Шмелёв Иван Сергеевич

Биография Шмелева начинается с его появления на свет в Замоскворечье, в 1873 г., 21 сентября. Его дед был государственным крестьянином Богородского уезда губернии Московской. Отец мальчика имел купеческое сословие, однако на торговые дела упора не делал, удовлетворяясь должностью подрядчика, будучи хозяином не только множества бань, но и артели плотников. Шмелев сам про себя говорил, что его семья относится к торговым крестьянам, староверцам и коренным москвичам. В делах творческих Шмелева - быт и обычаи того времени нашли самое яркое отражение, равно как и то, как он воспринимал окружающую его действительность. Старообрядческий демократизм витал над семьей будущего автора. Что работники, что хозяева - все они дружно соблюдали пост, соблюдали заветы своих предков, жили одной большой общиной. Тут имели единство нравственные и духовные принципы, не было никакой разобщенности, и ничего удивительного, что мальчик все это впитывал с детства.

Что касается постижения азов грамоты, то молодой человек занимался ее обучением дома, как и в прочих купеческих семьях. Мать выступала в качестве его основного учителя. Толстой, Крылов, Пушкин, Тургенев, Гоголь - всех своих коллег Шмелев изучил досконально, равно как и предметы их творческой активности. В 1884 году он поступает в шестую Московскую гимназию, и именно там начинает изучать творчество Лескова, Успенского, Короленко и Мельникова-Печерского, причем именно эти творцы становятся его любимыми авторами. Однако многое он почерпнул из творчества Александра Сергеевича, что можно невооруженным глазом увидеть в таких его произведениях как «Тайна Пушкина», «Верный идеал» и «Заветная встреча».

Однако главенствующим для Шмелева учителем становится сама жизнь молодого автора. Кое-что о начале своего творческого пути современный искатель может почерпнуть, обратившись к его истории «У мельницы», которая нашла публикацию в «Русском обозрении» в 1895 году. Это-то и стало творческим дебютом автора.

На Охтерлони писатель женится осенью 1895 год, ну а их первое совместное путешествие, по уверениям жены, прошло на острове Валаам - именно там, где и скиты, и древнейший монастырь. "На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки" - вот что стало причиной этой поездки молодых. Однако судьба у книги была не сказать, чтобы удачной: крамолу в ее страницах усмотрел Победоносцев, оберпрокурор святейшего синода, по причине чего книга увидела свет, но претерпела ряд вынужденных сокращений. По этой самой причине Шмелев расстраивается и не возвращается к литературе в течении десятка лет. Ему приходилось думать о том, на что содержать семью, и он явно полагал, что литературное поприще, если все пойдет в том же ключе, содержать его семью не сможет.

Ничего ему не остается, кроме как поступить на юридический факультет университета Москвы, что меняет радикально все окружение автора. В те времена университеты были кузницей интеллигенции, и из горнила этой социальной печи выходили представители и церковных семейств, и дворянских, и даже мещан. В книге "Железная женщина" Берберов очень точно характеризует место интеллигенции на сломе двух веков, повествуя, что все эти люди к разным слоям и сословиям относились, при всем при этом, однако, сторонясь аристократического ключа, свободно и с охотой общаясь с простыми людьми. Хотя бы потому, что общих тем для бесед у интеллигенции и аристократии вот как-то не находилось.

Как только окончил университет, стал полноправным интеллигентом - представителем той самой касты, которая в былые времена имела большое уважение в нашей стране. Как пишет про интеллигенцию Бердяев, в период второй половины века девятнадцатого слой культурного населения страны начинают именовать именно интеллигенцией. Ее всегда волновали идеи социальной направленности, причем если какая идея молодыми интеллигентными умами начинала овладевать - представители этого класса не могли успокоиться, пока не получали полной защиты собственных идей и стремлений относительного того или иного общественного вопроса. Ну а поскольку интеллигенции в политику путь был заказан, несчастным представителям этого культурного слоя ничего не оставалось, кроме как выражать свои мысли и идеи в литературном оформлении.

В той же статье тот же человек размышляет о судьбе, которая постигла представителей русской интеллигенции, при этом подчеркивая, что вся интеллигенция, по сути, корнями в народе лежит. Вера в то, что крестьянство, простой наш народ, способен на многое, на лучшую жизнь - все это, равно как и его исторический героизм, отражается в произведениях творцов среди этого класса. Господствующие классы, к примеру, ни черта не знают о тайне настоящей жизни, а вот простому народу сия истина известна по определению.

