Сологуб Федор Кузьмич

Федор Сологуб - русский писатель, родившийся 1 марта 1863 года в городе Санкт-Петербург. Его настоящее имя - Тетерников Федор Кузьмич. Отцом писателя был незаконный сын одного из помещиков Полтавской губернии, относившийся к дворовым крестьянам, который после того, как отменили крепостное право, занимался пошивом одежды в столице.

Когда в 1867 году отец Сологуба скончался, матери пришлось наняться прислугой в небогатую семью чиновников. Хозяева этого дома искренне интересовались театром, музыкой, литературой, поэтому Сологуб с ранних лет пристрастился к чтению. Его излюбленными книгами стали «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Король Лир» В. Шекспира и «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса. Они буквально стали для него своего рода Евангелием.

В годы отрочества он увлекался творческой деятельностью В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, а затем и Н.А. Некрасова, литературное наследие которого было известно ему, что называется, наизусть. А вот поэтическая жизнь А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не вдохновляла его вовсе. Следует справедливо заметить, что творческая биография Сологуба Ф.К. на протяжении всей его литературной деятельности будет, так или иначе, отражать обостренно-личное восприятие Н. Некрасова, которое в 90-х годах несколько дополнится С. Надсоном и Н. Минским.

После окончания приходской школы, а затем и уездного училища, Сологуб прошел педагогическую подготовку при Учительском институте, и в девятнадцатилетнем возрасте, забрав с собой сестру и мать, отправился преподавать математику в глухой провинциальный городок Крестцы, Новгородской губернии. Там они пробыли до 1885 года, следующие четыре года они провели в Великих Луках, а потом еще три в Вытегре.

Учительскую службу Сологуб исполнял вдохновенно и усердно, более того за эти годы он успел написать учебник по геометрии, однако профессию школьного преподавателя считал для себя не достойной. Мнение Сологуба было таковым, поскольку с двенадцати лет он четко осознавал свое поэтическое призвание. Но, несмотря на то, что его подобная уверенность за все годы пребывания в провинции практически не имела оснований (ему удалось написать и опубликовать в местных журналах всего около десятка стихотворений), с 90-х годов положение в корне изменилось.

В 1891 году, будучи в столице проездом, Сологуб познакомился с Н. Минским, взгляды которого были ему достаточно близки, и которого через двадцать лет он назвал своим «идейным единомышленником». Федор Сологуб решился предоставить несколько сотен своих стихотворений на рассмотрение и оценку Минского. Как раз в то время Минский со своими друзьями-поэтами Мережковским и Гиппиус, а также критиком Волынским и издателем Гуревичем занимались возобновлением народнического журнала «Северный вестник», манифестом которого стал трактат Минского «При свете совести». Учитывая этот факт, было принято решение, что стихотворения Сологуба являются прекрасным дополнением-иллюстрацией к этому трактату. Поэты заметили, что поэзия Федора Кузьмича характеризуется как философская, с явным влиянием А. Шопенгауэра.

Это все абсолютно типично для декадентства, а точнее для его мироощущения, и у Сологуба оно оказалось как нельзя более органичным, ведь теперь оно становится его новой ипостасью социально обездоленного представителя человечества. Действительность для него отвергается, а на ее месте появляется образ мироздания, в котором неизменно господствуют «ложь и зло», соответствующие «воле и представлению» самого Шопенгауэра. Исходя из этого, в 1890-е годы окончательно разрабатываются мифологемы творчества Сологуба.

В 1892 году поэт переезжает в Петербург. Кроме того, что Сологуб продолжает учительствовать в школе, он еще и становится неизменным сотрудником «Северного вестника». Тогда он и получает свой псевдоним. Сологуб - это изуродованная известная графская фамилия. Сделано это было для юридической безопасности.

В это время большими тиражами печатаются многие петербургские периодические издания, на страницах которых представлены стихотворения Сологуба. Кроме того, поэт пишет много рецензий, заметок, статей. А в 1896 году печатается его первый роман о провинциальной учительской жизни «Тяжелые сны», тогда же выходят сборники «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи». Рассказ «Тени» был высоко оценен З. Гиппиус, он стал принципиальной декларацией отторжения творчества от действительности.

В основном Сологуба считали основоположником поэтического символизма, т.к. он печатался рядом с его представителями на страницах периодики, и более того пользовался наибольшей популярностью. Но, по мнению Волынского, Федор Сологуб всего лишь «примыкал к ним», а в самом творчестве писателя нет ничего символического, поскольку Сологуб не символист, а в первую очередь - декадент. Наиболее существенные различия межу символистами и самим Сологубом приобрели свои очертания в период его наибольшей популярности, а именно с 1905 по 1914 год.

