Окуджава Булат Шалвович

Русский поэт и прозаик Булат Шалвович Окуджава был рожден 9 мая 1924 года в Москве в семье работников партии. Детство его прошло на Арбате. До 1937 года жил со своими родителями в городе Нижний Тагил, после чего отца арестовали и расстреляли, мать отправили в лагерь, а позже в ссылку.

Будучи девятиклассником, в 1942 году Окуджава добровольно ушел на фронт, где некоторое время служил мино- и пулеметчиком, а после серьезного ранения - радистом. С 1945 года жил и работал токарем в Тбилиси, где учась в вечерней школе, окончил десятый класс. В 1946 году и на протяжении следующих четырех лет получал высшее образование на факультете филологии Тбилисского университета. Окончив его, устроился учителем-руссистом в сельскую школу под Калугой. Позже Окуджава переехал в саму Калугу и сотрудничал там с областными газетами. Именно в Калуге увидела свет первая книга Окуджавы. Стихи и поэма о Циолковском, вошедшая в нее, больше не включались автором в последующие сборники.

С 1956 года писатель стал жить в Москве, там работал на должности редактора в издательстве «Молодая Гвардия» и вместе с тем заведовал поэтическим отделом в «Литературной газете». Творческая биография Булата Окуджавы набрала свои обороты в 1962 году, когда он вступил в Союз писателей.

Его первая песня «Неистов и упрям» была написана еще в студенческие годы, а во второй половине 50-х годов им были созданы такие песни как «Полночный троллейбус», «Король», «Песенка про Черного кота» и другие. Эти песни с молниеносной скоростью приобрели популярность. Сначала они исполнялись самим автором в компании приятелей, затем в более широком кругу слушателей, а со временем и вовсе записывались на магнитную пленку и передавались по всей стране из рук в руки.

Окуджава по праву считается одним из создателей жанра авторской песни. Сам поэт никогда не замечал принципиальной разницы между собственными стихотворениями, ставшими песнями, и непесенными поэзиями. Характерно, что Булат обладал поистине литературным сознанием, с легкостью ориентируясь в своем как поэтическом, так и прозаическом творчестве, учитывая литературную традицию 19 века.

Повесть «Будь здоров, школяр!» является первым прозаическим произведением Окуджавы. Она была опубликована в альманахе «Тарусские страницы» за 1961 год. Эта повесть стала одной из тех творческих проявлений писателя, которые были подвергнуты жесткой критике за антивоенную направленность и отсутствие «героического» пафоса. Учитывая это, а также присущую Окуджаве независимую гражданскую позицию, его сочувствие к коллегам, преследуемым властями (среди них А. Солженицын и А. Синявский), создали писателю репутацию «неблагонадежного».

Писатель по своей натуре никогда не был активным относительно политической жизни, поэтому его песни и стихи выражают чувства радикально настроенной интеллигенции. А в 60-е годы он приступил к работе над своей исторической прозой, осмысливая конфликт вольнодумцев и власти.

Официальное признание приходит к Окуджаве в годы «перестройки», он принимает активное участие в общественной жизни, а также является членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. За годы деятельности ему присуждают Государственную премию СССР (1991), а также Букеровскую премию (1994) за роман-автобиографию «Упраздненный театр». В 90-е годы писатель внимательно наблюдал за событиями, происходящими в России, и неистово осуждал войну в Чечне.

Для поэзии Булата Окуджавы характерно обращение как к различным фольклорным, так и многим литературным источникам. Это и традиция городского романса, и прозаизация стиха по-некрасовски, и русский символизм, и многозначность основных образов, и акцентная поэтика В. Маяковского, которую Окуджава берет себе на вооружение, преобразуя его в напевные ритмы. Поэзии Окуджавы присущ гармонизированный сдвиг, когда смелость и неожиданность приема становится невидимой в общем интонационном потоке.

Литературный мир Окуджавы отличается интимностью и космичностью. Это достигается вследствие последовательного расширения смысла, лежащего в основе лирической композиции. Так, в творчестве писателя полночный троллейбус может стать кораблем, а его пассажиры матросами; синий шарик способен облететь весь земной шар, успешно возвратившись на место начала путешествия. Индивидуальная поэтическая фразеология, так неотъемлема от Окуджавы, становится частью общенационального языка.

Прозу Окуджавы представляют романы «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» и еще несколько других. В них автор все чаще прибегает к образно-предметной стилизации, парадоксально сталкивая судьбы людей из разных социальных слоев, при этом все больше проникаясь скептическим взглядом на радикальное вмешательство отдельной личности в историю всего государства. Эта мысль очень заметна в его семейной хронике «Упраздненный театр», здесь она развивается как критическая характеристика большевистского романтизма.

Такие его повести и рассказы как «Отдельные неудачи среди сплошных неудач» (1978), «Девушка моей мечты» (1985), «Около Риволи, или Капризы фортуны» (1991) и другие, являются предельно автобиографичными с присущей Окуджаве остроумной самоиронией. К числу таковых относятся и его «Автобиографические анекдоты», опубликованные в журнале «Новый мир» за 1997 год. Они стали последними, опубликованными автором при жизни.

Булат Окуджава написал сценарии к фильмам «Женя, Женечка и «катюша» (1967), в соавторстве с В. Мотылем, и к фильму «Верность»(1965), совместно с П. Тодоровским. К тому же, он часто писал театральные инсценировки к своим прозаическим произведениям, а также песни для театральных представлений и кино.

Булат Окуджава скончался 12 мая 1997 года в Париже.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Окуджавы Булата Шалвовича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.