Сумароков Александр Петрович

Александр Петрович Сумароков - один из самых ярких представителей русской литературы 18 в. Ему удалось теоретически обосновать классицизм, как литературное направление, характерное для России того периода. Литературная деятельность Сумарокова дает основание считать писателя одновременно и продолжателем дела Ломоносова, и его антагонистом. Отношения этих двух талантливых и неординарных личностей, начавшиеся с искреннего восхищения Сумарокова, который в 1748 г. посвятил старшему коллеге строки: «Он наших стран Мальгерб; он Пиндару подобен», перешли в дружеские отношения, а затем в открытую личную и литературно-теоретическую вражду.

Будучи выдающимся драматургом, поэтом и одним из наиболее плодовитых писателей своего времени, самозабвенно преданным литературному делу, А. П. Сумароков творил преимущественно для дворянского сословия, тогда как классицизм Ломоносова носил общенациональный и общегосударственный характер. Как впоследствии писал Белинский, «Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем». Вместе с тем, при всех своих недостатках литературное творчество Сумарокова стало одной из важных вех в истории русской литературы и культуры 18 в.

Биография Александра Петровича Сумарокова богата событиями, взлетами и падениями. Родился будущий писатель в 1717 г. в обедневшей аристократической семье. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование, а когда ему исполнилось 14 лет, был от отдан родителями в Сухопутный шляхетный корпус, где могли обучаться только дети дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Здесь много времени уделялось литературе и искусству; группой учащихся, под руководством офицеров, в 1759 г. стал издаваться журнал «Праздное время, в пользу употребленное», где Сумароков печатался уже после окончания корпуса в 1940 г. Именно в Корпусе состоялась премьера написанной им первой русской трагедии, с которой началось создание русского драматического репертуара. Еще во время учебы в корпусе были напечатаны две его оды в честь празднования нового, 1740 года.

После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Воспитанный в Корпусе в духе высоких представлений о достоинстве, чести и добродетели дворянина, о необходимости самоотверженного служения Отечеству, он мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. Писатель обращался к властям от лица прогрессивной части дворянской общественности. Со временем Сумароков становится главным идеологом дворянства как сословия, но не консервативного, а нового дворянства, являющегося порождением петровских реформ.
Дворянство, по мнению Сумарокова, должно служить общественному прогрессу. И писатель с рвением берется защищать интересы дворян. Считая существующий крепостнический строй вполне естественным и узаконенным явлением, он при этом осуждал излишнюю жестокость помещиков-крепостников и протестовал против превращения крепостного права в рабство и считал всех людей равными по рождению. Как написал Сумароков в замечаниях к «Наказу» Екатерины II, «продавать людей, как скотину, не должно". Но в тоже время его перу принадлежат строки: «свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит». Сумароков считал, что дворяне являются «первыми членами общества» и «сынами отечества» благодаря воспитанию и образованию, а потому имеют право владеть и управлять крестьянами, которых он называл «рабами отечества».

Будучи убежденным монархистом и ярым сторонником просвещенного абсолютизма, писатель резко критиковал монархов, которые, забывают, что власть над подданными предполагает и выполнение определенных по отношению к ним обязанностей. «...рождены мы для вас. А вы для нас рождены»- писал он в одной из своих од. Об этом Сумароков также не уставал напоминать в своих трагедиях. Такая критика, подчас ставила его в оппозицию к правительству.

Внешне вполне благополучная, полная признания и успеха жизнь Сумарокова, тем не менее, была трудной и полной горестей. Писателя угнетало, что среди представителей своего класса он не находил людей, близких к тому идеалу, который он сам создал. Разочаровываясь все больше и больше, он яростно обличает непросвещенных, деспотичных и жестоких дворян, высмеивает их поведение и боярскую спесь в баснях и сатирах, обличает взяточников, критикует фаворитизм при дворе. Обозленное дворянство начало травлю писателя. Крайне раздражительный и самолюбивый Сумароков, уже привыкший к признанию своего литературного таланта со стороны коллег-литераторов и не умевший сдерживать свои эмоции, часто выходил из себя. Временами дело доходило и до истерик, которые сделали его притчей во языцех. Честный и прямой Сумароков никому не спускал дерзости. Он говорил нелицеприятные вещи в адрес высокопоставленных государственных чиновников, неистово защищал свое авторское право от посягательств, вслух проклинал самоуправство властей и их взяточничество, дикость российского общества, а в ответ дворянское «общество» мстило писателю, преднамеренно выводя его из себя и откровенно издеваясь над ним.

