Шекспир Уильям

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ родился в 1564 году, умер в 1616. Поэт и английский драматург жил в эпоху Возрождения. Однозначно можно сказать, что он внес поистине неоценимый вклад в мировую драматургию. И в настоящее время его произведения имеют колоссальный успех во всем мире.

Он родился и вырос в городе под названием Стратфорд-на-Эйвоне. Его родители были ремесленниками и торговцами. Обучение он проходил в школе грамматики, где в качестве основных предметов выступал латинский язык и греческий. Здесь он познакомился с античной литературой, философией, что в скором времени четко было отражено во всем его творчестве.

В 1582 взял себе в жены А.Хэсуэй (Хатауэй), в браке имел троих детей. Но позднее, а именно в 1587 году, решил покинуть Страдфорд-на-Эйвоне и вместе с семьей отправился в Лондон. После этого о его дальнейшей жизни ничего не было известно, и лишь ближе к 1592 году было упомянуто о Шекспире как о великом драматурге. Биография Шекспира остается секретом. Достоверные сведения о его жизни датированы примерно 1593-1594 гг., именно тогда он вступает в одну популярную в то время театральную трупу группу Р.Бербеджа под названием «Слуги лорда-камергера».

Наиболее точно известно, что Шекспир становится профессионалом-писателем в 1580 году, а драматической деятельностью начал заниматься с 1590. В то время ничего не говорило о том, что Шекспир окажется в роли наиболее известного и узнаваемого драматурга. Что интересно, и в настоящее время о нем известно достаточно мало, это загадочная личность. К примеру, многие историки говорят о том, что большинство его произведений написано совершено другим автором. На протяжении двух веков было выдвинуто около тридцати версий по поводу того, кто мог написать известные произведения под псевдонимом Шекспир. Предполагалось, что это мог быть Фрэнсис Бэкон и Кристофер Марло, пират Фрэнсис Дрейк или королева Елизавета. Также существовали версии о том, что пьесы писал не один автор, а несколько. Это объяснялось тем, что в творчестве автора присутствует совершенно разножанровые произведения, в которых виден небывалый талант. Но даже если взять во внимание только один конкретный жанр, то и в нем Шекспир показал себя многоликим. Но кто бы это не был, споры будут постоянно вестись по поводу этой исключительной личности, и точку поставят не скоро, вернее этого никогда не случится. Но, несмотря на это, созданные гением Ренессанса приведения - вдохновляют актеров и режиссеров во всем мире на воплощение и их экранизацию.

Одна их первых пьес автора датирована 1590 годом, последняя -1612 годом. Из этого следует, что творчество Шекспира было достаточно коротким, всего лишь 20 лет... Но, несмотря на столь короткий промежуток времени, мы получили огромное наследие потрясающих по своей структуре и характеристикам произведений.

В первых комедиях Шекспира таких как «12 ночь», «Комедия ошибок» и пр. отражена вся гармония и совершенство мира, оптимизм, жизнерадостность. В них напрочь отсутствуют плутовские мотивы, которые были присущи литературе тех времен. Здесь происходит веселье, ради веселья, и шутки, ради шуток. Что интересно, это то, как Шекспир описывал многожанровость. Здесь присутствует и фарс, и комедия-романтика, и комедия характеров, и комедийное положение, «высокая» комедия. Сложные психологические ходы, персонажи поражают своей многогранностью. Герои, которые присутствуют в комедиях Шекспира, незаурядны, они отображают черты ренессанса: остроумие, волю, независимость и стремление к ней, жизнелюбие. Даже в случае с фарсовыми положениями в комедии Шекспир умудряется построить более реалистические характеры героев. Что интересно, множество женских образов поражает своей активностью, реалистичностью, свободолюбием, обаянием.

За период с 1590 по 1600 года он написал несколько исторических хроник. Шекспироведение подразделяет их на 2 тетралогии, все они в полной мере способны охватить период в истории Англии. Первая (3 части о Генрихе VI и Ричарде III, речь ведется о времени Белой и Алой розы и борьбе между ними; 2 часть о Ричарде II, 2 части Генрих IV и Генрих 5 - период в борьбе между монархией и баронами). Драматическая хроника была свойственна только лишь английскому Ренессансу. Вероятнее всего, это зависело от того, что среди любимых театральных жанров раннего средневековья Англии выступали светские мотивы и мистерии. Под их влиянием происходило формирование драматургии Возрождения, и поэтому драматические хроники смело сохранили в себе мистериальные черты: широкоформатные события, большое количество персонажей, эпизоды и их свободное очертание. Но отличительной историей хроник от мистерий являлось то, что в первых представлена была история страны, а не библейская история. В общей сложности здесь Шекспир также брал во внимание и идеалы гармонии, но не простой жизненной, а государственной, ее он усматривал в победе монархии феодалами.

Его пьесы всегда имеют заключительный добрый финал: как бы ни сложно было преодолеть зло, оно побеждено! Однозначно, можно отметить, что в первом периоде творчества Шекспира на любых уровнях: личностном и государственном остается совершенно неизменной ренессансная идея: гармония и гуманистические идеалы. Но в первом периоде появилось две пьесы, которые предрекли трагедии - «Юлий Цезарь» и, несомненно, «Ромео и Джульетта». Именно в этих произведениях впервые прозвучали ноты сомнения, которые говорили о том, что гармония превращается в реальность.

Во втором периоде творчества Уильяма Шекспира числится множество трагедий (1601-1607) . На протяжении этого времени им было написано лишь 2 комедии, но одна из них в больше степени отнесена к драме. Этот период является наиболее ярким и характерным, так как писатель написал такие популярные произведения «Гамлет» и « «Отелло», «Антоний и Клеопатра». В них напрочь отсутствует гармония, так как производится описание конфликтных ситуаций, которые практически невозможно разрешить. Здесь присутствующая трагедия отражается не только в обществе и личности (столкновение между ними), но и присутствует в душе главного героя. Производится выведение проблемы на философский общий уровень, но характеры остаются такими же многогранными и объемными.

