Скаррон Поль


Поль Скаррон родился в многодетной семье. Его отец служил чиновником в Счетной палате. В семье было, помимо Поля, еще шестеро детей. В молодости будущим поэтом была избрана карьера католического священнослужителя. В 1632 году Скаррон получает место в приходе Ле-Мане, он приближен к епископу Шарлю Бомануар, а также слывет очень интересным лицом в провинциальных салонах.

В 1638 году неожиданное заболевание ревматизмом превращает 28-летнего молодого повесу-аббата в разбитого параличом калеку. Теперь жизнь Поля, привыкшего весело и легко проводить время, стала проходить в комнате и состоять из невыносимой боли в суставах. Единственным, что занимало ум молодого человека и скрашивало его существование, было литературное творчество. Но недуг не помешал ему усиленно заниматься писательским трудом, а в его произведениях стало проявляться не сломленное недугом необыкновенное остроумие.

Далее биография Поля Скаррона целиком и полностью определилась его литературным талантом. Почти не имея средств к существованию, автор вынужден искать помощи у меценатов, поэтому он посвящает свои произведения людям с властью и деньгами, добиваясь пенсий, денежных пособий и т.д. Скаррон был любимцем Анны Австрийской, но недолго. После публикации в 1649 году памфлетов в адрес кардинала Мазарини он лишается королевской пенсии. Снова жизнь поэта зависела только от его стихов-посвящений.

В 1652 году Скаррон возвратился в Париж. Здесь он женится на молодой внучке поэта Агриппы Д'Обиньо. Франсуазе было 17, у нее не было никакого приданого. Впоследствии ставшая мадам де Ментенон, Франсуаза скрасила последние годы жизни Скаррона.

В парижском квартале Маре, так называемом, "Приюте Безденежья" поэт открыл свой литературный салон. Здесь часто собирались представители литературного света того периода, среди которых были и многие приближенные к королевскому двору. Среди гостей салона Скаррона бывали поэты Тристан Отшельник, Сент-Аман, Бенсерад, а также аббат Буаробер, маршал Франции Тюренн, живописец Миньяр, Нинон де Ланкло.

Началом литературного творчества Поля Скаррона, его дебютом для широкой публики стал "Сборник из нескольких бурлескных стихов"(1643). Затем была поэма "Тифон или Гигантомахия". В этих произведениях он выступает как противник всего неестественного, приторного или нарочито приподнятого, а также пародирует высокопарность героических поэм. Одна из од Скаррона «Hero et Lйandre» была явной пародией на бессодержательные, но высокопарные до треска произведения высокого слога.

Одним из самых популярных произведений Поля Скаррона является "Вергилий наизнанку" (1648-1653). Это была очень остроумная, иногда с грубыми шутками, пародия на Энеиду. Произведение облетело всю Европу и стало эталоном для подражания многих авторов. Так, австриец А.Блумауэр, вдохновленный "Виргилием наизнанку", создает свою шуточную поэму, у славян выходит перелицовывание "Энеиды" на русском языке Н.П.Осипова, на украинском - И.П.Котляревского, и В.Равинского на белорусском языке.

Лучшим творением Скаррона считается "Комический роман" (1649-1657). Здесь все пронизано отрицательным отношением автора к жанру, воспетому Ла Кальпренедом, г-жой Скюдери и другими сторонниками "слащавого" жанра. Томным воздыхателям, чувствительным и благородным рыцарям и другим подобным персонажам, которые восхищали современную публику, были противопоставлены обычные, реальные персонажи, часто невоспитанные, грубоватые, иногда циничные, но выхваченные из окружающей жизни. Герои Скаррона говорили простым языком, любили ясные, определенные, понятные вещи, свойственные местам, где родились и жили.

Определенный период жизни Скаррон провел, скитаясь с труппой актеров по Франции. Это был бесконечный жизненный опыт, пища для ума и наблюдательности, основа для будущих произведений. Теперь в его творчестве особо ярко обрисованы типичные и неординарные личности, воссоздана провинциальная жизнь. Даже современный читатель найдет для себя много интересного в произведениях Поля Скаррона, где в удивительной квинтэссенциии остроумия подана масса бытовых подробностей из жизни актеров и общества вокруг.

В "Комическом романе" отсутствует единая фабула, главная нить произведения постоянно прерывается различными эпизодами, причем изображение реальной жизни у автора несколько одностороннее, напоминающее таковые в "плутовском романе". Поэтому творения Скаррона - это, скорее всего, воплощение карикатурного жанра "шутка, шалость".

Автор занял достойное, особенное место в истории французской и мировой литературы 17 века. Роман впервые стал противовесом одностороннему господству существовавшего тогда принципа невозможности в литературе освещать низменные, реальные стороны действительности. Это считалось недостойным хорошего автора. Если приемы Скаррона кажутся крайностями, то это было лишь ответом, реакцией на крайности старой школы. В основе творчества писателя был зародыш разумного, здорового, перспективного реализма.

Авторству Поля Скаррона принадлежат и комедии ("Жодле, или Слуга-господин", "Дон Иафет Армянский" и др.), а также сонеты, мадригалы и послания. Полное собрание сочинений Поля Скаррона было издано в Амстердаме в 1737 году, в 19 веке переизданы "Вергилий наизнанку" и "Комический роман".

Многие российские авторы обращались к творчеству Скаррона. В.Майков подражает ему в героико-комической поэме "Елисей, или раздраженный Вакх". Никола Осипов в своей "Энеиде, вывороченной на изнанку", упоминает "Вергилия наизнанку". В 1763 году В.Теплов перевел на русский язык "Веселую повесть" Поля Скаррона.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Скаррона Поля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.