Метастазио Пьетро

Пьетро Метастазио (с итальянского Metastasio, родился 13 января 1698, Рим - умер 12 апреля 1782, Вена) является прославленным итальянским либреттистом и драматургом.

Биография Метастазио, ранние годы жизни

Уже в раннем детстве Пьетро увлекался поэзией. К 10 годам в искусстве импровизации добился больших успехов. Поэт Гравина, богатый римский адвокат, заметил талант мальчика и усыновил его. Именно этим поступком Гравина и славится в истории изящной словесности, ведь, как писал Стендаль, он создавал лишь от скуки скверные трагедии. Однако деятельность Гравины пользовалась успехом некоторое время ранее. Это он дал своему приемному сыну и воспитаннику фамилию Метастазио, которая является переводом фамилии Трапасси с греческого языка. Благодаря усилиям Гравины юный Пьетро получил прекрасное образование. Он же и стал наследником своего воспитателя. Так он был избавлен от проблем и забот, связанных с насущными вещами.

Первый успех

Впервые успех пришёл к Метастазио в 1724 году, после театральной постановки «Покинутой Дидоны», Которая была написана специально для любимой поэта, певицы Марианны Романини. Либретто обладало редким успехом: в первый же год внимание нескольких композиторов привлек необычный способ изложения посредством переложения на музыку Доменико Сарро. И на протяжении всего восемнадцатого века было переложено на музыку еще 50 раз. «Покинутая Дидона» не являлась первым опытом юного поэта, но именно в ней впервые проявились особенные черты его стиля. Его стихи отличались высокой музыкальностью, ведь он собственноручно писал на них музыку, сочинив несколько арий.

Покинувшая рамки венецианской эксцентрики (запутанные интриги, огромное количество персонажей, комиков, вмешательство богов..) ясность драматургии благодаря Метастазио приобрела законченный классический вид; изящная прорисовка характеров и умение выразить каждую ноту в переживаниях героев, которым и славился Пьетро, и в котором ему удалось перенести интерес драмы в психологическом направлении, что отличало ее от комедий и трагедий, существовавших до нее.

Особенности драматургии

Необходимо рассказать немного о структуре и свойствах характера самих либретто. Это произведения, состоящие их трех актов. Создавая их Метастазио использовал ряд несложных правил, которые довольно-таки широко известны и пользуются большой популярностью (о них упоминает Стендаль в «Письмах о Метастазио», а также Гольдони в своем первом томе «Мемуары»).

Как правило, в каждой драме выделяют «традиционно» шесть героев - обязательно беззаветно влюбленных. Трое главных лиц в пьесе - первое сопрано, тенор и примадонна, в их задачи входит исполнить по пять арий. Разновидности арий: страстная, бравурная, спокойная, полухарактерная и блестящая. Есть, конечно, установленный порядок правил - о них вы можете узнать, почитав Гольдони и Стендаля.

Арии Метастазио строились по общепринятой тогда схеме da capo, то есть в наличии имеется три строфы, причём первая заменяется повторением третьей. Гениальность Метастазио выражается в ариях, особенностью которых является сжатость. Порой, всего 12 стихов, но ярких и выразительных, способны были вызвать восторг от такой яркой передачи чувств героев. Апостоло Зено - предшественник Метастазио, это ему пришла идея изменить трагедию на лирическое произведение, которое никак не ослабит эффекта при пении. Долгие годы Зено работал в Вене, куда его пригласил сам император Карл VI . Там он был на службе как придворный поэт и историограф. Он создавал оперы, которые проигрывались в императорском театре. Современными филологами подмечены большая сухость и рассудительность стиля Зено по сравнению с Метастазио. Гольдони отозвался о нем как о мужественном стиле, который сродни творчеству Корнеля, а арии Метастазио сравнил с Расиным. Когда Зено уезжал из Вены, он посоветовал заменить его место Метастазио, который мог стать для него достойным преемником.

Метастазио переехал в Вену в 1729 году. Там он должен был провести остаток своей жизни, которая прервалась в 1782 году 12 апреля. За долгий срок проживания там он создал множество шедевров лирики: оперные либретто, кантаты и оратории. Оставив большое наследие, он также создал новый жанр в опере, дал вырваться за пределы установленных правил и возможность развиваться искусству нового поколения.

Всего Метастазио было написано десятки либретто таких, как: «Катон в Утике», «Александр в Индии», «Олимпиада», «Царь-пастух, «Милосердие Тита», «Антигон» и многие другие. Все они возымели большую славу и известность. Многие известные композиторы такие, как Моцарт, Вивальди, Сальери, Гендель, Кальдара, Мартин-и-Сольер, Хассе, Глюк, Мейербери другие, писали композиции на его сочинения. Некоторые либретто были настоль знамениты, что на них могли писать оперы сразу несколько десятков композиторов - настолько славен был Метастазио, этот великий итальянец, занявший достойное и заслуженное место в истории мировой культуры.
Наследие и значение

Метастазио достиг небывалых высот в оперном жанре. Согласно терминологии средневековья драма, предназначенная для музыки, называется оперой, а не либретто, которое может восприниматься как дополнительный материал композитору, что, в принципе, вполне справедливо. В то же время шедеврами являются образцы музыкальной драмы восемнадцатого века, которые прекрасно звучат даже без музыкального сопровождения. И во многом это зависело от деятельности Метастазио.

Он был автором знаменитого либретто Страстей, которое впоследствии было положено на музыку сразу несколькими достойнейшими композиторами, в число которых входил сам Антонио Сальери.

Метастазио был установлен памятник в Вене в Церкви братьев-миноритов. На заднем плане могилы в венской Церкви в честь Святого Михаила можно увидеть офорты Хервиг Ценса.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Метастазио Пьетро представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.