Менандр

Мена́ндр ( с др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.-291 до н. э.) был древнегреческим комедиографом, крупнейшим мастером новоаттической комедии.

Биография Менандра

Родился в Афинах, его отца звали Диопейф. Как Аристофан являлся главой древней комедии, так Менандр был главой новоаттической комедии. Находился в родстве с Алексидом (поэтом комедии среднего ранга). Епиктр был другом и сверстником Менандра, Теофраст - учителем и другом, который внимательно и тонко подмечал повседневные отношения и людские характеры и нравы. Личная жизнь Менандра была пресыщена довольством, любовью к женщинам, привольем. Нет абсолютно никаких сведений насчет его общественной жизни. Как-то царь Птолемей предложил Менандру переселиться в Александрию, на что он (Менандр) ответил отказом.

Количество его комедий достигло 108, однако победителем состязаний он побывал лишь 8 раз. Его удачливым соперником был Филемон. До нашего времени в полном содержании (за исключением нескольких фрагментов) дошла лишь одна его комедия «Брюзга» («Δύσκολος»).

Римские пьесы Теренция и Плавта, которые вместе с Афранием и Цецилием перенесли менандрову комедию на римскую сцену- fabula palliata, дают родственное понятие о построении сюжета, содержании, точной обрисовке характеров. Многочисленные отдельные заметки позднейших писателей Греции, и исходящие от них характеристики и подражания поэту, помогают нам наиболее точно проследить его образ.

Сохранившиеся отдельные отрывки комедий играют первостепенную роль в изображении его характера. Знаменитый византийский грамматик Аристофан (262-185 г. до н. э.) был самым авторитетным почитателем Менандра, он был одним из ближайших к Менандру по времени критиком. Аристофан выделил Менандру первую ступень после Гомера. Как обычно критики ищут отражение действительности в комедиях, так Аристофан угадывал саму действительность и жизнь в его произведениях. Комедии Менандра отличаются наставительностью, достоверностью и опытом прошлых поколений, а также благородством и чистотой речи. Все это тонко подметил и определил восторгавшийся Менандром Плутарх, который ставил его на ступень выше Аристофана. «Вам не стоит бывать в театре, - замечает моралист, - если вы не способны понять что-либо из Менандра». Как говорил Квинтилиан, Менандр великой славой своей затмил всех соперников и вверг их в темноту.

Менандр славился и среди христианских писателей таких, как Апостол Павел, Климент Алесандрийский, Иероним. Они умудрялись находить возможность восхвалять труды Менандра и перенимать от него мудрые изречения. Суждения поэта на все различные случаи жизни составляют драгоценнейшую часть его комедий. Они отличались правдивостью и точностью содержания, выразительностью формы и краткостью. Позднее древние собиратели находили эти суждения не в самих комедиях, а в Стобее, Афинее, схолиастах и др. писателях. Собрание изречений Менандра в одну строку сохранилось и до наших времен. Их количество колеблется в районе 760. Из наследия Менандра уцелело 1130 отрывков и 73 названия комедий.

Творчество

Мир комедий Менандра - обычная повседневная жизнь; его действующие лица - обыкновенные заурядные личности, снабженные мелкими страстишками, привычными ошибками и желаниями, которые попадают в комичные ситуации. Однако индивидуализации, глубокого раскрывания характеров и выделения каких-либо присущих личности особых свойств не наблюдается еще. Комедию заполняют общие типы героев, которые часто повторяются и используются под одинаковыми именами. Лишь происходит смена обстановки и ситуации. Герои практически безлики. И это и есть задумка Менандра - показать обычных людей в необычных ситуациях. Влюбчивые юноши, хитрые сводники, находчивые рабы, расточительные и ревнивые супруги, потакающие шалостям детей матери, наглые иждивенцы, страстные куртизанки, хозяева непотребных домов - это атмосфера деятельности Менандра.

По мнению Квинтилиана, Менандр - величайший мастер в определении характеров «отцов, мужей, сыновей, крестьян, солдат, бедняков и богачей, и сердитых, и умоляющих, и кротких, и суровых».

