Шварц Евгений Львович

Биография Шварца Евгения Львовича началась 9 (21) октября 1896 года. Его отец был врачом. Детство Шварц провел в Майкопе. Был студентом юридического факультета Московского университета сразу после Октябрьской революции 1917 года, но не окончил его, так как выбрал карьеру актера в театре-студии. Первым местом работы был Ростов-на-Дону, а с 1921 - Петроград и «Театральная мастерская». Рецензии к спектаклям «Театральной мастерской», в которых играл Шварц, были положительными. Критики называли голосовые и пластические данные этого актера выдающимися и прочили ему блестящую актерскую карьеру.

Но Шварц ушел со сцены в начале 20-х годов, променяв ее на должность литературного секретаря К.И. Чуковского. С 1923 по 1924 года он также работал в качестве журналиста в различных печатных изданиях Донецка, в том числе в журнале «Забой» и известной газете «Кочегарка». В последней под псевдонимом Дед Сарай печатались специально написанные ним стихотворные фельетоны. Также Шварц писал для журнала «Ленинград».

В Ленинград Евгений Львович вернулся в 1924 году. Поступил на работу в детскую редакцию Госиздата, где его руководителем был С.Маршак. В его обязанности входило оказание помощи дебютантам, многие из которых впоследствии вспоминали, что у Шварца была редкая способность дополнять и развивать чужие замыслы, что помогло многим новичкам определиться с намерениями и раскрыть их индивидуальные возможности.

В этот период Шварц активно общался с обэриутами - участниками литературной группы ОБЭРИУ, в которую входили писатели и деятели искусства. Как и многие из них, он писал детские стихи и рассказы для журналов «Еж» и «Чиж», издавал книги для детей. Как позже вспоминал Шварц, общественная обстановка тех лет и работа детских писателей была непростой, так как считалось, что детская литература никак не помогает ребенку постигать мир, поэтому она была «взята под подозрение». Именно такая атмосфера сопровождала рождение драматургии Шварца.

В 1929 году Шварцем была написана первая пьеса «Ундервуд». Она отличалась простым сюжетом: студенту Ныркову для выполнения срочной работы на дому выдали пишущую машинку марки «Ундервуд», которую решили украсть жулики, но пионерка Маруся помешала осуществить кражу. Такой детский образ, воплощение дружбы и самоотверженности, стал присущ многим пьесам Шварца.

В 1934 году благодаря уговорам режиссера Н.Акимова драматург обратил внимание на комедийную драматургию для взрослых. Результатом стала пьеса «Похождения Гогенштауфена». В этом сатирическом произведении со сказочными элементами борьба добра и зла происходит в обычном советском учреждении, в котором управляющий делами Упырев - настоящий упырь, а в качестве уборщицы (Кофейкиной) работает добрая фея.

В 1940 году Шварц написал пьесу «Тень». Несмотря на то, что в ней просматривались мотивы сказок Х.К. Андерсена, сразу после премьеры ее сняли с репертуара, так как она слишком напоминала политическую сатиру. Возможно, в этом кроется причина того, что следующие пьесы Шварца стали более современными, без сказочных элементов: «Брат и сестра», «Наше гостеприимство», «Одна ночь».

Во время Великой Отечественной войны драматурга эвакуировали из блокадного Ленинграда. Он жил в Кирове (Вятке) и Сталинабаде (Душанбе). В 1943 году закончил работу над пьесой «Дракон», которую сыграли на сцене уже после войны в Ленинградском театре комедии. Однако больше одного раза сыграть ее не получилось - спектакль сразу после премьеры сняли с репертуара. Запрет на пьесу длился вплоть до 1962 года. Сюжет был закручен таким образом, что добрый рыцарь Ланцелот хоть и победил злого правителя Дракона, но не смог победить зло, так как Дракон сумел «вывихнуть людские души», поэтому его смерть лишь разожгла борьбу за власть между приспешниками, не принеся народу освобождения и улучшения существования.

Шварц ознакомился со сделанной Акимовым режиссерской экспозицией Дракона, и в своей переписке с постановщиком озвучил принцип своей драматургии, который считал одним из главных. По его мнению, чудес в пьесе не должно быть в изобилии, иначе они могут вызвать недоумение, и как следствие, отвлечь зрителя от весьма важных событий. Зритель, конечно, развлечется, но пропустит кое-что важное.

Читатели и зрители пьес Шварца могут делать выводы о позиции автора, основываясь на конкретных образах и ситуациях, на последовательном раскрытии ним психологии своих персонажей. В его пьесах есть глубокий философский подтекст, но также в них присутствует и антидидактичность, сочетание сказочного, необыкновенного с узнаваемым, реальным. Это касается многих его пьес: «Голого короля» (1934), «Красной Шапочки» (1936), «Снежной королевы» (1938), «Золушки» (1946), «Обыкновенного чуда» (1954) и других. Из-за этой особенности критики назвали пьесы Шварца «сказками характеров».

В послевоенные годы общественное положение этого драматурга сложно назвать легким. Свидетельство тому - «Автобиография», написанная в 1949 году, и впоследствии напечатанная в Париже в 1982 году. В эпоху правления Сталина спектакли по пьесам Шварца не ставили. Вернуть их на сцену предложила Ольга Берггольц, которая на съезде писателей в 1954 году назвала его своеобразным, самобытным и гуманным талантом.

Первый сборник пьес Шварца увидел свет в 1956 году. Тогда же по ним опять начали играть спектакли, причем не только в СССР, но и за рубежом. В течение 1955-1956 годов Шварц вел дневник, записи из которого впоследствии легли в основу его «Телефонной книжки» - мемуаров, уникальную форму которых он изобрел сам. «Телефонная книжка» представляла собой миниатюрные портреты людей, с которыми Шварц познакомился благодаря творческой судьбе. Также она изобиловала меткими характеристиками различных советских учреждений, таких как творческие союзы, издательства, театры, вокзалы и т.п. Целью ведения «Телефонной книжки» Шварц считал подробное и точное изображение живых людей, каждого из которых он воспринимал как историческое лицо.

По характеристике И.Эренбурга Шварц был «Чудесным писателем, нежным к человеку и злым ко всему, что мешает ему жить». По мнению В.Каверина этот драматург был «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». На его счету около 25 пьес, но в печать попали не все из них. Фильмы «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Золушка» сняты по его сценариям. Роли в них сыграли такие замечательные актеры как Ф.Раневская, Э.Гарин, Н.Черкасов, Ю.Толубеев, Я.Жеймо и другие.

Скончался Евгений Львович в 1958 году 15 января в Ленинграде.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шварца Евгения Львовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.