В творчестве Шмелева все качества, присущие русской интеллигенции, отражались полномерно. Закончив университет в 1898 году, он работал помощником поверенного столичного, потом во Владимире служил в качестве налогового инспектора.

По причине нахождения на столь ответственной должности Шмелев колесил по всей губернии, ночевал на постоялых дворах и прочих отдаленных уголках страны.

Наступает 1905 год, и писатель приходит к пониманию того, что ему снова нужно начинать писать. Его свежие работы выходят в «Детском чтении», начинается сотрудничество с журналом «Русская мысль». Наступает год 1907, и автор, окончательно поверив свои силы в литературном плане, решает уйти в отставку и обосноваться в столице, чтобы полностью отдаться литературе.

Многое почерпнул он для себя после путешествия по дорогам Владимира. Он уже тогда начал понимать, что в народе беспокойство назревает, в воздухе висит тлетворный аромат начинающегося революционного настроения. Ильин, который позже будет досконально исследовать творчество автора, писал, что когда творец творил, то он однозначно слышал стенания народа, слышал, как беспокойно колышется трава, предчувствуя недоброе, ведь революция-то была не за горами.

В произведениях малой прозы своей Шмелев отражает свои былые встречи с разными людьми разных сословий, при этом отмечая, что новая жизнь постепенно наступает на горло старой, дочиста стирая былое мировоззрение простого русского обывателя. Революционное настроение нарастает все больше, и сам автор это всецело понимает, ощущает, что наступает раскол, причем и в русском быту тоже, а не только в его взглядах на окружающее.

В его произведении «Распад», что было написано в 1906 году, обыгрывается конфликт отца и сына. Отец, владеющий заводом по производству кирпича, выступает противником всего нового. Нигилист в лице его сына отцовских взглядов разделять не собирается. Поскольку отец и сын понять друг друга так и не смогли, в итоге оба гибнут. Несмотря на это, произведение заканчивается на оптимистической нотке.

Однако автору потрясающий успех принесло его следующее произведение, «Человек из ресторана», которое было написано в 1910-м. Общественность по важности сравнила это произведение с литературным дебютом Достоевского, а критика достойно восприняла описанную им проблему отцов и детей на заре революционного бурления.

Дореволюционная критика с упором на демократию очень любила отмечать пафосность истории «Человек из ресторана», поскольку ее представители полагали, что рассказ выступает отнюдь не за общественный строй страны. Они думали, что развал общественности - это и есть та самая цель, которую писатель отразил в своей истории. Однако Шмелева здесь интересовали людские взаимоотношения, их способность делать правильный выбор.

Негативные стороны религии никак не заслоняют от автора важные грани нравственной философии. Деревенское духовное ни единожды находило свое отражение в рассказах писателя. Поскольку демократическая литература того времени нередко позволяла себе легкий сарказм и некоторую степень издевки над духовенством, Шмелев себе такого не позволял. Наступает время, когда критики благотворно реагируют на работы писателя, и он обретает признание читателей, равно как и любовь со стороны коллег по цеху.

Как только наступает время войны, Шмелев уезжает в Калужское имение вместе с супругой. Только тут он понимает, как мировая бойня влияет на нравственность человека. Потом выходит его рассказ «Оборот жизни», где герой повествования, Митрий, работающий столяром, понимает, насколько положительно повлияла война на его бизнес, ведь на войне гибнет много людей, так что на изготовлении крестов он неплохо поднял свое материальное положение. Вот только барыш не приносит ему счастья, ведь со временем герой понимает, как нехорошо наживаться на чужом горе. Однако война касается непосредственно и семейства Шмелевых тоже, поскольку в итоге на фронт уходит Сергей, его сын. Острота этого события нашла свое отражение в повести «Это было»; сама повесть исполнена страшных монологов самого автора.

Очень с неплохим энтузиазмом Шмелев принял революцию в феврале, равно как и прочие представители интеллигенции. Этих событий Шмелев тоже не принимал в положительном ключе. Он усматривал в событиях февраля истинное насилие над страной, чего не понимали устроители этого переворота. Нравственность распалась, как только новая власть ступила на трон правления нашей многострадальной страной. Наступает время, когда Шмелевы переезжают в Крым и селятся в коттедже в районе Алушты.

