Ломоносов Михаил Васильевич

Михаил Васильевич был не только величайшим поэтом, но и ученым, родившимся в 1711 году. Современники Ломоносова прекрасно это осознавали. О его стихотворениях в положительном ключе отзывались даже противники поэта, называя его мемуары воистину превосходными. Им зачитывались во все времена, и даже Александр Сергеевич Пушкин восхищался его творениями. Пушкин писал про Ломоносова, что уважает его как человека, однако великим поэтом его не считает.

Между Екатериной Второй и Петром Первым Ломоносов был просвещенцем, их сподвижником, который создал в стране первый университет. Пушкин же считает, что Ломоносов не принес каких-то выходящих из ряда вон заслуг в плане продвижения литературной идеи, называя его оды утомительными и надутыми. Он вредное влияние на словесность всегда оказывал, да и продолжает оказывать. Неоригинальность, отсутствие связи с народностью, изысканность и высокопарность - вот какие следы в литературе оставил после себя Ломоносов. Однако не всегда Пушкин старался высказаться в отрицательном ключе о своем поэтическом коллеге, позволяя себе отзываться о нем как о человеке, внесшем в литературу народную поэтичность и духовность.

И только Белинскому удалось целиком и полностью восстановить Ломоносова на постаменте славы. Белинский считал, что Пушкин прав в своих рассуждениях, но слишком уж однобоки эти рассуждения. Белинский считает, что Ломоносов внес огромный вклад в историческое развитие русской литературы. Он же говорит, что во времена Ломоносова народу поэзия была и вовсе не нужна, причем в те времена нас больше волновали перемены в Европе, а не на территории нашей родной страны. Если сравнивать Ломоносова с Петром Великим, то для литературы этот человек действительно был не менее великим человеком, чем стал Петр Первой для страны.

Великий версификатор и поэт - да, именно таким и был Ломоносов. Многие стихи поэта были напыщенны и носили декламаторский тон, однако есть и такие произведения этого человека, которые просто сияют его поэтической душой. Не будет обманом то утверждение, что Ломоносов был одним из основателей отечественной поэзии, так что его можно по праву считать человеком, который привнес немалое восхождение страны, так что с Петром Первым его сравнивают не зря.

Ломоносов оставил после себя бесчисленное количество трудов, множество поэтических произведений, и все это слилось воедино с реформаторскими решениями Петра, дав им продолжение на литературном поприще. Ломоносов, будучи двадцатилетним сынок рыбака и крестьянина, едва попал в училище и, удачно закончив свое обучение, набрался знаний и начал обучать других, выступая и в качестве физика, химика, геолога, оратора, филолога, историка, публициста и, конечно же, поэта. Для того чтобы дать жизнь петровским реформам, Ломоносов нашел в себе силы.

К сожалению, историки ничего не могут сказать о первых годах жизни великого поэтического реформатора. Говорят, что он родился в октябре, 8 числа, в Денисовке Холмогорского уезда, причем семья у него была довольно зажиточной, хоть и крестьянской. Отец Ломоносова часто уходил в море на рыбный промысел. Мать умерла непомерно рано, будучи дьяконской дочкой. Сын отзывается о своем отце, что тот был широкой души человек, однако невежественный и невоспитанный. У Ломоносова было две матери, и если одна была нормальной женщиной, то вторая - завистливой и злой.

Неизгладимый след в душе Ломоносова оставили поездки с отцом в море, впечатления от которых остались на всю жизнь в его душе. Он был наблюдательным мальчиком, а каждый выход в морское пространство только закалял его тело и дух. Возможно, именно поэтому в его трудах отражается и северное, и тепло вместе с холодом, и морской лед, и путешествия по морю - все это было отражено в записках «Ломоносовский сборник» Вернадского. Поскольку фигура Петра первого была у всех на слуху на севере - это не смогло не оказать своего влияния на выбор Ломоносова касательно изучения деталей этого мира.

От матери Ломоносов обучился чтению, однако есть все основания полагать, что закончили за мать становление поэта поморцы, знающие много преданий и легенд. Очень рано Ломоносов понял, что стремится к знаниям. Началось все с таких трудов как «Арифметика», «Стихотворная Псалтырь» Полоцкого Симеона. Ломоносов покинул дом не самостоятельно, а с разрешения отца, однако, видимо, отец полагал, что сын покидает отчий дом всего лишь на время, иначе как воспринимать тот факт, что позже молодой человек просто считался беглецом.