Что важно, в большинстве произведений Шекспира отсутствует фаталистическое отношение к трагедии (року). Как и прежде, в центре остается главный герой, который занимается формированием судьбы, и его отношение к миру.

К произведениям, относящимся к завершающим в творчестве автора - можно отнести «Цимбелин», «Зимнюю сказку», «Бурю». Это сказки поэтического характера, которые уводят в мир мечты от реальности. В полной мере, осознанный отказ от реализма и уход ближе к фантазии романтиков - шекспироведы упорно трактуют как полное разочарование автора в гуманизме и его идеях, и то, что гармонии достичь в полной мере невозможно. Данную тропу, начиная от ликующе-торжествующей веры и гармонии, к привычному разочарованию буквально и прошагало мировоззрение в Ренессансе.

Огромную популярность Шекспиру снискало непосредственно отменное знание тетра с середины. Буквально всю свою жизнь в Лондоне Шекспир связывал непосредственно с театром, в особенности с 1599 года он работал в «Глобусе», который выступал в качестве одного из самых важных культурных центров на территории всей Англии. Как раз в это место началось переселение трупы Р.Бербеджа под названием «Слуги лорда-камергера». Одновременно с этим Шекспир работал в театре на должности пайщика труппы.

На сцене Шекспир играл до конца 1603 года, так как после этой даты больше нет упоминаний о том, что он продолжал актерскую деятельность. Вероятно, в качестве актера Шекспир был не особо популярен у публики, остались сведения, что ему поручали лишь эпизодические и второстепенные роли. Но, несмотря на это, драматург смог в полной мере оценить работу на сцене, он понимал каков механизм взаимодействия зрителей и актеров, и что необходимо сделать, чтобы добиться небывалого успеха у зрителя. Успех у зрителей для Шекспира имел поистине огромное значение не только как для драматурга, но и театрального пайщика.

Ближе к 1603 году он достаточно сильно начинает привязываться к «Глобусу», именно здесь, на сцене этого театра производится постановка буквально всех сцен, написанных автором. Зал «Глобуса» имел такую структуру, что в нем спокойно могли размещаться разнообразные слои населения, независимо от их имущественного и социального статуса, но даже с учетом этого в театре могло поместиться всего лишь 1500 зрителей. Актеры и драматург имели достаточно сложную задачу - как удержать внимание разнообразной публики и сделать так, чтобы ей было интересно смотреть происходящее на сцене. Пьесы Шекспира в полной мере выполняли данную задачу, и зрители всех категорий были просто без ума от них!

В связи с особенностями театральной техники шестнадцатого века началось и обуславливание мобильной архитектоники шекспировских пьес - сцена была открытой, отсутствовал занавес, минимальное количество реквизита, условное оформление. Благодаря всему этому зритель акцентировал внимание непосредственно на актере, который играл ту или иную роль.

Определенная роль пьес Шекспира была достаточно психологически объемной, ее можно было интерпретировать по-разному; строй лексики был изменен, не только шествуя от пьесы к пьесе, но и с учетом персонажей, он начинал преображаться и трансформироваться, в общей сложности все зависело от того, как развивались события и какими были обстоятельства на сцене (Отелло, Гамлет, Ричард III и прочие). Ведь не случайно большинство актеров, имеющих мировую известность и популярность, получали роли из репертуара Шекспира и блистали в них в полной красоте.

Необходимо отметить, что язык произведений драматурга очень богат, как сообщают литературоведы и филологи, его словарный запас составлял порядка 15000 слов. В речи персонажей присутствует большое количество метафор, троп, аллегорий, перифраз. В своих пьесах драматург применят большое количество лирической поэзии и ее форм шестнадцатого века, к примеру, канцону, сонет, альба, эпиталама и другие. Гибкость и естественность присуща белому стиху, которым был и написаны все пьесы драматурга. Именно этот факт является достаточно притягательным для большинства переводчиков. К примеру, на территории России занимались переводами пьес Шекспира множество авторов художественных текстов, начиная от Н.Карамзина, и заканчивая А.Радловой, В.Набоковым, Б.Пастернаком, М.Донскоим и другими.

Шекспировские пьесы всегда были и будут интересны практически любому типу зрителей, как эстетствующим интеллектуалам, так и обычной зрительской аудитории. Всему этому послужила и немного запутанная интрига, и сценические калейдоскопические эпизоды, комедийные и патетические перемежающие сцены, и присоединение к основным сценам множества поединков, музыкального сопровождения и прочего. Произведения Шекспира драматического характера являются основой большинства спектаклей театра музыки (оперетты под названием «Отелло», «Фальстаф»; балет под названием «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева и прочие).

Ближе к 1610 году Шекспир решает покинуть Лондон и возвратиться в город Стратфорд-на-Эйвоне, но 1612 он постоянно оставался на связи с театром. В 1611 году занялся написанием такого уникального произведения как «Зимняя сказка», в 1612 году увидело свет самое последнее произведение-драма под названием «Буря». Ближе к концу жизни он решил отойти от литературной деятельности, жил вместе с семьей спокойно и практически незаметно для окружающих. Скорее всего, это объясняется тем, что Шекспир в то время тяжело болел, об этом свидетельствует и завещание драматурга, которое он поспешно составил еще 15 марта 1616 г. и подписал немного измененным почерком.

23 апреля 1616 г. Шекспир умер в Стратфорде-на-Эйвоне. Закончилось время самого сильного и уникального драматурга всех народов и времен.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шекспира Уильяма представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.