Сын писателя становится в ряды армии добровольцев. Он был служащим комендатуры в Алуште, и поэтому боевые столкновения его, к счастью, обошли стороной. Как только Врангель ударился в 1920 году в бега, красная армия оккупировала Алушту. Оказалось, что в рядах Врангеля был сын Шмелева, в результате чего наследник писателя был пленен новым порядком. Однако все попытки отца спасти своего сына успехом не увенчались, и в результате Сергей пал жертвой расстрела.

Однако это было далеко не единственной трагедией, что потрясла Шмелевых. Настало время великого голода 21-го года, и в Крыму было не менее тяжело, чем во всех остальных регионах страны, в результате чего погибло более пяти миллионов наших соотечественников.

Писатель был в ярости и скорби, и не видел выхода своим эмоциям, которые давили на него тяжким грузом. Нельзя уже было писать людям правду, хотя молчать он однозначно не мог уже. Как только по весне 1922 он возвратился в столицу, стал смотреть в сторону заграничного пространства, мечтая оказаться там, а ведь именно туда его звал Бунин, старый коллега правдолюба. В конце ноября Шмелев и его жена отправляются в Берлин.
Прекрасно понимая душевное состояние приятеля по творчеству, Бунин приглашает его вместе с семьей во Францию, намериваясь обеспечить их обоих визами. Вскоре, в 1923 г., в январе месяце, Шмелев и его жена оказываются в Париже, и именно там писатель доживает свои последние двадцать семь лет жизни. Чета Шмелевых разместилась на съемной квартире близ Дворца Инвалидов, где находятся останки Наполеона Бонапарта.

После того, как Шмелев иммигрировал на чужбину, он написал «Солнце мертвых», который стал трагической эпопеей в творчестве писателя. Этот роман был опубликован только в 1923 году в рамках иммиграционного сборника под названием «Окно», ну а уже год спустя стал отдельным изданием самостоятельного типа. Очень скоро роман был переведен и на немецкий, и на французский, и на английский, а также на ряд иных языков, а это было редким явлением, если касаться литературных работ отечественных эмигрантов.

Книга «Солнце мертвых» стала первой попыткой в русской литературе проникнуть в самую суть трагедии отечества. До начала тридцатых выходит ряд сборников Шмелева, которые были перенасыщены теми впечатлениями, которые писатель получил в период революционных волнений на родине. В романе «Лето Господне» мы видим череду праздников истинного православия, в которых отражена народная душа, душа простого русского человека. Был еще поэтический рассказ под названием «Богомолье», в котором рассказывается о Троице-Сергиевской Лавре. В истории «Няня из Москвы» прослеживается и скорбь, и ирония в мягких тонах. В ней повествуется об обыкновенной женщине, которая судьбою была направлена в Париж.

Год издания «Лета Господнего» - 1933, «Богомолья» - 1935, «Няни из Москвы» - 1936.
«Пути небесные» были изданы в 1948.

Наступает 1936 год - то время, когда написание «Путей небесных» подходит к концу. Надо сказать, что именно в этом произведении однозначно сложились такие направления мировосприятия писателя, как патриотизм и религия.

Однако череда суровых испытаний для писателя не закончились и на этом. В конце июля 1936 года после не слишком продолжительной болезни его навсегда покидает его жена, Ольга. Только она понимала его так, как никто из его современников. Поскольку немногочисленные друзья писателя понимали, что это может завершиться для него суицидом, они сделали так, что он смог отправиться в путешествие по Эстонии и Латвии. Побывав в Псковско-Печорском монастыре, писатель долго стоял возле границы, за которой была она, его родина. Ему удалось сорвать цветы, растущие на российской стороне. Позже тяжкая болезнь заставляет писателя слечь в постель. Успешная операция была сделана Шмелеву в 1949-м.

К писателю возвратилось творческое вдохновение, в результате чего новые творческие планы не заставили себя долго ждать. Он хотел написать третий том «Путей небесных», однако 24 июня 1950 года Шмелева сводит в могилу острый сердечный приступ

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шмелёва Ивана Сергеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.