Огромна роль Сумарокова для становления и развития российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Для него театральная деятельность была возможностью осуществлять свое, как он считал, главное предназначение - воспитание дворянства.

Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра».

Параллельно с театральной деятельностью писатель много и плодотворно работал на литературном поприще. В период с 1755-1758 гг. он активно сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения», а в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела», который стал первым в России частным журналом.

Работа на посту директора продолжалась около пяти лет в течение которых ему пришлось столкнуться со множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей не уживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны - графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, он был вынужден уйти из своего детища - театра, которому посвятил много сил и времени.

Последние годы жизни Сумарокова были особенно тяжелы для писателя. Он покидает Санкт-Петербург и переезжает в Москву, где продолжает много писать. Либеральные декларации Екатерины II, которая на тот момент была женой наследника престола, привели его в ряды антиелизаветинской дворянской оппозиции.

После переворота 1762 г., в результате которого Екатерина II взошла на престол, писатель переживает глубокое разочарование, связанное с крушением своих политических надежд. Став в оппозицию теперь уже к Екатерине, он создает трагедии «Димитрий Самозванец» и «Мстислав» на политическую злобы дня. В «Димитрие Самозванеце» резко разоблачается монарх-деспот и звучат призывы к его низвержению. Дворянство с недовольством воспринимает такую политическую направленность творчества писателя, однако он продолжает иметь успех в литературных кругах, но это не может утешить самолюбие Сумарокова. Своей резкостью и непримиримостью он восстанавливает против себя молодую императрицу.

Чашу терпения консервативно настроенных дворянских кругов и двора переполняет весть о том, что, будучи аристократом по происхождению и идеологом дворянства, Сумароков вступил в брак с одной из своих крепостных. Против писателя начинается громкий судебный процесс инициатором которого являлась семья его первой жены, требующая лишения имущественных прав его детей от второго брака. И хотя процесс противной стороной был проигран, это явилось причиной полного разорения Сумарокова. Запутавшийся в финансовых проблемах писатель вынужден был униженно просить богача Демидова не выгонять его с семьей из дому за неуплаченные долги. К этому добавляется и травля со стороны высокопоставленных вельмож. В частности, генерал-губернатор Москвы Салтыков становится организатором провала трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Доведенный до нищеты, осмеянный и всеми покинутый - писатель начинает пить и опускается.

Когда в октябре 1777 г, не выдержав навалившихся на него бедствий Сумароков скончался, у его семьи не оказалось средств для похорон. Известного писателя, драматурга и общественного деятеля на Донском кладбище похоронили за свой счет актеры, созданного им московского театра.

Анализируя жизнь и творчество Сумарокова, можно увидеть, что основная причина его неудач была в идеалистических представлениях о жизни и отсутствии практичности. Он был первым дворянином, который сделал литературу основным делом жизни и профессией. Однако на тот период литературная деятельность не могла обеспечить финансовое благополучие, и это стало причиной материальных проблем Сумарокова. Как писал писатель, обращаясь с прошением к Екатерине II: «Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я ... не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе».

Сам Сумароков, сильно преувеличивая свою роль в становлении российской поэзии, считал себя ее родоначальником и заявлял, что, когда он начал писать стихи, ему не у кого было учиться, и до всего он вынужден был доходить сам. Конечно, эти утверждения весьма далеки от истины, но умалять заслуги Сумарокова в деле становления и развития русской поэзии также нельзя. Если Василий Кириллович Тредиаковский разработал правила силлабо-тонического стихосложения применительно к русскому языку, а Ломоносов стал автором масштабных, то Сумароков создал образцы почти всех видов русского тонического стиха. Во всех своих ипостасях, как драматург, как поэт, как теоретик, как критик, он стремился служить обществу, и считал, что литературная деятельность - это одна из форм активного участия в общественной жизни своей страны. Он был истинным патриотом и дворянским просветителем, творения которого высоко ценились передовыми людьми того времени, в частности, Радищевым и Новиковым.