Во времена общественного подъема 1900-х годов Минский, Мережковский, Бальмонт, Белый и Сологуб занимали практически одинаковые позиции на левом революционном фланге. При этом Сологуб, являющийся принципиальным богоборцем, оказался гораздо последовательнее своих соратников. По его мнению, действительность была лишь полем для игр злой воли, на котором появлялся неоднозначный образ Богодьявола (этот образ упоминается в стихотворении «Змий, царящий над вселенной»). И вся эта действительность, в конечном счете, подлежала уничтожению. Такой разрушительный, богоборческий пафос наполняет бесчисленные стихотворения Сологуба, которые так активно появляются на страницах сатирических журналов революционного времени «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и другие. Кроме того эти стихи были отчасти собраны в 1906 году в контексте его пятой книги стихов «Родине» (1906) и его пропагандистских «Политических сказочках», которые представляли собой пародию на духовенство и власть.

Своего рода поэтическое представление борьбы с реальностью воплощают в себе его самые знаменитые 6-й и 7-й сборники стихотворений «Змий» за 1902 год и «Пламенный круг», вышедший в следующем году.

В 1907 году выходит статья Сологуба «Я. Книга совершенного самоутверждения», стилизованная под библейские пророчества. Теперь писатель вышел на первый ряд популярнейших литераторов, и с честью принимал буквально всеобщее читательское признание, которое особенно окружило его после выхода романа «Мелкий бес», увидевшего свет в 1905 году на страницах журнала «Вопросы жизни», а вскоре вышедшее несколькими отдельными изданиями. Как заметил А. Блок, этот роман прочитала «вся образованная Россия». "Мелкий бес" был воспринят как некая мистификация, превращающая российскую провинциальную действительность в дьяволическую свистопляску. Ей оказались неподвластны лишь тайные эротические действия отрока и отроковицы.

Подобная тематика находит себя и в следующих романах Сологуба «Навьи чары» и «Дым и пепел», опубликованных в альманахах и сборниках 1907-1913 гг. После значительной переработки эти романы были объединены в один под названием «Творимая легенда», он занял три последних тома двадцатитомного собрания сочинений Сологуба, которое было закончено в 1914 году. В нем обывательщине и разгулу противостоит оторванное от действительности творческое воображение. Роман приобрел скандальный успех, который объяснялся его явным эротизмом. Естественно, что критика единогласно осудила произведение.

В предвоенные годы популярностью пользуется драматургия Федора Сологуба, в контексте которой явны его философские идеи, воплощенные в мифологических и фольклорных сюжетах. Это и трагедия «Победа смерти», которая в 1907 году ставится на сцене театра Комиссаржевской, и пьеса-буффонада «Ночные пляски» (1908), и «Ванька Ключник и Паж Жеан» (1908).

Военные и революционные события 1917 года значительно сократили читательскую аудиторию Сологуба. Этому способствовали его многочисленные ура-патриотические стихи, издаваемые в журналах, а позже частично собранные в его книге «Война», вышедшей в 1915 году.

Сологуб восторженно приветствовал события февральской революции, а большевистское переустройство действительности принял за одно из проявлений торжества зла и лжи, которому может быть противопоставлено лишь усиленное художественное творчество. Это он и пытался делать в своих поэтических сборниках «Одна любовь», «Фимиамы», «Чародейная чаша», «Свирель», «Великий благовест», которые были изданы в период с 1921 по 1923 год. Сборники выходили очень скудными тиражами и уже не вызывали ни малейшего интереса со стороны читательской аудитории.

Исследователи творчества Сологуба отмечают, что писатель имел и талант переводчика художественных текстов. До войны ему с особой легкостью удавались переводы драм Г. Клейста, которые он осуществлял совместно со своей женой, тоже переводчицей. На протяжении семнадцати долгих лет Сологуб трудился над переводами стихотворений П. Верлена, вышедших в 1923 году отельным изданием. В основном Сологуб занимался переводами с французского и немецкого языков. Подтверждением этому являются романы Вольтера «Кандид» и «Сильна, как смерть» Мопассана, которые и по сей день печатаются именно в его переводе.

Около трети стихотворений Сологуба до недавнего времени оставались неопубликованными. А те, что теперь стали доступными, критики оценивают как своеобразное воплощение индивидуальной поэтической структуры, неподражаемой музыкальности и богатства ритмов.

Скончался Сологуб 5 декабря 1927 года в Ленинграде.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сологуба Федора Кузьмича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.