В 1731 «беглец» поступил в столичную славян-греко-латинскую академию, где проучился порядка пяти лет. Ломоносов писал Шувалову, что ему было тяжело обучаться как морально, так и физически. В основном это для него была, конечно же, душевная борьба. В плане познания наук пребывание там пошло ему на пользу, поскольку начал со вкусом заниматься наукой, при этом сумев выучить латинский и ознакомиться с риторикой, философией, пиитикой.

Спустя некоторое время Академия Наук создала созыв дюжины самых выдающихся учеников Спасских школ, и в 1936 году только три студента, включая Ломоносова, Академия Наук направила в Германию, чтобы обучаться таким наукам как математика, физика, физика, химия, философия и металлургия. Пять лет пробыл Ломоносов в Германии, причем из них три провел в Марбурге, и над ним главенствовал знаменитый Вольф, потом был Геннель в Фрейберге. Год Ломоносов провел в дороге, удалось ему побывать и в Голландии. Мировоззрение молодого человека после его нахождения в Германии полностью изменилось. Выслушивая лекционные речи Вольфа, молодой человек понял, что подразумевается под естественным правом, причем многие вопросы здесь были целиком и полностью государственными.

Ломоносов вернулся на родину лишь летом 1741, где и был адъюнктом химии в академии. Выявляется желание проводить собственные лекции уже в 1745. Спустя год хлопотал о наборе студентов на собственный семинар, собирался умножать переводные книги, занимался прикладными науками и их продвижением в массы. Преподает химию и физику, его научные трактаты выходят на латинском.

Настал 1748 год, и Академия обзаводится Историческим Департаментом и Историческим Собранием, на заседании которого происходит схватка интересов между Ломоносовым и Миллером. Ломоносов обвиняет немца в том, что тот сознательно принижает научные исследования российского народа. Он хочет привести Академию в добротное состояние, обвиняя ученых-иностранцев в том, что те слишком халатно относятся к обучению российской молодежи.

В 1749 году прошло торжественное собрание членов Академии, на котором Ломоносов ряд похвальных слов посвятил императрице и, тем самым, приводит в восхищение всех собравшихся. С того самого момента Ломоносов получает защиту императорского Двора и сближается с Шуваловым как с любимцем Елизаветы Второй. В ответ получает огромное количество завистливых лиц, и всю эту толпу возглавляет Шумахер.

Однако козни недоброжелателей не мешают Ломоносову иметь большое влияние в Академии. Московский университет открылся в 1755 не без его влияния. Кстати, проект был создан самим Ломоносовым, причем философ и поэт брал за основу построения университета те иностранные аналоги, которые он мог наблюдать, находясь за границей.

1756 год знаменуется его словесной борьбой с Миллером по праву отстаивания отечественного сословия в плане его профессионального обучения на высшем уровне. 1759 - и Ломоносов скрупулезно занимается не только обустройством гимназии, но и пишет для нее устав. И не уставал, конечно же, бороться против тех людей, которые на каждом углу кричали, что простому народу не место среди ученых умов. По Географическому Департаменту Ломоносов одновременно с отстаиванием прав простого человека на получение высшего образование проводит занятия, приводя в пример свое сочинение 74-го года под названием «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном».

Проводя свою жизнь в трудах неустанных, Ломоносов отправляется на тот свет, что происходит 4 апреля 1765 года.

Незадолго до того, как смерть навсегда прибрала к рукам великого борца за просвещение русского народа, Ломоносова навещает Екатерина, дав ему слово, что сделает все, чтобы многочисленные труды ее любимца обрели плоть и кровь, и чтобы результаты работ Ломоносова были на все времена. Эти ее слова отразились в газете «Санкт-Петербургские Ведомости», в номере за 1764 год.

Незадолго до того, как смерть прекратила научные изыскания великого человека, его совершенно справедливо избрали членом Болонской и Стокгольмской академий по наукам.

