Сартр Жан-Поль

Жан-Поль Эмар Сартр- французский философ, представитель атеизма- экзистенциализма (в 1952-1954 гг.. Сартр разделял марксистские позиции), драматург, писатель, педагог и эстетист. Лауреат премии Нобелевского комитета по литературе 1964 года (от премии отказался).

Биография Жан-Поль Сартра

Родился в столице Франции, Париже, и был одним ребенком в семье. Его отец, Жан Батист Сартр, был офицером военно-морского флота Франции, мать - Анна Швейцер. По линии матери Жан Поль являлся двоюродным племянником Швейцера Альберта. Когда Сартру исполнился 1 год и 3 месяца, умер его отец. Его семья переехала в Медону, в родительский дом.

Образование Жан Поль получал в лицеях Ля-Рошеля, закончил cole normale suprieure (Высшая нормальная школа) в Париже, написал диссертацию по философии, проходил стажировку во Французском университете в Берлине в 1934 году. Преподавал студентам философию в разных лицеях Франции (1929 - 1939 гг., 1941-1944 гг.), а начиная с 1944 года, полностью посвятил себя литературной деятельности.

Еще будучи студентом, познакомился с Симоной Бовуар, которая впоследствии стала не просто его супругой, но еще и единомышленником.

Вместе с женой Симоной и Морисом Понти он основал литературный журнал «Новые времена». Выступал как пропагандист мира на Венском Конгрессе народов в 1952 году, а в 1953 году был включен в члены ВСМ (Всемирный Совет Мира). После продолжительных угроз и покушений от французских националистов, последними была взорвана его квартира в Париже.

В 1956 году Сартр и редакция его журнала отказались от принятия замысла французского Алжира, в отличие от Камю, и стали на сторону поддержки независимости народа Алжира. Жан Поль Сартр выступал против пыток и насилия, утверждая свободу народов всего мира самостоятельно определять свой рок, анализировал всяческое насилие как гангрену, производимую колонизаторами.

Жан-Поль активно поддерживал революцию на Кубе в 1959 году, впрочем, как и многие интеллигенты стран третьего мира. В 1960 году им было написано во Франции 16 статей, которые были названы «Ураган на сахар». В то время он активно сотрудничал с новостным агентством Кубы «Латина Пренса». Но затем произошел разрыв с Фиделем Кастро, в 1971 году, из-за «дела Падильо», когда кубинский поэт Падилья был арестован и помещен в тюрьму за критику режима Фиделя Кастро.

Жан - Поль Сартр являлся участником революционных действий во Франции, а в послевоенные годы - многих масистских, демократических организаций и движений. Являлся участником протестов против войны в Алжире, подавления восстания в Венгрии, в 1956 году. Выступал против войны во Вьетнаме, против ввода войск Советского Союза в Прагу, против введения американских солдат на Кубу, против подавления инакомыслия в Советском Союзе. На протяжении всей его жизни, его политические позиции были весьма неустойчивы, всегда были «левыми», но, несмотря на это, Сартр всегда отстаивал права обездоленных людей, тех самых униженных «Самоучек», если цитировать роман «Тошнота».

В течение очередного протеста, впоследствии переросшего в беспорядки, Жан-Поль Сартр был задержан, что вызвало большое негодование студенческих масс. Когда это известие стало известно Шарль де Голлю, то он дал приказ выпустить Сартра, при этом сказав: «Франция Вольтеров не заключает».

Могила Жан - Поля Сартра находится на кладбище Монпарнас. Он скончался в 1980 году, и на похоронах присутствовали около 50000 скорбящих.


Творчество Сартра

Литературное творчество Жан-Поля началось с романа «Тошнота». Этот роман считается наилучшим произведением деятеля. В нем он углубляется до идей Евангелия, но с позиции атеизма. В 1964 году Сартр был награжден Нобелевской премией по литературе «за богатую идеями, пропитанную духом свободы и поисками истины деятельность, оказавшую большое влияние на наше время». Он отказался от этой награды, высказав нежелание быть чем - либо обязанным какому-нибудь социальному институту, и тем самым поставить под сомнение свою полную независимость. Помимо того, Сартру не давала покоя ярко выраженная «буржуазная» антисоветская позиция Нобелевского комитета, по его мнению, выбравшего (причина отказа от Нобелевской премии) не очень удачный момент для присвоения награды - премия присуждалась, когда Жан - Поль Сартр в открытом виде критиковал Союз Советских Социалистических Республик.

