Можаев Борис Андреевич


Родился Борис Андреевич 01.06.1923 в с. Пителино Рязанской области. В своих произведениях он освещал темы современной жизни в селах и деревнях. В его творчестве есть все - и отличное сочетание юмора, и конфликтность (повесть «Живой», а в начальной версии «Из жизнедеятельности Федора Кузькина», 1966; роман под названием «Бабы и мужики»). Кроме того, он занимался публицистикой и создавал сценарии для кинофильмов.

Биография Можаева Бориса Андреевича

Семья

С его слов: «В дореволюционные годы мой отец служил на пароходе, идентично моим дедам, но они все из рода крестьянского. По материнской и отцовской линии все были речниками и моряками: лоцманы, штурманы, плотогоны, бурлаки - занимались вождением судов по Каспию и Волге. Максим Коротков, пращур мой, принимал участие в первой Отечественной войне. По окончанию Бородинского сражения служил в отряде Воейкова, который отступающую армию Кутузова прикрывал под Можайском от наступающих французов. Предки рассказывали, что тех, кто отличился в этих боях, а было их 20 человек, одарили фамилией Можаев». В 1935 году отца писателя, Можаева Андрея Ивановича, сослали на Дальний Восток, где он и скончался. Мать сумела дать образование пятерым из шести детей.

Инженер

После того, как Можаев окончил среднюю школу, он продолжил обучение в Горьковском институте инженеров водного транспорта ГИИВТ на факультете кораблестроения. Перед тем, как пойти в армию, приблизительно год трудился в качестве преподавателя. Его призвали в армию, а в 1943 году он поступает в Высшее техническо-инженерное училище ВМС (Ленинград). В то же время на заочном отделении проходит обучение на филфаке ЛГУ. После того, как училище было окончено в 1948 году, его направляют в звании инженера-лейтенанта на Тихоокеанский флот. Участвовал в строительстве Порт-Артура.

«Именно дальний восток меня сделал писателем»

Самые первые стихотворения Можаева под названием «Архитектор» опубликовали в газетном издании «Советское Приморье» в 1949 году. В 1955 году во Владивостоке издали первую книжку его стихотворений (Зори над Океаном», а также появилась первая книга, написанная в прозе «Власть тайги»: рассказы и повести (1959). Там же в 1955 году увидели свет «Удэгейские сказки»: Можаев, как составитель и собиратель. Все издавалось в книжном издательстве Приморска. В качестве первой столичной публикации Можаева рассматривается рассказ под названием «Власть тайги».

А. Турков писал: «Можаев не отдавался свойственному для литературы тех годов упоенному славословию, связанному с освоением данного края. Он почуял нутром «волнующий запах гари», обосновывающийся грубым потребительским отношением, чреватым предстоящими нравственными и экологическими катастрофами. Такое потребительское отношение находило проявление и в отношении к людям, и к природным ресурсам, но его пагубность обществом стала осознаваться существенно позднее».
Земельный вопрос

Художественной и исторической дальновидностью Можаева отмечалось все его творчество. В повести под названием «Полюшко-поле» от 1963 года, являющейся первой прозой Можаева, рассказывается о деревне, описывается характер, подтвержденный писателем через десятилетие в очерке под названием «В Солдатове у Лозового». Можаев писал: «Достаточно любопытно было наблюдать автору, как его герой, которого списали в уссурийских далеких краях, будет повторяться определенными гранями характера в достоверном и живом председательстве, осуществляемом на южном Алтае. Мощь благовидного примера выглядит более внушительно, когда происходит доброе дело с захватом единовременным тысяч километров».

Глубочайшая эрудированность, полемический острый дар, талант, независимо, российская ли то история или же история земледелия России на громаднейших ее территориях, - Можаева уже в самом начале 60-х годов сделали достаточно видным очеркистом и публицистом по наступлению 60-х годов минувшего столетия, сумевшего объединить в себе бесстрашие, яркость языка и компетентность. Насколько бы свирепой не была цензура, Можаев пытался защищать независимость хозяйственника-работника, самостоятельность экономического плана земледельца - из жанра в жанр, из года в год, будь то роман или очерк, сценарий или статья.

Можаев писал: «Зачем лукавить! Вопрос Земли остается и в настоящее время основополагающим запалом любых наших междоусобиц. Он же является и основной нашей силой поднятия духа. Он смог поднять крестьянство и государство, в целом, на новые высоты и в годы Столыпина. Он же разжег гражданскую войну и побросал всех в пропасть. Изначально он погубил движение белых, а далее чуть не сделал то же самое с красными. Он дал нам надежды на жизнь во времена НЭПа, он же нас сталкивал в адский ужас коллективизации. И теперь он от нас требует молниеносного решения - предоставить земельные наделы тем, кто хочет и может их обрабатывать. На этом все и основывается: или мы встанем на крыло, или дело окончится хаосом и взрывом».