Большой заслугой А. П. Сумарокова является также утверждение классицизма в России. Он выступил и как один из первых теоретиков русского классицизма, и как писатель, создавший образцы практически всех жанров, предусмотренных данным литературным направлением.

Свое литературное творчество Сумароков начал с написания од, еще в 1740 г, в которых он подражал уже достаточно известному на тот момент Тредиаковскому. Познакомившись с одами Ломоносова, Сумароков был от них в восторге и долгое время творил под их влиянием. Однако не жанр оды прославил Сумарокова. Ему было сложно снискать славу поэта-лирика и одного величайших русских драматургов.

Важным событием для литературной общественности стали опубликованные Сумароковым в 1748 г. две стихотворные эпистолы, в которых автор заявил о себе как о теоретике классицизма. В первой из них, озаглавленной «О русском языке», он пишет о необходимости избегать вводить в русский литературный язык иностранные слова. При этом писатель приветствует употребление в литературе неустаревших церковнославянских слов. В этом он Сумароков сближается с Ломоносовым.

Во втором произведении - «Эпистоле о стихотворстве», выражаются взгляды, противоположные суждениям об этом вопросе Ломоносова, который ставил превыше всех литературных жанров оду, тогда как Сумароков утверждает равноправие всех жанров и не отдает предпочтения ни одному из них. "Все хвально: драма ли, эклога или ода - Слагай, к чему тебя влечет твоя природа" - пишет поэт.

Через много лет обе эти эпистолы были объединены в одну и переработаны. Получившееся в итоге произведение «Наставление хотящим быти писателями" было издано в 1774 г.

После опубликования эпистолы на Сумарокова обрушились обвинения в плагиате. В частности, Тредиаковский упрекал писателя в заимствовании идей, выраженных в «Искусстве поэзии» Буало. Сумароков и не отрицал своей зависимости от теории французского поэта, однако указывал, что как сам Буало почерпнул многое, но не все у Горация, так и он "...не все взял из Боало...».

Драматургическая деятельность Сумарокова. К 40-м годам 18 в. относится и начало деятельности Сумарокова, как драматурга, считавшего именно театр наиболее действенным средством воспитания дворянства. В своих трагедиях он поднимает важные общественно значимые проблемы. Современники, назвавшие Сумарокова «северным Расином», очень высоко оценили этот вид его творчества и признали его, основоположником драматургии русского классицизма.

Именно трагедии Сумарокова могут дать самое полное представление о его политических взглядах. В них он выражает свои стремления к созданию такого общества, в котором каждый из его членов знал и выполнял бы свои обязанности. Писатель горел желанием вернуть «золотые веки», считая, при этом, что процветание общества возможно и при существующем общественном укладе, если устранить некоторые беззакония и неустройства.

С помощью своих трагедий Сумароков пытался показать, каким в его понимании должен быть по-настоящему просвещенный монарх. Трагедии должны были также воспитывать «первых сынов отечества» - дворянство, пробуждая в них патриотизм и чувство гражданского долга. Он без устали убеждал монархов в том, что не только подданные рождены, чтобы служить монарху, но и монарх должен радеть о пользе своих подданных.

Первая драматическая работа Сумарокова - трагедия «Хорев» была опубликована в 1747 г. Действие трагедии происходит в Древней Руси, и хотя имена действующих лиц взяты из исторических источников, никакие реальные события в ней не присутствуют. Однако и в дальнейшем он старался в своих трагедиях выбирать псевдоисторические сюжеты о прошлом Отечества, с ярко выраженной патриотической окраской, считая такие сюжеты более действенными в деле воспитания добродетельных дворян. Именно патриотичность русского классицизма стала его отличительной особенностью от западноевропейского, который основывался преимущественно на античных сюжетах.

