Мисима Юкио

Юкио Мисима (1925-1970 г.г.) - выдающийся писатель, сценарист, драматург, философ, общественный деятель, актер и постановщик - ярчайший представитель послевоенного поколения литераторов Японии. Исключительно интересна и наполнена яркими событиями биография Юкио Мисимы - талантливого сына своего народа.

Семья

Настоящее имя писателя - Кимитакэ Хираока. Он родился в интеллигентной семье государственного чиновника 14 января 1925 г. Вскоре появились на свет еще двое детей - сестра Мицуко и брат Тиюки. Мать Сидзуэ посвятила себя мужу и воспитанию детей. Отец Адзуса, юрист по профессии, во время учебы в Токийском императорском университете подавал большие надежды, однако ему пришлось довольствоваться по окончании учебы скромной должностью в министерстве лесного и рыбного хозяйства. Здесь же работал Нобусукэ Киси - в будущем премьер-министр Японии.

Дед Юкио - Садатаро Хираока - до 1914-го г. работал губернатором Южного Сахалина, однако из-за конфликта, связанного с поставками леса, был вынужден раньше времени уйти в отставку.

Детство в четырех стенах

С ранних лет Юкио отличался впечатлительностью, тонкой душевной организацией, слабым физическим развитием. Семья принимает решение отдать его на воспитание бабушке Нацуко. До 12-тилетнего возраста будущий писатель воспитывался вдали от родного дома. Он с нетерпением ожидал каждой встречи с матерью, свидания проходили по строго заведенному распорядку.

Бабушка Юкио - аристократичная, властная, поклонница классической литературы, творчества Кека Идзуми, театра кабуки и но - оказала огромное влияние на внука. Болезненный, малообщительный мальчик практически не виделся со сверстниками, порой он не выходил из дома неделями. Любимым его развлечением стали просмотры иллюстрированных журналов, энциклопедий, томов жизнеописаний героических личностей, искусствоведческих альбомов и чтение.

Нацуко не отличалась уравновешенным характером, мальчик с юных лет мог наблюдать зарождение вспышек гнева и полноценных «истерических спектаклей», время от времени устраиваемых бабушкой.

С первых дней учебы в школе Юкио показал себя блестящим учеником, значительно превосходящим по своему духовному развитию сверстников. Согласно старинной традиции, всех выпускников японских гимназий, окончивших учебные заведения с отличием, принимал в своем дворце император. Закономерно, что на одном из таких приемов побывал и Юкио. За отличную учебу ему были вручены серебряные часы.

Юность, опаленная войной

По совету отца юноша поступает в Токийский университет, собирается стать юристом. В студенческие годы он все больше увлекается немецкой классической философией, зачитывается трудами Ф. Ницше. Специализируется по немецкому праву.

Милитаристская Япония капитулирует 2 сентября 1945 г. Поражение в войне исключительно тяжело воспринято народом, прежде всего, его интеллигенцией. Рушатся основы империи, что для многих, в том числе и глубоко нравственных и уважаемых общественных деятелей, писателей, военных, ученых сродни личной трагедии. Ширится волна самоубийств. Уходит из жизни по собственной воле величайший авторитет в жизни Юкио - литературный критик, служивший лейтенантом в японской армии, Дзэммэй Хасуда.

Через 2 месяца умирает от тифа сестра Мицуко.

В стране безработица, не хватает товаров, свирепствуют болезни. Крестьяне бегут в города в надежде заработать на кусок хлеба.

На фоне разразившейся в стране катастрофы к юноше приходит первая любовь. Кунико Митани выведена в первом заметном произведении Ю. Мисимы «Исповедь маски» под именем Соноко. Как и в книге, отношения закончились болезненным расставанием.

Литературный дебют

В послевоенные годы Ю. Мисима встречается с писателем Ясунари Кавабата, показывает ему свои первые «пробы пера» и получает одобрение. Рассказы «Сигарета» и «Средние века» опубликованы в журнале «Человек». Тогда же Юкио встречается с именитыми прозаиками О. Дадзаем и К. Камэи.

После окончания университета в 1947-м г. дипломированный специалист поступает на службу в Министерство императорского двора. Но все больше и больше его привлекает литературная деятельность. Перейдя по совету отца на службу в Министерство финансов, Юкио начинает в то же время работу над первым крупным произведением «Вор». Но вскоре понимает, что систематическая работа в министерстве и бессонные ночи, проведенные над рукописью, - вещи несовместимые. Озаботившись ухудшением здоровья старшего сына, Адзуса Хираока позволяет тому оставить службу.

Начинающий прозаик все теснее общается с видными писателями и общественными деятелями, среди которых Фусао Хаяси, затем вступает в объединение «Современная литература».