Публицистическое издание «Хлеб насущный и запах мяты» объединяет в себе наиболее существенные публикации Бориса Можаева («По дороге в Мещеру», «Стоит ли старое вспоминать?», «Лесная дорога», «Хозяина ждет земля» и прочие). По признанию самого Бориса Андреевича, это издание является писательским дневником или же двадцатилетней хроникой, которая запечатлела его точку зрения на жизненные злободневные явления.

«Жизнь Федора Кузькина» или «Живой»

В номере 7 «Нового мира «Твардовского за 1966 год опубликовали повесть «Живой», которая ранее называлась «Из жизни Федора Кузькина». Повесть снималась цензурой и была с громадным трудом разрешена к публикации. Ее постановкой в Театре на Таганке занимался Юрий Любимов, увидевший в Кузькине характер масштаба нации (роль Кузькина пытался исполнять Валерий Золотухин). В результате спектакль был запрещен, а зритель его смог увидеть только спустя 21 год. В сюжетной линии рассматривается острое противостояние властному самодурству, имеет место озорной и хлесткий диалог, непредсказуемо независимая и самобытная натура самого Кузькина, которые смогли определить для спектакля и самой повести ошеломляющий успех. Множество зрителей спектакль смогли увидеть на прогонах.

Характеры Руси

В период с 1960 года и по 1970, Можаев создал череду необычайно противоречивых и разнообразных портретов собственных современников. Имеет место глубоко художественное определение сознания приспособленческого и творческого, дерзкого и рабского, разлагающегося и воскресающего для созерцания. Можаевым исследуется «воля к независимости» (любимое его выражение Пушкина), в качестве истории самосознания народа, которая переживается особо разнообразно, весьма индивидуально и разноречиво. Череда рассказов, получившая общее название «Старые истории», среди которой «Села Брехова история, написанная Булкиным Петром Афанасьевичем», «Квадратных полтора метра», «Старица Прошкина» и прочие. В данном случае разговор касается не хроники явлений, а скорее характеров, при которых, порой, наблюдается парадоксальное воссоединение сатиры и трагедии.

То, что наболело...

По наступлению 1980 года Можаев закончил свой роман «Бабы и мужики», который посвящался противостоянию крестьян на Рязанщине и насильственной коллективизации. Роман смог увидеть свет полностью исключительно по наступлению 1987 года. Вторая книжка романа, в которой развернуто перед читателем воссоздавалась панорама восстания и последующего его подавления, была отвергнута всеми столичными журналами, а опубликовали ее только в 1987 году в номерах с 1-го по 3-ий журнала «Дон». Академик В. А. Васхнил в предисловии к данной публикации писал, что Борис Андреевич смог отыскать именно приемы раскрытия массовости характера данной борьбы. Действует здесь народ.

Авантюризм политической направленности в данном случае принимает столь широкие масштабы, что сломать или просто его преодолеть, возвратив деревню на дорогу естественных социальных, закономерных преобразований, способно исключительно массовое народное движение.

Рассматриваемая драма народа смогла отыскать в Можаеве собственного летописца. По признанию Солженицына, с которым Можаев был очень дружен, сделался неким прототипом А. Благодарева, «основного героя крестьян» «Красного Колеса», который в Антоновщину стал в романе Солженицына командиром некоего отряда партизан.

Солженицын про Можаева говорил, что он является первым реальным знатоком русской природы и деревни. Но на этом биография Можаева не заканчивается. В его планы входило продолжение трилогии, подразумевающее доведение повествования до нашего времени. Успел он написать только начальные главы романа-автобиографии «Изгой». В книгу рассказов и очерков под названием «Затмение» (1995), включались статьи и очерки Можаева 90-х годов, которые посвящались реформам, проводимым в деревне современности.

Статья, посвященная Севастополю «Крымские страдания», закончена была писателем за пару месяцев до смерти, а полностью он ее опубликовал в седьмом номере за 1996 год журнал «Дон».

Можаев в 1994 году становится главным редактором журнального издания «Россия», но сил хватило лишь на написание только первого номера. В этом номере нашла свое место его статья, в которой рассматривается аграрная реформа, осуществляемая в Нижегородской области. Она получила название «Воля и Земля».


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Можаев Борис Андреевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.