Николев Николай Петрович

Николев Николай Петрович (10.11. 1758 - 24.01.1815) - член Российской Академии, драматург и поэт. По линии отца родственник княгини Е. Р. Дашковой, которая и ввела его в общество наиболее высокопоставленных семей времен Екатерины. Отец - происходил из рода дворян, генерал-майор Преображенского полка, вел начало от французского полковника Д. Николь-Леманора, переселившегося в 17 веке в Россию; мать принадлежала купеческому сословию.

Биография Николева Николая Петровича

Когда Николаю было 5 лет, Дашкова на него обратила внимание и взяла к себе на воспитание: было «прилагаемо особое старание предоставить ему нужные познания в словесности и математике, к чему у него была особенная склонность, и в продолжение воспитания сверх отечественного языка, столько успел в итальянской и французской литературе, что мог не только свободно говорить, но и творить на этих двух языках». Благодаря покровительству Е. Р. Дашковой познакомился с именитыми и выдающимися семьями времени. Дашкова, которая не только читала, но лично знала и Вольтера, и Дидро, первая Николева познакомила с просветительской литературой.

В гвардию он был зачислен в возрасте пятнадцати лет. По словам С. А. Маслова, «Н. на двадцать седьмом году женился на кн. Е. В. Долгорукой, однако, согласно записям в дневнике П. Лаврова, свадьбу Н. отнести можно к самому концу 1777 года». Очевидно в 1778 во время службы, находился в Крыму. В 20 лет у него со зрением начались проблемы. До 1785 служил, возвращаясь в Петербург курьером, сильно простудился. Ухудшилось в связи с этим его зрение, он ослеп и в чине майора вышел в отставку. С 1801 года жил безвыездно в подмосковной усадьбе и Москве, где имел собственный театр.

Член Российской Академии с 1792 года. Был принят в 1811 почетным членом в Общество приверженцев российской словесности при университете Москвы и избран почетным участником Беседы любителей русского слога.

Литературная деятельность

Пристрастился в раннем возрасте к литературной деятельности, один из его первых трудов назывался «Сатира на развращенные нравы текущего века» (1770), однако впервые в печати появились при Екатерине Второй за 1790 в «Новых Ежемесячных Сочинениях».

Он занимался написанием классических од, постепенно все больше места в его творчестве занимали другие направления, развивающийся в то время сентиментализм в частности. Сочинял драмы, шуточные послания и стихи, эпиграммы, считался одним из лучших авторов русской сцены.

В 1795-1798 вышла в свет пять томов его работ под общим названием «Творения»: 1) оды на нравственные общие темы, 2) оды, которые были посвящены Екатерине Второй, 3) духовные оды, 4 и 5) различные стихотворения, большей частью любовные. В одах Николев (посвящены Екатерине Второй, их всего 24) выступал в качестве эпигона Ломоносова, а в других стихах подражал Державину.

В результате в печати появились: «По поводу кончины Голенищева-Кутузова» (1813), «Речь крестьянам Верейской округи» (1812), «Торжественное венчание Павла Первого» (1798).

Николай писал шуточные песни и стихи в народном духе (псевдонародные - как уверяет Литературная энциклопедия), из которых 2: «Вечером румяну зорю» и «Взвейся, выше понесися» считаются народными.

Во время наполеоновской войны в 1812 году Николев помогал раненым солдатам, которые приходили к нему, «принимая, леча, поя, кормя и их похороняя».

Вынужденный оставить, наконец, сове имение по причине приближающихся французов, он с семьей переселился в Тамбов, откуда сразу вернулся по завершению войны.

Драматургия

Приобрел особую известность как драматург. Регулярно его драмы ставились на современных театральных сценах и пользовались особенным успехом. Отдельным изданием были напечаталны в «Российском Феатре».

Драматургическое наследие:

- драмы «Феникс», «Самолюбивец» (1779);

- комедии, имеющие основополагающий сюжет, без содержания повседневности: «Удачный опыт, или Попытка не шутка» (1774), «Испытанное постоянство» (посвящена кн. В. П. Волконской, которая участвовала в спектакле, представлена в домашнем театре князя П. М. Волконского, 1776), «Самолюбивый стихотворец» (в главном персонаже Надмене современники увидели А. П. Сумарокова, поставлена в Петербурге 15.06.1781. А. А. Шаховской информирует, что при представлении «послышался в первый раз, в русском театре мстящий свист за Сумарокова. Говорят, что он дочери его раздался, К. А. Княжниной, и повторился многими зрителями во многих местах, оскорбленными отца нашего театра поруганием». П. Арапов передает «Княжнина своего сына Александра послала в парадиц, чтобы он по окончании спектакля свистнул; он исполнил это со своими приятелями, публика вразумила насмешку, свист стал сильнее, и уже не давали «Самолюбивого стихотворца». В ответ Николай осмеял дочку Сумарокова в притче «Мартышка» и в эпиграмме под названием «В уединение ко мне слушок доходит...»; «Любовь хитрее осторожности, или Победа невинности» (премьера 20.10.1815 в Петербурге после смерти автора).

- комические оперы: «Любим и Розана» с музыкой Керцелли - 1776, постановка в Петровском театре в Москве в 1778 году, а Петербурге - 6.12.1780; в 1781 опубликована - автор в предисловии отметил особенно хорошую игру в Петровском театре Медокса Ожогина, которая заставила переработать текст); «Приказчик», драма в одном действии вместе с музыкой Ж.-Ф. Дарси - 1781, постановка - московский Вольный театр; «Любовь хитрее красноречия, или Опекун-профессор» (4.12.1784).

- трагедии: «Замир и ссорена», «Пальмира» (1784 поставлена в 1785, публикована в 1787 году), «Святослав» (поставлена под Москвой в собственном домашнем театре, 1805). Помимо этого, П. Арапов вспоминает пьесу «Сорока», по его заверениям, «имевшую большой успех», но другой информации относительно этой пьесы найдено не было.

В своем кругу у современников особой любовью, а также уважением пользовался; был назван «русским Мильтоном», аналогично английскому поэту, так же слепцу. Несколько лет его сподвижники после его смерти собирались в особые беседы (заседания) в честь него, которые описаны в «Сыне Отечества», в особой брошюре «Памятник друзьям Николева» (1819), «Русском Вестнике». Павел Первый особенно ему покровительствовал, и называл его слепым ясновидящим. Многое из творчества, тем не менее, так и не было издано.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Николева Николая Петровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.