». Уайт посвятил Рою «Счастливую долину» и утвердил его неоценимое влияние на собственное творчество. Картина де Местра в 1947 году выступила в качестве обложки для одного из изданий «Тётушкиной истории» Уайта. Писатель также для себя самого купил многие картины австралийского художника. Он все их отдал в 1947 году в Художественную галерею Южного Уэльса.

Далее биография Патрика Уайта повествует о том, что он провёл в США конец 1930-х годов, в Кейп-Коде в частности, в Нью-Йорке и штате Массачусетс. В Нью-Йорке им были написаны «Живые и мёртвые». Уайт вернулся в столицу Англии в период Второй мировой войны и вступил в ряди военно-воздушных войск Великобритании. Будучи офицером разведки, он был направлен на Ближний Восток. Прежде чем закончилась война, он послужил в Палестине, Греции и Египте. В ту пору он познакомился с Маноли Ласкарисом, греческим офицером, который в дальнейшем стал его спутником по жизни.

По окончании Второй мировой войны он возвратился в свою родину в Австралию, приобретя в Касл-Хилл себе старый дом. В то время это была полусельская местность, сейчас же это пригород Сиднея. Здесь он жил со своим другом Маноли восемнадцать лет, продавая овощи, цветы, сливки, сливки и породистых щенков. В это время он публикует свою «Тётушкину историю», её он считал своим лучшим произведением, а также «Древо человеческое», наиболее значимый и монументальный, без сомнения, роман писателя. Выпущенный в 1955 году в Австралии и США, а после этого и в Англии, роман получил восторженные отзывы критиков Америки. Определённое влияние это оказало и на самого Уайта, который как-то даже задумывался о прекращении своей писательской карьеры, однако, в конце концов, всё же решился продолжать. И вновь новый прорыв - издание романа «Фосс».

Уайт публикует в 1961 году «Едущие на колеснице», роман, ставший бестселлером и получивший международные награды. Вместе с Ласкарисом в 1963 году писатель решает продать жильё в Касл-Хилле. В это время он уже получает признание в качестве одного из самых выдающихся авторов во всём мире, хотя по-прежнему он остаётся весьма замкнутым человеком, отвергая публичные выступления и всевозможные интервью.

В 1968 году он завершает роман «Вивисектор», в котором с глубокой проницательностью изображает внутренний мир и нрав художника. Многие утверждали, что прототипом здесь выступил некий Сидней Нолан, который был другом Патрика Уайта, однако сам писатель не соглашался с этим. Уайт не хотел принимать денежные поощрения за свои произведения, отвергнув Британскую премию в 10 000 $. Также он был активным соперником литературной цензуры и подключился к ряду иных общественных деятелей, показавших своё несогласие с постановлением Австралии об участии в войне с Вьетнамом.

В 1973 году Уайт награждается Нобелевской премией в области литературы. Сам же он не поехал в Стокгольм на церемонию вручения премии, уполномочив Нолана совершить это от его имени. Премия оказала существенное влияние на его карьеру, возвысив в несколько раз продажи произведения «Око бури», которое было выпущено в том же году. Полученные деньги от премии Патрик взял для учреждения своей Премии Патрика Уайта, ежегодно вручающейся молодым писателям с талантом, не имеющим для продвижения средств.

В 1974 году Уайта признали Австралийцем года, однако сам он воспринял данную награду без какого-либо восторга и в личной инаугурационной речи попросил австралийцев подумать о проблемах собственной родины.

Уайт и Ласкарис устраивали множество званых приёмов в своём доме, в зелёном уголке восточного пригорода города Сиднея. Писатель поддерживал традиционную Либеральную партию и после австралийского кризиса Конституции 1975 года стал ярким анти-роялистом, редко возникая в эфире австралийского телевидения и оглашая заявления по данному поводу.

В 1970-х гг здоровье его стало ухудшаться: возникли проблемы со зрением, лёгкими и зубами. В 1979 году его произведение «Дело Твайборна» было номинировал премию, однако сам Патрик отверг её, мотивируя тем, что желает дать хоть какой-то шанс юным писателям.

В 1981 году Уайт издаёт свою автобиографию с названием «Трещины в стекле», в которой затрагивает определённые вопросы, которые до сей поры он старался избегать, например, свою гомосексуальность и отказ присутствовать на вручении Нобелевской премии лично. В 1982 году, в Вербное воскресенье, Уайт обратился к тридцати тысячам человек, взывая к запрету на добычу радиоактивных элементов и ликвидации ядерного оружия. Умер он 30 сентября 1990 года в Сиднее.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Уайта Патрика представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.