Еще до этого Ломоносова угораздило жениться в третий раз (это произошло в 70-м), причем женился он в Марбурге, на Цильх Елизавете. Радует то, что в плане семейной жизни, особенно что касалось третьей пробы семейных отношений, у Ломоносова в последнее время все шло спокойно и размеренно.

Дети у Ломоносова тоже были, дочь, причем дочь (названная Еленой) стала супругой Константинова, который был сыном священнослужителя из Брянска. И сегодня можно встретить потомков Ломоносова в Архангельске. Похоронили Ломоносова в лавре Александро-Невской.

Ломоносов всю жизнь считал, что ученые мужи необходимы стране (и Сибири в частности) для работы на фабриках, для горной промышленности, Таким образом сохранился бы не только народ, но и архитектура, правосудие, исправлены были бы нравы людей, развивалось бы купечество, была единая, чистая вера. Остается, правда, непонятным, по какой такой причине иностранные коллеги Ломоносова стремились похоронить его идеи в пепле, словно бы Европе не было выгоды в том, что наш народ, даже тот, что на самых социальных низах, будет образованным.

Необычную разносторонность в трудах Ломоносова подчеркивал Пушкин, говоря, что Ломоносов охватил все отрасли познания. Желание разобраться и постичь науку была главной страстью в жизни Ломоносова. Он состоялся как историк, химик, художник, оратор, минералог и поэт, благодаря своей страстной увлеченности и колоссальным усилиям. Преодолевал Ломоносов много трудностей, так как делал сразу много дел. Одновременно занимаясь новыми опытами по химии и физике, успевал читать лекции в университете. Выступал с публичными докладами и в тоже время сочинял короткие торжественные стихотворения-поздравления, которые использовались на фейерверках и иллюминациях. Дополнительно составлял труд об истории России и практическое руководство по ораторскому искусству. Удивительно, Ломоносов, как Петр Первый, ставил сроки выполнения и достигал успеха.

Больше всего из всех дел, которыми Ломоносов занимался, нравились ему химия и физика, но он мог и гениально излагать в публицистическом стиле свои мысли бумаге.

1753 год - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

1755 год - «Русская грамматика».

1756 год - трактат, написанный после опытов с красками и цветом, «Слово о происхождении света».

Современники Ломоносова воспринимали его больше всего как поэта и реформатора русского языка. Он привнес в литературу свежее дыхание и облегчение, в том смысле, что выражать свои мысли стало легче, благодаря созданию правил русского языка. Впоследствии его признают классиком и основателем жанра ода, в России.

Первая проба себя в литературе, случается у него, когда он находится на учебе за границей. В 1738 году он выполнил перевод с французского в стихах - «Ода Фенелона». В 1738 сочиняет «Оду на взятие Хотина». Стоит отметить, что оды напечатали не сразу, на них мало кто обратил внимание, разве, что академик Тредьяковский, который сам любил писать стихи и на тот момент, осознававший проблемы в построении стихов. Ломоносов пишет «Письмо о правилах русского стихотворства», где автор выступает с критикой стихосложения, предложенной Тредьяковским.

Быстрый критический ответ написал Тредьяковский Ломоносову, но так и не был отправлен, по распоряжению академической конференции. В дальнейшем Тредьяковский примет практически полностью, новые правила по написанию стихотворений. В свою очередь, Ломоносов использовал начинания Тредьяковского как основу для модернизации русского языка и литературы.

Настоящую славу поэта, Ломоносов получает, когда возвращается из-за границы. Он быстро пишет одну за одной оды, не забывает и о переводах разных приветственных стихов (писал их академик Штелин, немец по происхождению).

С приходом к власти новой императрицы Елизаветы Петровны, Ломоносов как поэт получает массу похвалы, императрица его творчество очень одобряла. С ее руки, утвержден новый устав Академии науки академии художеств. Ломоносов на радостях пишет оду: «Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских», в оде поэт всячески возвышает и прославляет императрицу, а также Петра Великого за их покровительство к искусству и художествам. Воспевает в оде саму науку и ее роль в просвещении умов. Побуждает новое поколение России познавать и обучаться наукам.

На престоле Екатерина II, Ломоносов таким же способом, через оду, приветствует и восхваляет императрицу, не забывая просить ее расположения, к его любимым научным изыскам. Обращая ее внимание, что через научные достижения русский народ снимет с себя презрение Европы. Ломоносов приветствует усилия и начинания Екатерины II в просветительской деятельности целого народа.

