Шлегель Фридрих


В 1772 году 10 марта в Ганновере родился писатель, поэт, философ, критик и лингвист Фридрих Шлегель. Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма.

Родители Фридриха советовали ему заняться торговой деятельностью. Он обучался юриспруденции в Лейпциге, позже вместе с братом Августом принялся изучать филологию в Геттингене. Но больше всего Фридриха интересовали древняя литература и древние языки. Окончив университет, он продолжает заниматься изучением древности. Замыслил изложить с научной точки зрения историю греческой поэзии, по примеру сочинений Винкельмана, отображавших греческое искусство в научной форме изложения. Изучал философию Платона.

1794 год - публикует в «Берлинском Ежемесячном Журнале» за ноябрь, статью «О школах греческой поэзии», в которой классифицировал поэзию Греции. Фридрих разграничил периоды греческой поэзии на ионический, дорический, аттический и александрийский. Все более и более увлекаясь древнегреческой литературой и философией, он изучает становление диалектов древнегреческого языка, рассматривая его появление, как естественное проявление речевых способностей. Изучает философию Канта.

Сравнивая изящество греческой поэзии, Шлегель страстно желал преобразить немецкую поэзию, придать ей легкости и красоты. Это желание породило критику немецкой поэзии, выражавшуюся в очередных статьях.

1796 год - опубликована статья «Об изучении греческой поэзии», основная мысль которой - побуждение, направленное к литераторам, чтобы изменить стиль написания немецкой поэзии. Шлегель призывает изучать древнюю поэзию греков, чтобы совершенствовать современную немецкую, с его точки зрения искусственную поэзию. Он приводит в пример стиль написания трагедий Софокла, указывая на их красоту, благодаря идеалистической натуральности и объективным образам; предлагает метод изменения современной немецкой литературы - подражая древним грекам в идеалистических описаниях, при этом отсеивая примесь греческого мифического колорита.

В этом же году переезжает к брату в Йену. Напечатал критический отзыв на сочинения Шиллера «Альманах муз», где плохо отозвался о Шиллере не только, как поэте, но и затронул нравственное поведение его, как человека. Позже Шлегель пытался похвалами сгладить эффект своей критики, но назад слов не воротишь, хотя его брат Август, всячески отговаривал его от публикации той заметки о Шиллере.

Рассмотрение философских воззрений Фихте, последователя Канта, оказало на Шлегеля колоссальное влияние. С этого периода Шлегель обращается к романтизму.

1797 год - переезжает в Берлин, где присоединяется к кружку свободомыслящих. В кружке были такие женщины, как Генриетта Герц, Рахель Левин, Доротея Фейт. Шлегель выступает против представителей классицизма. Публикует статью о Лессинге, в которой превозносит его за смелость и революционный настрой в отношении школы классицизма.
Шлегель писал, о людях, прикрывающих пошлость именем Лессинга. Шлегель одобряет афоризмы Лессинга, но не признает его, как поэта. Он сравнивает Лессинга с собой и находит много общего, статью Фридрих специально пишет отрывочными фразами, подражая тем самым Лессингу. Публикует в «Атенеуме» статью «Fragmente», написанную после исследования статьи о Шамфоре, его мыслях и афоризмах. В этой статье Фридрих изложил свой взгляд на поэзию.

Знакомится и заводит близкую дружбу с Шлейермахером, который также увлекался философией, позже Шлегель поселился у него в доме. Под влиянием этой дружбы он замыслил соединить философию и поэзию, забывая, что ранее за эту мысль критиковал Шиллера. Его новые идеи связаны с мистикой; пытаясь смешать религию, поэзию и философию - Шлегель приходит к туманным выводам, окутав их вдобавок мистицизмом.