Первое место в произведениях Менандра занимают рабы и женщины, бедняки и простолюдины. Успех героев-любовников достигается при помощи личных качеств - ума, находчивости, доброты и благовоспитанности, но ни в коем случае не зависит от их материального благополучия и общественного положения.

Отношение поэта к нищим, обездоленным и приниженным запечатлено человечностью автора. Раб в комедиях Менандра может выступать как положительный, так и отрицательный герой: преданный и честный - противопоставлен плуту и обманщику, исполнительный и трудолюбивый - лентяю и дармоеду.... Богатым людям следует заботиться о бедняках, проявляя к ним участие, а бедняки не должны терять свое достоинство. Боги - попечители бедняков, а оскорблять бедняка - совершать большой грех.

Душа менандровой комедии - вездесущая любовь. Его комедии наполнены любовными интригами, которые в конце пьесы имели обыкновение благополучно заканчиваться. Около пяти пьес Менандр посвятил изображению глупых, хвастливых солдат, которые представляют интерес своими спорами и рассказами о взаимности и неудачах любовных похождений: «Льстец», «Рыбаки», «Ненавистный», «Евнух», «Фрасилеон».
Теренций переделал для римской сцены четыре комедии Менандра: «Самоистязатель», «Евнух», «Андриянка», «Братья». К тому же, римлянин не постеснялся переделать из двух греческих пьес одну римскую. Наилучшими комедиями Менандра были признаны «Фаида» и «Женоненавистник».

Сюжеты его комедий, а также и способ их развития, включая обилие общих суждений представлений, которые являлись верными не для одних лишь афинян, а для большого количества единомышленников всего мира, - все это сближает комедии с новоевропейским видом драмы, и даже более - с новомодным романом.

Именно эти свойства, переданные с ясностью и простым изложением аттической речи, принесли неописуемый успех Менандру даже далеко за пределами его родины на многие века. Размер его стихотворных диалогов - трехстопный ямб и четырехстопный хорей. В комедиях Менандра отсутствуют хоры. Как и у трагедий Еврипида, его комедии начинались с пролога. Его философские мировоззрения близки к Эпикуру, а построение пьес и обилие житейских перипетий - влияние Еврипида.

Открытие комедий Менандра

В средневековье комедии Менандра утеряны. Сохранились лишь некоторые цитаты из них, которые быстро обрели популярность, превратившись в известные афоризмы. В 1709 г. была издана первая подборка фрагментов пьес этого автора. Занимался этим Жан Ле Клерк в Амстердаме. А в 1823 г. выходит более полная версия собраний отдельных фрагментов(500). Эта подборка была издана Августом Мейнеке.

К концу XIX века было обнародовано 1750 менандровых стихов. В 1876 году Коббет издал фрагмент комедии «Привидение», который он обнаружил в монастыре на горе Синай на исписанных пергаментных листах IV века. В 1897 г. в Египте приобрели папирус содержанием в 90 стихов - пролог комедии «Земледелец».

В 1905 году наступил перелом, когда в Египте случайно обнаружили склад документов из папируса на месте древнейшего Афродитополя. Там были и комедии Менандра. Общее число его стихотворений - 1300, и пять комедий: «Самиянка», «Третейский суд», «Герой», «Отрезанная коса» и одна без названия.

Число находок, исполненных на папирусной бумаге, множилось; полный текст комедии «Брюзга» был найден в 1959 и опубликован. А также были найдены фрагменты из «Щита» и «Самиянки». В 1901-1960 гг. была открыта значимая часть свитка 3-го века до нашей эры (который по времени близок к существованию автора) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в рукописи IX века из Сирии из Библиотеки Ватикана были обнаружены отдельные листы-палимпсесты, греческий текст которых был наполовину стерт, и его не удалось восстановить. В него входят примерно 200 строк новой комедии Менандра и 200 строк из пьесы «Брюзга». Данные источники пока не удалось идентифицировать.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Менандра представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.