Продолжает писать на заказ, не только надписи для фейерверков или при спуске кораблей, но и настоящие трагедии ( 1750 год - Тамира и Селим. 1952 год - Демофонт), не забывая при этом, продвигать свою основную тему - важность научного просвещения. Особенно это заметно в одах: «Похвальные слова», обращенные к Петру Великому и Елизавете Петровне. Здесь тема просвещения переплетается с заискивающей лестью, доказывается важность образования для всего народа. То с какой настойчивостью Ломоносов подчеркивал эту тему, доказывает, что он был всецело поглощен и абсолютно уверен в своих воззрениях, относительно науки и счастья России.

Одни из самых лучших од автора - это оды на духовные темы. Настоящая поэзия, красивая рифма в произведениях, о величественном божественном проявлении силы Бога в природе...

1743 год - «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния» и «Утреннее размышление о Божием величестве», размышления о смысле жизни человека, о создании Вселенной. В «вечерних размышлениях», по словам самого автора, содержится вопрос, который давно интересовал Ломоносова, каким образом происходит Северное сияние, конечно же, с научной точки зрения его интересовал ответ.

Ломоносов объективно оценивал себя, как поэта и признавал, что жанр ода, ему сослужил хорошую службу. При ее помощи он ясно излагал свои прогрессивные идеи. Как образованный и разносторонний человек, кроме од, он любил писать эпиграммы, сатирические произведения, шуточные стихотворения. Иногда его стихи вызывали настоящий взрыв эмоций, с последующими проблемами. Например, 1757 году написана ода «Гимн бороде», вызвавшая у священников шквал негодования. Сатирическое произведение, раскрывающие двуличие церковников, прикрывающихся мнимой святостью. Мракобесие, противящееся прогрессивному росту и знаниям, такой вывод напрашивался у читателей. Церковь ответила быстро, стихотворение было «казнено» палачом, путем сожжения, а самому автору была выражена угроза наказания.

Пафосное подражание образцам классической поэзии, стало основой творчества Ломоносова. Впервые псевдоклассицизм открыл себя Ломоносову в Германии, где тогда повсюду процветал. Эти идеи Ломоносов привез и успешно внедрил, в зарождавшуюся литературу в России.

В 18 веке поэзия на Западе не имела статуса искусства, воспринималась исключительно как хобби, возможностью поразвлечься, а также как руководство и советы, или даже указания. Такое отношение исходило от царствующей особы и ее двора, где решалась участь страны, по разным вопросам.

Привезя в Россию оды, Ломоносов полностью скопировал общепринятую в Европе форму написания стихов. На то время патриотический, высокопарный пафос, с добавлением притворной похвалы, был обязательным явлением для поэтов. В западной литературе, в жанре псевдоклассицизма была не только тема возвышенной, торжественной похвалы, здесь еще присутствовал красивый стих. Например Буало и Малербу (Франция) или Готшеду (Германия). Ломоносов для русской поэзии не является гениальной личностью-поэтом, он больше литературный реформатор.

Оценить важность трудов Ломоносова, поможет знание того, что в России, письменная речь и разговорная не сочетались друг с другом, особенно это стало явно в эпоху реформ Петра I. Литературный язык в России, XI века по конец XVII находился в стадии древнерусской письменности. Осознавая, что становление литературы в Отечестве невозможно без верного, гармонично сложенного стиха и определения его форм, Ломоносов начинает действовать. К его заслугам можно причислить - введение новых литературных форм, преобразование русского языка и структуризация стиха.

1755-1757 - «Российская Грамматика», одно из весомых филологических произведений Ломоносова, в котором систематизировал правила.

1757 - «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке».
Стоит добавить, что на протяжении 700 лет, русский «живой» язык не имеет веса в русской литературе, используется церковно-славянский язык. Очень редко «живой» разговорный язык народа попадает в книгу, и то это считается ошибкой и безграмотностью писца, создает эффект бессознательной примеси. Особенно русский язык был засорен всякими условными и грамматическими формами, искусственным стилем написания и замысловатыми выражениями. Начиная с XV века, замысловатость поселилась в литературе под характерным названием «плетение словес», а в XVI - XVII добавляется «добрословие», вычурное высокопарное многословие. Простота и красота речи были недоступны. Ломоносов обращал внимание, что церковно-славянская речь тормозит создание и становление литературы в России. Поэтому книги Ломоносова о влиянии церковников, на тот момент имели огромное значение для русской литературы.

