Озеров Владислав Александрович


Озеров Владислав Александрович (30.09.1769 - 5.09.1816) - самый популярный из трагиков начала девятнадцатого века, русский поэт и драматург.

Биография Владислава Александровича Озерова

Отец - Озеров Александр Иринархович был директором Ленинградского лесного департамента Минфинансов; мать - дочка графа Блудова. Мать умерла очень рано, а отец создал еще один брак, однако желая дать образование сыну, устроил его в шляхетский сухопутный корпус, где Я. Б. Княжнин преподавал словесность. С. Н. Глинка был соучеником Озерова.

Озеров Владислав служил во время русско-турецкой войны (1787-1792). Далее он был помощником начальника Шляхетского корпуса графа Ангальта, а также одним из учителей корпуса. Сочинил стихи на смерть в 1794 Ангальта; в этом же году выпустил сборник стихотворений, по-видимому, уничтоженный автором целиком и не дошедший до нас, и перевод с французского языка «Элоиза к Абеляру», который был связан с личной драмой любви Озерова. В Сенате, Лесном департаменте, Экспедиции государственного хозяйства служил на гражданской службе. Озеров, при Павле Первом, продолжая служить в Лесном департаменте, возвратился на военную службу; звание генерал-майора ему присвоено в 1800 году, а в 1801 году он ушел в отставку, однако опять в 1803 вернулся в департамент уже в качестве гражданского чиновника (уполномоченный статский советник).

Озеров, с литературной точки зрения примыкал к сообществу А. Н. Оленина, дружбу с которым на всю жизнь смог сохранить. Как автор стихотворных трагедий, в которых соблюдается 3 единства классицизма, получил славу, однако в то же время они были проникнуты сентименталистским настроем: «Олег и Ярополк» (1798), «Эдип в Афинах» (1804, по французской переделке на сюжет Софокла; современниками просматривался намек на причастность Александра Первого к отцеубийству, хотя государь Озерову и некоторым актерам за спектакль пожаловал перстни), «Поликсена» (1809), «Димитрий Донской» (1807), «Фингал» (1805, по сюжету оссианических произведений Макферсона). «Димитрий Донской» (тут действия Куликовского сражению сопровождаются вымышленной любовной интригой при участии Ксении, князя Тверского и Димитрия) в обстановке наполеоновских войн пользовался огромным успехом (битва у Прейсиш-Эйлау), однако вызвал множество пародий саркастических разборов. Первое время Озерова приветствовал Г. Р. Державин, с которым они как минимум с 1798 года были близко знакомы, но их отношения испортились после «Фингала».

Озеров в 1809 после неприятностей по службе был вынужден уйти в отставку, однако по неясным причинам от Александра Первого (раньше покровительствовавшего исключительно ему) не получил пенсии, что сделало его пребывание в столице нереальным; он уехал в свою деревню и там написал последнюю трагедию под названием «Поликсена», снятие со сцены которой после 2-го представления (согласно одному источнику - по причине неудачи этой пьесы у зрителей, по предположению Ивана Сермана - по причине приказа императора, который в ней мог обнаружить намек на собственные обстоятельства в семье) заставило его от дальнейших замыслов просто-напросто отказаться. Озеров, первое время следил за петербургской литературной жизнью, однако к 1812 году очень тяжело психически заболел; спустя 4 года он умер в имении отца, в последние годы, утратив способность разговаривать.

У «арзамасцев» об Озерове, который был изгнан из столицы и сведен завистниками, в первую очередь, Шаховским, в могилу, сложился миф. Сторонником большого значения Владислава был Петр Вяземский, автор объемной критико-биографической работы о нем (1816-1817 предисловие к 1-ому посмертному изданию), однако Александр Пушки Озерова ставил низко, замечал в нем «холодность», натянутость сюжетов, схематичность и отсутствие «народности». Пушкин в «Евгении Онегине» утверждал, что успех пьес Озерова связан с игрой актрисы Е. Семеновой, а не с литературными достоинствами.

Согласно оценке Д. П. Святополка-Мирского, «единственный выдающийся драматург данного периода - Озеров Владислав Александрович. Он сумел сохранить классические формы (александрийский стих - не исключение), однако в эти формы пытался влить и новую чувствительность. Сия атмосфера отделанности и чувствительности вместе с карамзинской нежностью стихотворения и было тем, что в озеровских трагедиях было по душе публике. Такого успеха «Поликсена» не имела, однако это лучшее по существу его произведение и, лучшая, без сомнения, русская трагедия, написанная по классическому французскому образцу. Сюжет разворачивается в мужественной, широкой манере, и в самом деле трагедия к жизни вызывает атмосферу «Илиады».

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Озерова Владислава Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.