Овидий


Назон Публий Овидий - древнеримский поэт, который работал во многих жанрах, однако больше всего прославился двумя поэмами - «Искусством любви» и «Метаморфозами»; а также любовными элегиями. По причине несоответствия пропагандируемых им идеалов любви политике императора Августа в отношении брака и семьи из Рима был сослан в западное Причерноморье, где последние 10 лет жизни и провел. Оказал немыслимое влияние на литературу Европы, в том числе и на Александра Пушкина, который посвятил ему в 1821 году обширное стихотворное послание.

Биография Назона Публия Овидия

Овидий родился в 711 году от основания Рима (20.03.43 до н.э.) в городе Сульмоне, в округе пелигнов, народа сабелльского племени, которое обитало в гористой части Средней Италии, к востоку от Лациума. Время и место своего рождения Овидием с точностью определяется в одной из «скорбных элегий». Издавна его род принадлежал к сословию всадников; отец Назона был состоятельным человеком и своим сыновьям дал прекрасное образование. Посещая школы знаменитых учителей в Риме, Овидий с малолетства обнаружил тягу к поэзии: в той же элегии он говорит, что и тогда, когда необходимо было прозой писать, из-под его пера невольно рождались стихи.

Придерживаясь воли отца, Овидий поступил на государственную службу, однако, преодолев только лишь несколько самых низших званий, отказался от нее, предпочитая поэзию всему. Рано женившись по желанию родителей, вскоре он был вынужден развестись; также второй брак был неудачен и недолог; и только 3-й, с женщиной, которая уже имела от первого мужа дочь, оказался самым прочным, счастливым. Овидий не имел собственных детей.

Дополнив собственное образование путешествием в Сицилию, Малую Азию и Афины, а также выступив на литературном поприще, он был сразу замечен публикой, снискал дружбу известных поэтов, к примеру, Проперция и Горация. Сам же он сожалел, что ранняя гибель Тибулла помешала между ними развитию близких отношений и что Вергилии (не жившего в Риме) ему только удалось видеть.

По не вполне ясной причине Август в 8 году н.э. (исследователи высказывают несколько версий) сослал Овидия в Томы, где он и скончался на девятом году ссылки.

Творчество

Первые литературные опыты Овидия (исключение составляют те, которые по его словам он предавал «для исправления» огню) - любовные элегии и «Героиды». Яркость его поэтического дара высказывается им также и в «Героидах», однако самое большое внимание римского общества на себя он обратил любовными элегиями, которые вышли под заголовком «Amores», сначала в 5-ти томах, но в результате, по исключении самим поэтом многих произведений, составившими три книги, которые дошли до нас, из 49 стихотворений.

Любовные элегии, содержание которых, скорее всего, базируется на любовных приключениях, которые были лично пережиты поэтом, связаны с именем его подруги Коринны. В этой достаточно распространенной литературной форме Рима, уже имевшей собственных классиков, Овидий смог в полной мере проявить яркое дарование, сделавшее его имя сразу популярным и громким. Заканчивая последнюю из данных элегий, он себя изображает столь же прославившим собственный народ пелигнов, сколько своей славой Мантуя обязана Виргилию, а Катуллу Верона. Без сомнений, поэтического дарования, непринужденного, свободного, блистающего меткостью выражения и остроумием, в данных элегиях довольно-таки много, как много точнейших жизненных наблюдений, версификаторского таланта, для которого никаких метрических мудростей, по-видимому, не существовало, а также внимания к детали. Большая часть его творческого пути, несмотря на это, лежала еще впереди.

«Наука любви»

Вызвало не меньший резонанс и следующее произведение Овидия, о приготовлении которого он своим читателям возвещал еще в восемнадцатой элегии второй книги, и которое в изданиях и рукописях Овидия называется «Наука Любви», «Любовная Наука, а в творениях самого поэта - «Ars». Это - дидактическая поэма, которая включает в себя три книги, написанные как и практически все его сочинения, элегическим размером, который заключает в себе наставления, сначала для мужского пола, какими можно приобретать средствами и за собой сохранять женскую любовь (первая и вторая книги), а потом для женского пола, как они могут к себе привлекать мужчин и при этом сохранять их привязанность.

Овидий, вскоре после «Науки любви» издал «Лекарство от любви» - поэму в одном издании, где он, не отказываясь от предстоящей службы Амуру, желает облегчить текущее положение тех, кому в тягость любовь, и которые от нее хотели бы избавиться. В направлении, от которого поэт держался до сих пор, дальше ему некуда было идти, и он стал отыскивать другие сюжеты, занявшись разработкой религиозных и мифологических преданий, итогом которых стали его 2 капитальных сочинения: «Фасты» и «Метаморфозы».

