Поляков Юрий Михайлович

Биография Ю.Полякова насыщена различными событиями и, естественно, творчеством. Родился он в 1954 году 12 числа ноября месяца в Москве в семье рабочих. Отец - Михаил Трофимович, был электромонтером, а мать - Лидия Ильинична, была технологом. Жена Полякова - Наталья Ивановна, была программистом, а дочка Алина - филолог. Кроме того, у Полякова есть внук - Егор Максимович Шелудяков.

По родительским линиям происходит Поляков из рядов рязанских крестьян, которые обосновались в столице в период индустриализации.

В 1976 году он завершил обучение в Московском областном педагогическом институте им. Крупской, затем отправился служить в ряды Советской армии в ГДР. После этого, начал работать учителем литературы и русского языка, также занимал должность инструктора в райкоме комсомола. В период с 1979 года по 1986 год выступал сотрудником столичной организации писателей под названием «Московский литератор», с 1981 г. занял должность главного редактора. В 1981 г. Поляков успешно защитил кандидатскую работу по теме «Творческий путь Суворова. К истории фронтовой поэзии». В этом же самом году его приняли в ряды Союза писателей СССР.

Ю.Поляков свою деятельность в области литературы начал в качестве поэта. Первая его книга со стихами под названием «Время прибытия», с предисловием известного поэта Соколова, была выпущена в 1980 г. в издательстве под названием «Молодая гвардия». В его стихах ощутимо наличие реалистической традиции советской и русской поэзии, оригинальных мыслей, ясных форм, открытости лирических чувств, тонкой самоиронии. В это же самое время он выступает в качестве литературоведа, публикует свои статьи о поколении фронтовых поэтов. В 1983 г. выходит литературоведческая книжка Полякова под названием «Между двумя морями».

По окончанию 1970-х гг. - в начале 1980-х гг., будучи преподавателем по молодой литературе, он начал писать прозу, по собственной тематике и направленности идейной оппозиционную идеологии официальной.

В 1980 г. он заканчивает работу над повестью под названием «Сто дней до приказа», в которой впервые в отечественной литературе была поднята тема неуставных армейских отношений - дедовщины. В 1981 г. Поляков написал повесть под названием «ЧП районного масштаба». В центре событий оказывается нравственно-психологическая деформированная атмосфера аппарата комсомола. Данная повесть, которая была опубликована в 1985 году, в январе месяце, в журнале под названием «Юность», после 4-х летнего запрета, вызвала дискуссию общесоюзную и, можно сказать, выступила в качестве предвестницы перестройки, которая на тот момент еще не началась.

В 1986 г. в журнале под названием «Юность» публикуется новая повесть Полякова, которая носит название «Работа над ошибками». Она посвящена еще одной трепетной теме - школе, проблемам взаимоотношений преподавателей и учеников. Автором показано, как в кризисных условиях советской идеологии происходит нарушение нравственной преемственности и углубление отчуждения между поколениями. В итоге, в 1987 г. в журнале «Юность» после окончания 7-ми летнего противостояния военной цензуре выходит «Сто дней до приказа». Данная повесть оказывается в центре общественных бурных дискуссий гласного периода. Наличие социальной остроты и злободневности первых работ Полякова сделали его писателем очень популярным и востребованным. Вместе с этим, отмечая наличие пафоса разоблачительства, критики наиболее чуткие обратили свое внимание на динамичность построений сюжетных линий, яркость психологических описаний и в особенности на тонкость и богатство языка в повестях. Определенные самые удачные находки Полякова достаточно быстро проникли в общеразговорную речь.

Начиная с повести под названием «Апофегей», которая впервые была издана в журнале «Юность», в творческом пути Полякова появляются другие новые черты. Он начинает заметено отходить от социальной тематики, которая и принесла ему популярность. В большей степени он сосредотачивается на внутренних чувствах и жизни своих героев. Это в значительной степени обогащает художественный окрас писателя. Начинает формироваться уникальный, узнаваемый стиль Полякова, который складывается из смеси лексики различных стилей, игры смыслами семантическими, явной иронии, которая незаметно переходит в лирику. Помимо этого, в «Апофегее» было намечено типичные для будущих работ писателя сатирические изображения российского разрушительного либерализма.