Трагедии Сумарокова, действительно, имели неоценимое воспитательное значение. Многие дворяне, не очень любившие чтение, но старавшиеся не отставать от времени и регулярно посещать театральные спектакли, именно со сцены получали уроки нравственности и патриотизма, внимали высоким словам о благородстве и долге, и, возможно, впервые получали пищу для размышлений о несправедливости существующей тирании. Один из виднейших просветителей 18 в. Н. И. Новиков, писал о Сумарокове, что хотя тот был первым, кто стал писать трагедии на русском языке по всем правилам театрального искусства, но настолько преуспел в этом, что его можно было поставить в один ряд с Расином.

Интересно, что сам драматург был крайне недоволен зрителями, которые вместо того, чтобы внимать грызли орехи и секли провинившихся слуг.
Рассчитанные на воспитание и образование одного только дворянского сословия, драматические произведения Сумарокова имели более широкий общественный резонанс. По свидетельству современников одно из лучших произведений драматурга - пьеса «Димитрий Самозванец», пользовалась большой популярностью среди широких народных масс даже в 1820 гг.

Комедии Сумарокова

В жанре комедии, биография Сумарокова достаточна насыщена. С ее помощью, автор умело выражал свои мысли.

Комедия «Эпистол о стихотворстве» определена драматургом в общественно - воспитательную, где человеческие пороки выставлены в смешном виде, где их обличение, должно способствовать и их высвобождению. Формулируя, таким образом, теорию этого жанра Сумароков отмечал, что для комедии очень важно, быть отличительной от трагедии и от фарсовых игрищ:

«Для знающих людей ты игрищ не пиши: Смешить без разума - дар подлыя души».

Сумев отличить комедию от игрищ толпы, Сумароков в своих произведениях обращается к практике народного театра. Сами комедии не велики по объему и написаны прозой. В них не присутствует фабульная основа. Особенно это относится к первым комедиям Сумарокова, которым свойствен фарсовый комизм. Все персонажи подмечены им из русской жизни.

Подражая французским комедиям Мольера, Сумароков далеко отстоял от комедий западного классицизма, которая обычно всегда была в стихах и состояла из пяти актов. По стандартам, она должна была содержать композиционную строгость, законченность, с обязательным соблюдением персонализации. Что касается Сумарокова, то его подражание итальянским интермедиям и французской комедии сказалось в большей степени, только в использовании условных имен персонажей: Дорант и Эраст, Дюлиж и Изабелла.

Им написаны двенадцать комедий. Они возможно и обладали рядом достоинств, но что касается художественной ценности и идейной все, же уступали трагедиям драматурга.

Одними из первых комедий были: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. В 60-х годах появляется следующая группа комедий: «Ядовитый» и «Приданое обманом», «Нарцисс» и «Опекун», «Лихоимец» и «Три брата совместники». В 1772 году вышли очередные три комедии: «Вздорщица», «Рогоносец по воображению» и «Мать совместница дочери». Комедии Сумарокова служили для него, в большей степени, как средство полемики, именно поэтому большинство из них отмечены памфлетным характером.

Над своими комедиями он не работал подолгу. Это было его отличительной чертой от написания трагедий. Каждый действующий персонаж, его первых комедий, при появлении на сцене демонстрировал публике свои пороки, а сцены имели между собой механическую связь. В небольших комедиях участвовало множество действующих лиц, до 10 персонажей в каждом. Портретное сходство персонажей давало возможность современникам узнавать тех, кто служили прообразами того или иного героя. Бытовые подробности и негативные явления жизни того времени, придавали его комедиям связь с очевидной реальностью, независимо от условности изображения.

Самой сильной стороной комедий драматурга являлся их язык. Он был ярким и выразительным, часто окрашенным чертами живого говора. Это выявляло желание писателя, продемонстрировать индивидуальность речи каждого из персонажей, особенно характерную для комедий Сумарокова, написанных позже.