Публикует «Идеи о религии» в 5-й книге «Атенеума». В книге автор утверждает, что религия является центром человеческого разума, а поэзия и философия - ее факторы. Требует восстановить давно умершие религии, намекая на мистерии, оргии и поклонение языческим или мифологическим богам. Добавив к религии поэтический пантеизм, получим, по мнению Шлегеля - настоящую католическую религию. Таким образом, Шлегель встал на путь религиозных поисков, а не на развитие искусства.

Становясь старше, увлечение древней поэзией Греции уступает увлечению новейшей поэзией. Писатель делает заявление, что Шекспир, Данте и Гёте - «великое трезвучие нового времени», тем самым требуя признания значимости новой поэзии, наряду с древней. Знакомится с Триком, общаясь с ним, определяется с новыми идеями.

1799 по1800 год - опубликован роман «Люцинда», повествующий молодости Шлегеля, о развитии романтических отношений со своей будущей женой Доротеей Фейт. Роман не представляет собой художественной ценности, но примечательно то, что это был первый шаг зарождения романтизма в немецкой литературе. В романе соблюдены все принципы романтической школы: этические и эстетические.

С женой Доротеей переезжает в Йену, где они живут у брата Шлегеля. Брат - Август Шлегель на тот момент занимался разработкой поэтических размеров для стихосложения. Фридрих, как натура увлекающаяся и поддающаяся влиянию, быстро увлекся работой брата и сам начал заниматься тем же.

Публикует в «Атенеума» «Разговор о поэзии», где подробно излагает программу развития романтической школы в литературе. Главная мысль публикации заключаются в том, чтобы изучать искусство, через его историю. Чтобы верно оценить какое-либо произведение - нужно знать историю жанра, в котором оно написано, а также историю других произведений автора, которого оценивают. В публикацию «Разговор о поэзии» входят: письмо о романе и очерк, о разнообразии стилей в сочинениях Гёте; статьи об эпохах и поэзии в них; речь о мифологии.

В статье «Речь о мифологии» Шлегель сетует на то, что во времени, в котором он живет, нет мифического колорита, который находили древние для своей поэзии. Предполагает, что будущим поколением, чтобы поэзия, как искусство сохранилось, придется выработать свою собственную мифологию. Шлегель предполагает, что это будет натурфилософия нового времени. Предлагает реанимировать мифологию древнего Востока, которая так манит его своими загадками, особенно его, привлекает Индия.

Исследует труды Сервантеса, Шекспира, Данте, Боккаччо. Публикует «Характеристика и критика» - обзор сочинений Боккаччо.

Читал лекции по философии в университете Йены, получил ученую степень. Но лекции особым успехом не пользовались, так как в них было приведено мало фактов, в основном парадоксы, что вызывало жаркую полемику со слушателями.

1802 год - Фридрих и брат Август изучали в Дрездене сокровища галереи. Переезжает с женой в Париж, где тратил всю свое время на изучение индийского и персидского языков, словоформ и истории возникновения. Издает журнал «Европа», в котором позже публикует статью «Литература», где уже под влиянием своего нового увлечения, разделяет поэзию на экзотерическую и эзотерическую.

1808 год - публикует значимое для сравнительного анализа по языкам, сочинение «О языке и мудрости индийцев». Получает место секретаря при императорской канцелярии в Вене, куда и переезжает вместе с женой.

1809 год - используя пафосные прокламации, пророчествовал о политическом возвышении Австрии, был редактором «Австрийской газеты». После провального для Австрии 1809 года, впал в глубокую депрессию и, разочарованный, начал сближаться с церковью. В этом же году принимает католицизм».

1812 год - читает лекции по литературе, оценивая ее в большей степени с точки зрения религии. Из старых пристрастий и увлечений осталась только страсть к Востоку.

1814 год - кавалер папского ордена Христа.

1819 год - посещает Италию с Маттернихом. Вернулся в Вену с идеей объединения всех религий под папский престол.

1828 год - читал лекции по философии в Дрездене.

Умер в 1829 году 12 января.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шлегеля Фридриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.