В повести под названием «Парижская любовь Кости Гуманкова» развивается данная тенденция. В то время, когда большинство его собратьев по перу занимались дозволенными разоблачениями предыдущего исторического периода, Поляков одним из самых первых постарался посмотреть на советскую уходящую натуру с ностальгическим позитивным юмором, что на фоне настроения того времени вызвало негативные отзывы критиков и очередное читательское признание.

В то же время происходит оформление творческого интереса Полякова к постмодернизму, который существенно набрал силы в начале 1990-х гг. Оставаясь на позиции прозы реалистической, он стремится к усвоению наиболее плодотворных эстетических элементов постмодернизма. С одной стороны, творческая полемика, с другой - попытки произвести художественный синтез тенденций в современной литературе. В качестве первого результата данного синтеза выступила повесть под названием «Демгородок». Здесь автором совмещена политическая сатира, антиутопия, детектив, литературная пародия и любовная драма. Поляков снова выступает оппонентом либеральной идеологии, которая на то время является официальной. Тема данной повести связана органично с пафосом общественных выступлений прозаика в печатной периодике 1990-х гг.

С позиции просвещенного патриотизма Поляков проводит нелицеприятный и при этом глубочайший анализ социально-политических, а также духовных процессов, которые происходят в России. Статьям Полякова присуща афористичность, эмоциональный накал, полемическая заостренность. Они неизменно вызывают широчайший резонанс в общественных кругах. Собственную публицистику Поляков объединил в 2 книги - «Порнократия» и «От империи лжи - к республике вранья».

В одной из наиболее популярных книжек Полякова - романе-эпиграмме под названием «Козленок в молоке», он дает сатирическое описание жизни творческих интеллигентов, показывает, как происходит процесс формирования виртуальных талантов в литературе. Данный роман воспринимается значительно шире в качестве злой сатиры на пореформенное время Российской империи. Роман является интересным в качестве художественно состоявшейся попытки совмещения принципов реализма с постмодернистскими достижениями.

Повесть под названием «Небо падших» посвящается людям, которых называют «новыми русскими». Поляков один из самых первых создал правдивый образ «страдающих победителей», современного Ф.Гордеева, показывая при этом, как разрушает духовность бизнес, который построен на ограблениях собственной страны. В это время критика часто выделяют Полякова в качестве лидера реализма гротескного, который характерен, как считает Бахтин, для переходных периодов, когда происходит столкновение нового со старым.

Наиболее значимым произведением Полякова в прошлом столетии стал роман под названием «Замыслил я побег», который представляет собой некоего рода сагу семейного характера и охватывает тридцать лет жизни всей страны. В центре действий данного романа находится Башмаков, главной чертой характера является неспособность принятий решений, что отражается на всей его судьбе, а также на судьбе всей державы. Данный роман, который является сложным по композиции и мысли, написан довольно-таки ярко, и вместе с тем остроумно. Он стал популярным. Как отмечают критики, данный роман является одной из основных вершин реалистической отечественной прозы периода конца 20 столетия. В качестве продолжения данной темы выступил новый роман Полякова под названием «Грибной царь» 2005 года.

В 2001-2003 гг. Поляковым был опубликован целый цикл под названием «плотские повести», который посвящен проблемам современных семей. Кроме того, он активно работает в качестве драматурга, его пьесы под названием «контрольный выстрел», «Козленок в молоке» и многие другие идут, как в российских, так и в зарубежных театрах. Они пользуются значительным успехом у зрителей.

Работы Полякова издавались в виде сборников сочинений в третьем и четвертом томах, в виде сборников под названием «Избранные сочинения», «Плотские повести» и другие. По его произведениям сняты картины «Работа над ошибками», «сто дней до приказа», «Замыслил я побег ...» и многие другие. Поляков выступил в качестве соавтора сценария известной картины Говорухина под названием «Ворошиловский стрелок», а также в качестве автора уникальных сценариев, по которым были снято большое количество фильмов и сериалов.

Многие его работы переведены на различные зарубежные языки. Проза его включена в программы вузовские и школьные российской современной литературы. Начиная с 2001 г., Поляков возглавляет газету под названием «Литературная газета», которая, полностью отказавшись от идеологии либеральной, осуществляет попытки восстановить идейно-эстетическое единое пространство отечественной литературы. Работает и живет Поляков в столице.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Полякова Юрия Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.