Часто, направленный против недругов, на поприще литературной деятельности, спорный характер первых комедий Сумаркова, легко отслеживается в комедии-памфлете «Тресотиниус». Главным действующим лицом в ней, выступает ученый-педант, в котором был изображен Тредиаковский. Образы, созданные в первых комедиях, были далеки от стандартных обобщений и носили приблизительный характер. Независимо от того, что условное изображение персонажей характерно и для второй группы комедий, их все же отличает большая глубина и ограничения в изображении. В них, весь акцент направлен на главного персонажа, все остальные герои присутствуют только лишь для раскрытия основ характера, главного. К примеру, «Опекун» - одна из комедий, где дворянин Чужехват - ростовщик и большой жулик. «Ядовитый» - несет в себе клеветника Герострата, а «Нарцисс» - комедия, про самовлюбленного щегола.

Второстепенные действующие лица - персонажи, несущие положительные характеристики и выступающие только резонаторами. Комичные образы отрицательных героев, получались у Сумаркова намного удачнее положительных. В их характерах подчеркивались сатирические и бытовые моменты, хоть еще, далеко отстоящие от истинной реальности социально-обобщенного типа.

Пожалуй, комедия «Опекун», является одной из самых лучших комедий того периода. В центре внимания, нам представляется образ дворянина - ханжи и жадины Чужехвата, обдирающего сирот, попавших под его опеку. Подлинной личностью Чужехвата явился родственник самого Сумарокова. Знаменательно, что он же снова был изображен центральным образом в других комедиях. В «Опекуне» Сумароков не демонстрирует носителя одного единственного порока, а создает сложный характер. Пред нами предстает не только скупец, который не знает совести и жалости, мы видим ханжу, невежду и развратника.

Некоторое сходство с Тартюфом, Мольера, рисует обобщенный и достаточно условный образ сатирического жанра, приуроченный порочному русскому дворянину. Дополняет раскрытие характера, речевая характеристика и бытовые мелочи. Речь Чужехвата пестрит пословицами и поговорками: «что взято, то свято», «брань на вороту не висит». В его ханжеском раскаянии, при обращении к Богу, речь наполнена церковными славянизмами: «Вем господи, яко плут и бездушник есмь и не имею ни к тебе, ни ко ближнему ни малейшей любви; одна уповая на твое человеколюбие, вопию к тебе: памяни мя, господи, во царствии твоем».

Удивительным образом, даже положительным героям, в комедиях Сумарокова, не дано жизненности. Они, в большинстве своем, выступают в роли резонаторов. Одним таким резонатором, является Валерий, в комедии «Опекун». Нарицательные имена отрицательных героев: Чужехват, Кащей, Герострат, соответствовали нравоучительным целям, характерным для классицизма.

Период 60-х и 70-х годов, характерен ростом оппозиционных настроений к просвещенному абсолютизму, среди разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это было тем периодом, когда русская просветительная мысль обращалась к крестьянскому вопросу. В различных литературных жанрах достаточно пристально, социально обдуманно, стал разрешаться момент взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Быт, окружающий человека, стремление к сложному раскрытию психологии характеров персонажей, в сложившихся определенных социальных условиях, характерен для самых лучших произведений драматургии второй половины века.

Первая бытовая комедия была написана Фонвизиным между 1766-1769 гг. Она имела содержание, наполненное смыслом жизни русского дворянства из провинции, и называлась - «Бригадир». Ее влияние, определенным образом, отразилось и на поздних комедиях Сумарокова. Следом за «Бригадиром» Фонвизина вышла в свет лучшая комедия в творчестве Сумарокова. Эта пьеса назвалась «Рогоносец по воображению». Она, в свою очередь, опередила появление пьесы «Недоросль» Фонвизина. Центром внимания писателя - драматурга был быт провинциальных не очень богатых помещиков Викула и Хавроньи - ограничены интересами. Они невежды, которым характерна недалекость. Однако, персонажи комедии Сумаркова, лишены стабильности в отношении к жизни. Высмеивается ограниченность и глупость этих людей, говорящих только лишь «о севе, о жнитве, о умолоте, о курах», Сумароков изображает и ряд черт, вызывающих сочувствие к персонажам, трогая зрителей их взаимной привязанностью. В данном случае, эти персонажи Сурмакова предваряют «Старосветских помещиков» Гоголя. А комедия «Рогоносец по воображению» - вершина творчества Сумарокова в этом жанре.