В 24-летнем возрасте Юкио пишет пронзительную «Исповедь маски», в которой беспощадно обнажает душу молодого человека, вступающего в жизнь в послевоенной Японии, его мучительный поиск эстетического и нравственного начала.

Мировое признание

Уже после выхода «Исповеди маски» о молодом авторе заговорили, и не только в литературных кругах. Успех закрепил «Золотой храм» - небольшая повесть в виде притчи.

Молодой человек мечтает повидать старинное намоленное сооружение и однажды собирается в путь-дорогу. Картины, которые рисовало его воображение с самого детства, скоро предстанут перед ним во всей красе. Но сначала надо пройти положенный долгий путь по побережью холодного мрачного моря, затем - по отдаленным от цивилизации уголкам... О чем он думает, этот юноша, над чем мучительно размышляет? Почему никак не подберет определения слову «красота»? И что происходит, в конце концов, с его мятущейся душой в момент столь желанной и ожидаемой встречи?

Сразу после «Золотого храма» на свет появляется роман «Дом Кеко». К сожалению, он был принят неоднозначно. Маститый литератор Такэо Окуно назвал произведение гениальным. А многие критики напустились на автора, обвиняя его во всех смертных грехах.

В 1951-1952-м г.г., как журналист газеты «Асахи симбун», Ю. Мисима совершил кругосветное путешествие.

Семейная жизнь, политические скандалы, судебные процессы

Супругой Мисимы в 1958 г. стала Eко Сугияма, дочь художника, создающего свои полотна в классическом стиле. Юкио отмечал, что только девушка, выросшая в творческой среде, может стать его женой. И это произошло. Сама дочь живописца, она хорошо понимает другого художника, признавался он, и не питает иллюзий.

Молодожены переехали в новый дом, построенный в американском стиле.
Первые годы жизни новобрачных омрачились длительным судебным процессом. Дело в том, что прототип рассказа Ю. Мисимы «После банкета» Х. Арита заявил, что автор нарушил неприкосновенность частной жизни дипломата, а потому обязан ответить по закону. Только смерть истца остановила этот нелепый процесс.

И тут же начался другой тяжелый период в жизни семьи. Писатель С. Фукадзава в своем произведении «Необыкновенный сон» показал расправу над наследным принцем Акихито, которую совершают коммунисты. Дом и семья владельца издательства, выпустившего книгу, подверглись нападению. Письма экстремистского содержания получил и сам Ю. Мисима, публично поддержавший С. Фукадзаву. Дело дошло до того, что особняк пришлось взять под охрану.

Писателем все чаще овладевает разочарование политическим устройством послевоенной Японии, вызывает отчаяние «разброд и шатание» в среде интеллигенции. Куда движется страна утренней зари? Все дальше и дальше от многовекового уклада, когда центром ее был солнцеподобный император. И где же свет в конце тоннеля?

«Кони несущие» летят в небытие

Ю. Мисима приступает к работе над тетралогией «Море изобилия».
А скандалы не утихают. Театр драмы «Бунгакудза» отказывается ставить пьесу «Кото, приносящее радость». 14 репетировавших артистов вместе с драматургом демонстративно покидают сцену.

После лирически-тонкого «Весеннего снега» Ю. Мисима пишет вторую, самую важную из всех книг тетралогии - «Кони несущие».

Послевоенная Япония. Прекраснодушный Исао предан императору, до боли сердечной переживает за все, что происходит вокруг. Он не верит в эволюционный путь реформ и переустройства на основе нового экономического знания. Страницы произведения порой напоминают остросатирический памфлет. Особенно достается представителям власти Японии, ее истеблишменту, а также ученым, военным, которые, по мнению автора, тянут руки к американским концессиям, начисто позабыв о народе, его страданиях.

После «Храма на рассвете» завершается работа над «Падшим ангелом». Но эта книга увидит свет только после смерти автора.

Уход в вечность

Вместе с членами «Общества щита» 25 ноября 1970 г. Ю. Мисима проник на базу сухопутных войск в Итигая, где попытался совершить государственный переворот, обратившись за поддержкой к солдатам и офицерам. Но призыв проигнорирован.

Как и было предусмотрено заранее, одержимый идеей переустройства общества и не нашедший у него отклика, потерявший опору в жизни - Ю. Мисима совершил публичное харакири.

С 1988 года издательство «Синтёся» вручает литературные премии имени Юкио Мисимы.
Читатели России могут познакомиться с лучшими произведениями автора, включая «Шум прибоя», «Золотой храм», «Весенний снег», «Запретные цвета», «Звук воды», «Долгая весна» и другими - в прекрасно выполненных переводах Бориса Чхартишвили и Елены Струговой.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мисимы Юкио представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.