Ссылка

Однако перед тем как он успел сии ценные труды до конца довести, его постиг внешний удар, который его судьбу изменил коренным образом. Осенью девятого года Овидий был неожиданно отправлен в ссылку Августом, на берега Черного моря, в дикую страну сарматов и гетов, и поселен в г. Томы (ныне Румыния, Констанца). Ближайшая причина настолько сурового распоряжения императора по отношению к лицу, бывшему, по связям своей супруги, близким к императорскому дому, до сих пор неизвестна. Сам же Овидий ее называет неопределенно ошибкой, отказываясь говорить, в чем данная ошибка состояла и, заявляя при этом, что это бы значило растравливать раны Августа.

Вина его, скорее всего, чрезмерно интимного характера и связана с нанесением ущерба достоинству, спокойствию дома императора, или чести; однако все предположения исследователей, которые эту загадку пытаются разгадать уже много лет, в этом случае оказывается произвольным. Единственный лучик света на данную темную историю проливает заявление самого Овидия, что он был непринужденным свидетелем какого-то преступления, и его оплошность заключалась в том, что у него были глаза.
Еще одна отдаленная причина опалы, однако, может быть более значимая, которая самим поэтом прямо указывается: это - его «глупая наука», по причине которой он был обвинен как «учитель грязного прелюбодеяния». В одном из своих посланий с Понта он говорит, что первая причина его ссылки - именно его «стихи».

«Скорбные элегии»

Ссылка на черноморском побережье дала повод к написанию ряда произведений, которые были вызваны исключительно новым местоположением поэта. Повествуя о неиссякаемой силе таланта самого Овидия, они совсем другой вносят колорит и Овидия нам представляют абсолютно в ином настроении, нежели до катастрофы, которая его постигла.

Ближайший результат данной катастрофы - его «Скорби» или «Скорбные Элегии», которые писать он начал еще в Дороше и писать продолжал в течение трех лет на месте ссылки, изображая собственное горестное положение, стараясь к помилованию склонить Августа и жалуясь на судьбу его постигшую. Эти элегии, которые вполне отвечали собственному заглавию, вышли в пяти томах и в основном обращены к супруге, некоторые - к друзьям и дочери, а одна из них, самая объемная, которая составляет вторую книгу - непосредственно самому императору Августу. Эта последняя интересна очень не только отношением, в какое ставит себя поэт к личности императора, выставляя его подвиги и величия, а также униженно прося прощения «наделанным» прегрешениям, но и заявляющем, что его нравы не так совсем дурны, как можно думать об этом, судя по содержанию его же стихов. Наоборот, жизнь его является целомудренной, а только его муза шаловлива - заявление, впоследствии делавший и Марциал, в оправдание содержания большей части из собственных эпиграмм. Тут же, прямо в этой элегии, приводится целый ряд римских и греческих поэтов, на которых сладострастное содержание из стихов никакой не навлекало кары; также указывается на мимические представления Рима, крайняя непристойность коих в действительности служила для всей массы населения школой разврата.

За «Скорбными элегиями» были написаны «Понтийские письма», в четырех томах.

«Метаморфозы»

Произведение «Метаморфозы» (или «Превращения) представляет собой поэтический труд в пятнадцати книгах, который заключает в себе повествование, относящееся к превращениям римских и греческих мифов, начиная с хаотического состояния всей вселенной до превращения в звезду Юлия Цезаря. Этот труд, высокий по поэтическому достоинству, был начат и окончен, можно сказать, Овидием еще, будучи в Риме, однако по причине спонтанного отъезда не был издан. Мало того, перед отправлением в ссылку поэт сжег в сердцах или с горя даже саму рукопись, к счастью, с которой уже было сделано несколько списков. Списки, сохранившиеся в Риме, дали Овидию еще одну возможность дополнить и пересмотреть в Томах это объемное произведение, которое и было издано таким образом.

«Метаморфозы» являются самым масштабным трудом поэта, в котором богатое содержание, главным образом доставленное Овидию греческими мифами, с такой силой неустанной фантазией обработано, с такой легкостью перехода от одного к другому предмета, с такой свежестью красок, не говоря о блеске поэтических оборотов и стиха, что во всей этой работе нельзя не признать истинного торжества таланта, который вызывает изумление. Это произведение недаром много всегда читалось и переводилось с давних пор на другие языки, начиная с греческого перевода, который в четырнадцатом веке был сделан Максимом Планудом. Даже у нас немало есть переводов (как стихотворных, так и прозаических); четыре из них на свет появились в течение 70-80-х годов девятнадцатого столетия.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Овидия представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.