Соколов Александр Всеволодович

Александр Всеволодович Соколов - русский, а точнее русскоязычный, писатель, родившийся за границей, в Канаде, 6 ноября 1943 года. Его отец в то время работал в торговом представительстве СССР в Канаде. Будучи майором разведки, занимался разведывательной деятельностью, за которую позже и был выслан из страны. Начиная с 1947 года, постоянно живет в Москве.

Уже в 1950 году Саша пошел в школу, с этого времени и начинается официальная биография Александра Всеволодовича Соколова - писателя модерниста, человека не однозначного, со своим мировосприятием, не похожего ни на одного русского писателя ни из среды иммиграции, ни из бывшего СССР. Многие биографы Александра Всеволодовича не могли отделаться от соблазна сравнить его с Владимиром Набоковым, провести параллель между ними, найти общие черты, говорящие о влиянии великого писателя на творчество Соколова. Тем более что на обложке «Школы для дураков» можно прочитать слова В. Набокова об этой книге: «Книга обаятельная, трагическая и трогательнейшая. Но эти попытки не могли увенчаться успехом, Соколов самобытный писатель, к счастью, не похожий ни на кого».

Школьные годы, порой, приносили немало неприятностей, взаимоотношения с администрацией школы не складывались. Он был не в состоянии вписаться в тесные рамки правил поведения советского школьника, как позже не смог согласиться со многими реалиями советской жизни, что для людей знакомых с Сашей, было абсолютно естественно. Но, несмотря на конфликт с администрацией, а может быть благодаря ему, отношения с одноклассниками были прекрасными.

Он, безусловно, выделялся среди сверстников и умом и талантом. В двенадцать лет Соколов представил на суд товарищей свое первое произведение - приключенческую повесть. Но признание одноклассников он заслужил также своими эпиграммами и пародиями на учителей. Все это не могло пройти не замеченным руководством школы, и конфликт продолжал нарастать. Появилась угроза перевода в спецшколу, но отцу удалось уладить конфликт.

В 1961 году, к радости учителей, Александр Всеволодович оканчивает школу и вскоре начинает работать в морге, вначале санитаром потом препаратором. В 1962 году по настоянию родителей поступает Военный институт иностранных языков. Но военная служба, как в прочем и любые ограничения его свободы, вскоре опостылела и он не находит другой возможности избавиться от нее, как симулируя душевную болезнь. В результате чего он три месяца проводит в военной клинике для душевнобольных.

С середины 60-х он вступает в неформальное объединение литераторов «Смог», название составлено по первым буквам слов: «Смелость, мысль, образ, глубина», но участникам группы больше по душе было - «Самое Молодое Общество Гениев».

В 1967-ом году поступает в МГУ на факультет журналистики и одновременно начинает публиковать свои очерки, заметки, статьи в периодике. Эти литературные опыты не остались не замеченными и за опубликованный в популярном журнале «Наша жизнь» рассказ «Старый штурман» Саша получает премию.

Вначале семидесятых он устраивается на работу егерем в одно из лесничеств Калининской области, женится и вскоре у них рождается дочь. Вместе с семьей он переезжает на Кавказ, где работает в местной газете «Ленинское знамя», но конфликт с редактором заставляет его уйти из газеты. Он оставляет семью и уезжает в Москву, где через знакомых начинает искать пути выезда за границу. Его поведение и, особенно, знакомство с гражданкой Австрии, приводит к тому, что им заинтересовалось КГБ. В этом не было ничего удивительного, так как его отношение к социалистическому строю и окружавшей его действительности неминуемо должны были перерасти в конфликт с властью. Он находится под постоянным наблюдением чекистов и разговора о литературной деятельности не может быть. Ни один редактор не возьмется публиковать его произведения.

Два года Александр работает кочегаром в котельной, в районе Тушино, но не оставляет попыток уехать из страны. Он неоднократно пытается заключить брак с Иоханной Штайдль своей австрийской знакомой, пытающейся всеми силами помочь ему. Но вскоре и ее лишают въездной визы. Не имея возможности въезда в СССР, она не оставляет попыток помочь Саше и организовывает акции протеста в Вене. После личного вмешательства канцлера Австрии и его просьб к советскому руководству, Александра Всеволодовича выпускают из СССР и он, наконец, получает возможность в 1975 году иммигрировать Европу.

Приехав в Европу, он заключает брак с Иоханной и поступает на работу, на местную фабрику по производству мебели. Ни политическая, ни общественная жизнь его не интересует, он не встречается ни с кем из представителей политической эмиграции или писателей, которым удалось уехать из СССР. Слишком много душевных и физических сил было потрачено.

Но, чуть позже, на форуме, посвященном проблемам, связанным со свободой слова в советской России, судьба сводит его с замечательными людьми. Среди них Александр Галич, Владимир Максимов, Андрей Амальрик. После знакомства и общения с ними он покидает Европу и перебирается в США. Там он первое время живет в доме Карла Проффера, замечательного американского литературоведа - слависта, переводчика, прекрасно знавшего русский язык, публициста - благодаря чему в свое время увидели свет многие произведения таких талантливых писателей, как В. Набоков, И. Бродский, В. Аксенов, В. Довлатов и многие другие.

