Ремизов Алексей Михайлович

24 июня (6 июля по новому стилю) 1877 г. в семье московских купцов родился русский писатель, один из лучших стилистов в русской литературе, Алексей Михайлович Ремизов. В период обучения в Московском университете, куда Ремизов поступил на естественное отделение физико-математического факультета, будущий писатель участвовал в студенческих волнениях. Это обернулось шестилетней ссылкой в Пензу, Вологду и Усть-Сысольск. Писательский дебют произошел в 1897 г., а первая книга, в которой были обработки апокрифов и народных сказок, вышла под названием «Посолонь» 1907 г., после возвращения из ссылки и переезда в Петербург. После выхода в 1908 г. романа «Пруд» за Ремизовым закрепилась репутация «великого жалостника», по словам А. Блока, и преемника Достоевского в русской литературе.

В раннем творчестве Ремизова прослеживается отчетливое влияние символизма, в первую очередь, Андрея Белого. Но определяющим для Ремизова оказался интерес к русскому духовному наследию и славянской мифологии, к памятникам народной культуры и старопечатным книгам. Это заметно в его сборнике «Лимонарь» и пьесе «Бесовское действо», опубликованным в 1907 г., и в других публикациях, появившихся в эмиграционный период жизни писателя в виде переработок русских старинных легенд (сборник 1951 г. «Бесноватые» и другие).

В 1951 г. вышла автобиография Ремизова «Подстриженными глазами», где он рассказал о важности для своего творчества идеи прапамяти, или «сна», которая легка в основу конструкции многих произведений писателя. Несмотря на то, что в своих дореволюционных романах Ремизов поднимал социальную проблематику (романы 1910 г. «Крестовые сестры» и «Неуемный бубен»), своеобразие его творчества отчетливо видно именно в переработках фольклорного материала и апокрифов. По словам самого Ремизова, эти его произведения стали «новой формой повести» с целой страной в качестве главного действующего лица и временем действия, растянутым на много веков. Однако эта «новая повесть» всегда, особенно если речь шла о революционных событиях, базировалась на документальном материале, достоверном и обширном, а действующими лицами всегда были реальные исторические персонажи под собственными именами. Именно так написана автобиографическая книга 1927 г.

«Взвихренная Русь» - одно из главных произведений Ремизова эмиграционного периода. Поэтика житийной литературы с ее мотивами мытарства, бесприютности, отторжения неправедного мира и духовного очищения соседствует с созданным автором образом русского лихолетья, где присутствуют Мережковский, Блок, философ Л. Шестов, а также Пришвин.

Ремизов неоднократно писал о революции. Он высказал свое к ней отношение в опубликованном вскоре после октября 1917 г. на страницах эсеровской газеты «Воля народа» произведении «Слово о погибели Русской Земли». В нем видны реминисценции древнерусского плача по разоренной татаро-монголами в 1237 г. русской земле. Во «Взвихренной Руси» Ремизов, оказавшийся в период «красного террора» под арестом и в кратковременном заключении, описывал время, когда мечты человека о свободе переплелись с погромом и бесчинствами.

И во «Взвихренной Руси», и в «Подстриженными глазами», образующими автобиографический диптих, повествование выстроено как компиляция общественно значимых событий (прибытие в Петроград Ленина весной 1917 г.), перемежающаяся частными свидетельствами самого разного рода: здесь и разговоры в очередях, и сцены издевательства над разоруженными городовыми толпы. Произведение фрагментарно, оно совмещает летописное повествование с картинами тягот и невзгод жизни самого Ремизова, с его снами и видениями, с потоком сознания повествователя, «заклинаниями» и зарисовками «взвихренной» будничной жизни. Выбранная для повествования форма сказа органично воплощает эту концепцию, в которой субъективность восприятия подчеркивается построением рассказа. Для Ремизова характерна эта стилистика и такое композиционное решение, они прослеживаются в его мемуарах «Встречи» (1981 г.), в изданном посмертно романе «Учитель музыки» (1983 г.), а также в частично опубликованной повести «Иверень» (1986 г.), также автобиографической.

Ремизов эмигрировал из России в 1921 г., в период гражданской войны. Мотив разлуки, тоже характерный для сюжетов древнерусской литературы (повести «О Петре и Февронии» и «О Бове Королевиче»), имеет у Ремизова личный смысл в таких его произведениях, как повесть «Оля» (1927 г.) и роман «В розовом блеске» (1952 г.). В них отражена трагичная история семьи писателя: единственная дочь осталась в России, и в 1943 г. умерла в Киеве, и тогда же скончалась С. П. Довгелло, жена Ремизова. Писатель, опираясь на предания и легенды, реконструировал картины народного духа и выражал религиозные верования, которые зачастую расходились с официальным православным каноном. Это заметно во многих его «эмиграционных» произведениях: в «России в письменах» (1922 г.), сборнике размышлений и «снов» о русской духовности и ее отражении в русской классической литературе, в особенности в творчестве Гоголя, Тургенева и Достоевского. Эта тема выходит на первый план в книге 1954 г. «Огонь вещей».

Стилистика Ремизова, оригинальная и изощренная, вызывала ожесточенные споры о целесообразности выбранных писателем художественных решений и о том, являются ли они искусственными или плодотворными. Одни (к примеру, критик Г. Адамович) оценивали книги Ремизова как имитацию «допетровской старины», имевшую своей целью применение архаических приемов, к которым писатель был неравнодушен. Другие авторы, такие как художник Добужинский, говорили о даровании Ремизова как игровом и усматривали прямую связь между особенностями его социального поведения и его прозы. В доме Ремизова обои были расписаны персонажами русского фольклора, атмосфера его быта напоминала «колдовское гнездо», а гости Ремизова получали грамоты с указанием членства в его «Великой и вольной обезьяньей палате». Есть и третья точка зрения, выраженная, в частности, философом И. Ильиным: он говорил о Ремизове как о «юродивом» в культуре, человеке образованном и умном, художественно одаренном и обладающем особым и значительным видением.

Творчество Ремизова оказало значительное влияние на творчество многих русских писателей 1920-х гг.: Пришвина, Вяча, Леонова, Шишкова и других. Они были приверженцами «орнаментальной прозы», и в их произведениях чувствуются отголоски ремизовской стилистики.

Алексей Михайлович Ремизов умер 26 ноябра 1957 г. в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Особое значение в его творческом наследии имеет целая автобиографическая эпопея, которая начинается повестью «Иверень», продолжается «Петербургским буераком», «Взвихренной Русью» и «Учителем музыки», и заканчивается произведением «Сквозь огонь скорбей». Эпопея охватывает период с 1897 по 1943 гг. и содержит не только жизнеописание Ремизова, но и картины общественной жизни. На страницах всех своих произведений Ремизов выступает и как летописец, и как сказочник, и как изобретатель кошмара повседневности. Он органично соединял две стороны бытия и видел в этом свою принципиальную задачу, и остался в памяти как прекрасный писатель и уникальный по своему дарованию русский стилист.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ремизова Алексея Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.