Поэзия Сумарокова

Творчество Сумарокова проявилось своим многообразием и в богатстве поэтического жанра. Стремясь дать эталон для всех видов поэзии, писатель сумел предусмотреть в своей работе теорию классицизма. Он создавал оды и элегии, песни и эклоги, идиллии и мадригалы, а также множество эпиграмм и притч. Основополагающими направлениями в его поэзии, являлись лирическое и сатирическое. Еще, в первые десять лет своей творческой деятельности, он начал создавать любовные песни, пользовавшиеся большим успехом у современников.

Область любовной лирики дала ему возможность несомненных открытий, обращаясь к человеку и его природным слабостям. Невзирая на условное изображение героев, в своих песнях писатель пытается раскрыть внутренний, глубинный мир и искренность чувств героев. Его лирика задушевна и простота. Она наполнена непосредственностью, с присущей ей ясностью выражения. Лирика Сумарокова, появившаяся после лирики петровского времени, в области содержания и в технике стихах, сделала огромный шаг вперед.

Он любил использовать прием антитез, чтобы по максимуму раскрыть глубину психологического состояния своих лирических героев, позволяя войти в жизнь и судьбу человеческих сердец романтизму и душевным качествам. Признавая полноценность прав любовной тематики, где чувства побеждаются рассудком, сам Сумароков очень далек от нравоучительных позиций.

«Любовь - источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии»,- напишет автор в своем предисловии к «Эклогам».

Песня, «Тщетно я скрываю..., представляется одной из лучших по своей глубинной сути и искренности чувств, дополняя тонкий психологизм. Этим стихотворением автору удалось передать борьбу страстей и рассудка, тонкие переживания человеческой души и сердца.

Песни: «В роще, девки гуляли», «Прости, моя любезная, мой свет, прости» и «Отчего трепещет сердце, отчего пылает кровь», написаны им в народном духе. Помимо них создаются и военные песни, и сатирические песенки-куплеты. Пишет Сумароков и на военную тематику «О, ты, крепкий, крепкий Бендер град». В своих песнях он применяет разные стихотворные размеры, повторяя в ритмике ряда песен народный стиль.

Сумароков, писавший оды и псалмы, стал образцом разнообразных жанров поэзии. Развитие последующего стихотворства, было, определенным образом, обусловлено влиянием его поэзии. В области лирической поэзии его учениками стали Н. Львов и Нелединский-Мелецкий и др.

Однако читающая публика намного большее предпочтение отдавала поэзии Сумарокова, состоящей из сатирической тематики, а также его эпиграммам, притчам, и сатирам. «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, В сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена» - писал Н. И. Новиков.

Совершенно справедливо, исследователи указывают на открытие Сумароковым жанра басни, специально для русской литературы, придав ей тот вид, в котором она жила и живет с тех пор. Им написаны 374 притчи - вольным разностопным ямбом, впоследствии, ставшим классическим размером басни в России. Его басни - как живые сатирические рассказы, в которых подвергались осмеянию и осуждению неустройства нашей русской жизни, и их персонажи - конкретные носители пороков, в том числе и политические.

Сумароковым был, затронут каждый слой русского общества. Осуждаемые автором цари - это его львы, о которых он свободно рассуждает в «Болване» и «Пире у льва». Практически все его сатирические произведения направлены против взяточников и вельмож, подьячих и бюрократов. Неумолимому осуждению, в его баснях, подвергаются российские дворяне и невежественные, жестокие помещики-крепостники в «Высокомерной мухе» и «Сатире и гнусных людях», а также всевозможные чиновники.

Ненависть писателя к подьячим, так была описана Белинским: «Каков бы ни был талант Сумарокова, но его сатирические нападки на «крапивное семя» наверняка по праву будут почетно упоминаться от историка русской литературы».