Вскоре Александру Всеволодовичу удается получить гражданство Канады. Сбылась его мечта, к которой он шел долгие годы. Еще до публикации своего главного произведения «Школы для дураков» он начинает пользоваться уважением в среде русской эмиграции и вскоре слывет одним из лучших русских писателей. Рукопись его романа около трех лет ходила по европейским изданиям и, в конце концов, выходит в свет у К. Проффера в издательстве «Ардис». Сам Проффер в письме к Александру Всеволодовичу напишет: «Ничего подобного нет ни в современной русской литературе, ни в русской литературе вообще». Подобную же оценку роман Соколова получил и из уст И. Бродского, Н. Берберова и многих других.

По мнению критиков, главным героем романа является язык, которым он написан. В романе идет речь о событиях, происходящих в школе для детей с умственной отсталостью. Это дачный поселок вблизи одного из среднерусских городов. Главный герой подросток, ученик этого заведения, страдающий раздвоением личности. Он, в силу своей особенности, не может отличить события реальные, происходящие с ним от событий гипотетических. Они постоянно переплетаются между собой и сливаются с воспоминаниями мальчика. Именно этот конфликт между миром реальным и придуманным, существующим лишь в мечтах и становится основной темой романа. Он сродни конфликту личного мировосприятия самого писателя, с окружающей действительностью, с «наружным миром».

Люди знакомые с творчеством писателя, а также знающие его лично говорят, что именно с этого романа он начинает рассказывать о непрочности и эфемерности бытия, об условности принятых обществом пространственно-временных категорий. Соколов, бесспорно, художник в чистом виде он отделяет изящное искусство от государства, политики, от средств информации. Полностью отказывается, как в «Школе для дураков», от сюжета, диалога, все приносится в угоду «Слову».

Опубликованный Проффером роман принес А. В. Соколову мировую известность. И издатель, как впрочем, и многочисленные поклонники, уже жаждал нового произведения. Александр Всеволодович садится за написание нового романа «Между собакой и волком», но его постоянные переезды из США в Канаду и обратно, а также врожденная обстоятельность делали его человеком, способным до бесконечности затягивать сроки подачи рукописей. В первый раз рукопись была сдана в 1978 году, но реакция Проффера на нее была настолько отрицательной, что Соколов тут же садится за доработку и окончательный вариант появляется лишь в 1980 году, этот вариант и публикуется. И хотя сам писатель неоднократно заявлял об отсутствии какой-либо связи между своими произведениями и собственной биографией, как и в «Школе для дураков», так и в этом романе эта связь хоть и смутно, но прослеживается. Происходящие в романе события отдаленно напоминают жизнь автора в бытность его егерем в Калининском лесничестве.

Издание романа не вызвало столько восторга ни у читателей ни в кругах эмиграции, сколько его первый роман, но в отличие от «Школы», он будучи опубликованным в Советском союзе, правда в самиздатовском журнале, получил намного больший резонанс и был отмечен премией имени Андрея Белого.

Начало 80-ого года писатель проводит со своими друзьями Э. Лимоновым и А. Цветковым, постоянно перемещаясь между США и Канадой. Читая лекции в различных университетах. В этом же году он поселяется в Калифорнии, преподает в университете и начинает работу над новым романом, который увидит свет в 1985 году. Это будет роман «Полисандрия», который будет издан в издательстве «Ардис». Этот роман окончательный поворот в сторону постмодернизма и психоаналитики. Основная причина, заставившая писателя развернуться к постмодернизму, это желание повернуться лицом к американскому читателю, которого не интересует ничего, что не связано с западной культурой, с западными ценностями. Популярность писателя постоянно растет, он непременный участник различных конференций по вопросам литературы, искусства. Он и сам пытается дать определение предназначению писателя в этом мире, его месту в обществе.

«Полисандрия», чтобы не говорили критики, абсолютно в духе Соколова. Здесь он весь, его видение советской, а теперь можно сказать, и постсоветской действительности. Это фантасмагория, в ней описываются события до 2004 года. Главный герой, некто Дальберг, одновременно внук Г. Распутина и племянник Л. Берии, и все у него в жизни хорошо пока Андропов не вербует его в тайный орден, с целью убийства Л. Брежнева. Здесь Соколов, в который раз пытается показать условность временных рамок, преодоление линейного течения времени. Кто- то из критиков, рассуждая об этой книге Соколова, скажет: «Жизнь как утопия, а утопия как жизнь». Желание Александра Всеволодовича написать анти роман полностью удалась, но кроме этого удалась и пародия не только на детективную или порнографическую литературу, но и на эмигрантскую, диссидентскую прозу с ее лексикой и пафосом.

В 84-омгоду Александр Всеволодович принимает участие, вместе с Михаилом Барышниковым, И. Бродским и С. Довлатовым, в конференции, посвященной развитию русской культуры, и опять читает лекции в университетах США и Канады. Осенью 85-го года он читает несколько лекций в университете Калифорнии. Одна из них «портрет русского художника, живущего в Америке» - это своеобразное подведение итогов своего творчества за время пребывания в Америке. Это, безусловно, самый плодотворный период. Именно в это время были созданы все его великие произведения, которые изменили отношение критики к русской литературе, да и мировой постмодернизм претерпел в связи с его творчеством большие изменения.

После выхода его первого романа его популярность растет и к концу 80-х годов достигает своего апогея. Популяризацией его творчества занимается и его близкий друг В. Аксенов.

В конце 80-ых Саша Соколов приезжает в Россию. Здесь с его творчеством уже знакомы, на волне свободы слова издаются книги многих запрещенных до того времени писателей. В их числе и Саша Соколов. Он прекрасно принят российскими критиками и литературоведами. С начала 90-х годов он постоянно посещает Москву и в середине 1996 года удостаивается Пушкинской премии.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Соколова Александра Всеволодовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.