Наряду с отказом от Нобелевской премии Сартр также отказался от литературного творчества, охарактеризовав литературу, как причину негативного преобразования мира.

Мировоззрение Жан-Поля сложилось под влиянием Гуссерля, Достоевского, Бергсона, Хайдегера. Он увлекался психологическим анализом. Им было написано предисловие к книге Фанона Франца «Заклейменные проклятьем», тем самым, способствуя популяризации его идей и мыслей в Европейских странах.

Свобода

Одним из основных понятий для всей философской деятельности Сартра является определение понятия «свобода». Он представлял свободу как что-то нечто абсолютное единожды данное человеку. Свобода предшествует человеческой сущности. Жан-Поль преподносит свободу не как духовную свободу, которая ведет к бездействию, а как свободу волеизъявления, которую никто не способен отнять у человека: заключенный свободен в принятии решений - смириться со своей участью или бороться за свое освобождение, и что последует далее - напрямую зависит от обстоятельств, которые находятся вне компетенции философа.

Концепция свободы раскрывается у Сартра в трудах теории «проекта», которая гласит о том, что личность не задана сама себе, а «собирает», проектирует себя в качестве таковой. Тем самым, она в полной мере отвечает за свои поступки и за себя. Чтобы охарактеризовать позицию Сартра подойдет приведенная им самим в статье «Экзистенциализм -гуманизм» цитата Поржа: «Человек - это будущее человека».

«Экзистенция» и есть взятый субъективно, постоянно активный момент деятельности. Этим определением обозначается не стабильная, либо устойчивая субстанция, а постоянная утрата равновесия. В своем романе «Тошнота» Сартр указывает, что мир не имеет особого смысла. «Я» - понятие, не имеющее смысла. Через акт выбора и создания «Я» придает миру ценность и значение.

Именно людское творчество и деятельность придает окружающему миру смысл. Предметы - значения индивидуальных, личных человеческих факторов. За пределами этого, они - просто принадлежность, инертные и пассивные обстоятельства. Придавая им одно, либо другое - индивидуально - человеческий смысл, значение, и т.п. человек как личность формирует себя в качестве очередной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием «свобода» связывается понятие «отчуждение». Настоящую, современную индивидуальность Жан-Поль Сартр понимает как отчужденную личность: ее индивидуальность стандартизована (точно так, как стандартизован секретарь в приемной с профессиональной улыбкой и четкими рассчитанными действиями); подчинена разным социальным институтам, которые, как - бы «находятся» над личностью, а не являются производной от нее (к примеру, государство, предоставляющее отчужденный феномен - отчуждение у личности возможности и способности принимать участие в обоюдном совместном деловодстве), и, следовательно, она лишена наиболее важного - возможности самостоятельно творить свою историю. Отчужденная сама от себя личность имеет большие проблемы с материальными вещами - они «надавливают» на него своим навязчивым существованием, неподвижным, вязким присутствием, вызывая «Тошноту». В противоречие этому Жан-Поль Сартр утверждает непосредственные, особые, цельные личностные отношения.

Диалектика

Смысл диалектики заключен в синтетическом объединении в единое целое («тоталитаризм»), потому как только внутри целостности диалектические законы имеют смысл и значение. Личность «тотализирует» отношения и материальные обстоятельства с иными людьми и самостоятельно творить историю - в той мере, в какой она его. Социальные и экономические структуры выступают как отчужденная надстройка над индивидуальными деталями проекта. Требование «тоталитаризма» предполагает, что личность раскрывается во всех своих проявлениях в целом. Тоталитаризм расширяет пространство людской свободы, потому как индивид понимает, что история создается ею самой.

Жан-Поль Сартр утверждает то, что диалектика происходит от индивидуума, по той причине, что отсюда вытекает ее познаваемость, «рациональность» и «прозрачность», как итог познания человеческой деятельности и совпадения этой деятельности, непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности. На основании того, что в природе ничего этого не существует, философ выступает с выраженным отрицанием природной диалектики, при этом, выдвигая против нее достаточное количество аргументов.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сартра Жан-Поля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.