Жесткая сатира басен Сумарокова, вызывала необходимость обращения к очевидным жизненным историям, а притчи наполнены сценами, взятыми из самой жизни, сопровождаясь остроумными и меткими деталями быта. Непосредственно, в сатирическом жанре творчества драматурга была заложена тенденция реализма. Басни Сумарокова совершенно, разнообразны по своей тематике, но в каждой их низ осмеивается ханжество и скупость. То в лице купеческой вдовы из притчи «Безногий солдат», то в обычае кулачного боя в «Кулачном бою». Сумароков рисует смешную сценку в которой, жена-спорщица, донимает своей сварливостью мужа, оспаривая очевидное, в «Спорщице».

Большинство сюжетов для притч Сумарокова не новы по своей тематике. Подобные темы, прежде уже встречались у Эзопа, Лафонтена и Федра, но именно басни Сумарокова отличает и содержание, и стиль, и новый басенный размер. Они наполнены злободневностью, и обращают свое внимание к российской действительности, с отличительной резкостью в нападках и намерено простом и грубом слоге. Такой подход и предусмотрен басенным жанром «низкого духа». Подобная резкость в тоне и грубость слога, с нарисованными картинами, была вызвана желанием вскрыть пороки реальной действительности. Это отчетливо отличало манеру басен Сумарокова от западных сатириков.

Читая притчи драматурга, отчетливо чувствуется сочный и живой язык, приближенный к просторечному, пестрящий поговорками. Притчи, написанные с их помощью, легли в основу двух книг Сумарокова, которые так и назывались: «Притчи Александра Сумарокова» и издались в 1762 и в 1769 гг. Творчеству Сумарокова, в басенном искусстве, следовали его ученики и современники: М. Херасков, А. Ржевский, И. Богданович, и др.

Пафос обличения свойственен всем произведениям Сумарокова. Им наполнена и его сатира, написанная живой речью в стихах. В сатире писатель расширяет и продолжает линию Кантемира в «О благородстве» и по своей теме, и по направленности - поднимается на уровень сатиры «Филарет и Евгений». Произведения направлены на осмеяние дворянства, которое напоказ выставляет свое «благородство» и «дворянский титул». Написанная, вольным ямбом, как и притча, одна из лучших сатир Сумаркова «Наставление сыну». В ней он остро и колко изображает старого хитреца подьячего, который, будучи при смерти учит своего сына, как можно быть счастливым в жизни, следуя примеру отца - не идти прямым путем. Остальные сатирические произведения автора, написаны размером александрийского стиха.

Против, засоряющего прелесть русского языка галломанствующего дворянства, выступает Сумароков и в своей сатире «О французском языке». Особенно интересен его «Хор ко превратному свету», сатирическое произведение, написанное Сумароковым под заказ. Он создавался для маскарада «Торжествующая Минерва», устраиваемого в Москве. Маскарад был приурочен восшествию на престол Екатерины II, и состоялся в 1763 г. на Масленицу. Однако, такая сатирическая острота и злободневность «Хора», Сумарокова, была допущена только в сокращенном варианте. Рассказывая об идеальной заморской стране с ее порядками, достойными похвалы, автор повествует о беспорядках, и неустройствах, которые очевидно и болезненно царят в его стране.

«Хор» - близок своим стихотворным складом к русской народной песне. Это произведение, заслуженно занимает почетное место в сатирическом и обличительном стилевом направлении русской литературы XVIII века. Всегда считавший крепостное право, необходимой мерой, Сумароков выступал против чрезмерной жестокости помещиков, которые злоупотребляют своей властью над крестьянами. Острота сатиры в «Хоре» хорошо ощущалась современниками. Впервые, «Хор» был напечатан целиком только в 1787 году, Н. И. Новиковым, в собрании сочинений Сумарокова, после его кончины. Спустя несколько десятилетий, в 40-х годах XIX в сатирические произведения Сумарокова стали печататься в сокращенном виде.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сумарокова Александра Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.