1739 - «Рассуждение о нашей версификации» или «Письмо о правилах российского» стихотворства.

Начиная с XVI века к многословию еще добавляется влияние западно русского и польского языков. Заимствование слов из других языков быстро входит в литературный язык московской Руси. Московская и Киевская академии одобряют и продвигают латинизмы - заимствование слов из латинского языка и построение предложений, по модели латинского языка. Пик хаоса и разлада в литературе и языке пришелся на эпоху Петра I, ко всему вышесказанному добавляются слова из немецкого, шведского и голландского языков. Все это нагромождение новых элементов остается необработанным и не систематизированным. Поэтому стоит оценить труды и усилия Ломоносова в этой сфере. Он разобрался и расставил все по своим местам, ввел новые правила русского языка, выделив их из хаотической смеси, накопившейся за 700 лет. Колоссальный труд, получает название «Русская Грамматика».

В этой же книге он проводит границу между русским языком и церковно-славянским, это был первый труд такой направленности. Ломоносов устанавливает индивидуальность и самостоятельность двух языков. Применяет специальный научный подход к исследованию формы и правил, для русского языка. Таким образом, Ломоносов стал первопроходцем в становлении современного русского языка, невозможно представить, что было бы, если бы тогда Ломоносов не отделил церковно-славянский язык от народного, устного русского языка.

Ломоносов ясно понимает, что есть еще одна грань в становлении литературы и языка. Это фонетика - связь между устной и письменной речью. Он исследует и пробует, словно «проводит опыты» над гармоничным сочетанием письменности и речи. Титанический труд Ломоносова: составляет длинные списки выражений и отдельных слов, сопоставляет и сравнивает между собой, на основании сравнений делает выводы, и создает методы, с помощью которых модернизируется русский язык. Определяет три основные диалекта, свойственные России: московский, северный (поморский) и украинский (малороссийский). Лингвистические приемы, которые вывел Ломоносов в своих трудах, до сих пор используются в науке.

Самобытность Ломоносова как человека, послужила настоящим двигателем к просвещению в России. Ведь помимо реформы в литературе, им создано еще множество трудов по химии и физике. Наибольшее предпочтение он отдает московскому диалекту, причиной такого выбора, с его же слов, является не только важность столичного наречия, но и его отличительная красота.

В церковно-славянском языке Ломоносов видел объединяющий фактор, то, что скрепляло три основных диалекта русского языка. Он придерживался мнения, что при помощи церковных книг, можно вычистить русскую литературу и разговорную речь от огромного количества заимствованных у иностранцев слов. Заимствованных слов, за период эпохи реформатора Петра I было настолько много, что Ломоносов считал это первостепенной задачей.

И он начинает действовать. Проводит специальное исследование, посвященное вопросу взаимоотношений церковно-славянского языка с русским языком, в области литературы. Опубликовано под названием «О пользе книг церковных в российском языке», известное как учение о трех стилях (штилях). Ломоносов дает классификацию, разделяет на три стиля: высокий, средний и низкий, в зависимости от степени влияния церковно-славянского языка на русский литературный язык.

Высокий стиль - высокий, воодушевляющий, торжественный, используется при написании: оды, поэмы, героической направленности, трагедии, риторика.

Средний стиль - элегия, драма, сатира.
Низкий стиль - комедия, песня, басня, письмо.

Разделение и введение стилей было крайне необходимо, так как русский язык был пока что не на высоком уровне развития. И если бы Ломоносов сразу перешел на обычный русский язык, это могло бы стать в глазах многих «ересью». Выход из положения Ломоносов нашел, ища золотую середину. Он соединял элементы славянского и русского языков, использовал некоторые заимствованные иностранные слова и ввел учение о стилях. Сопоставляя и сравнивая церковный и русский язык, с его на тот момент замысловатостью и многословием, Ломоносов отдает предпочтение церковно-славянскому. Ведь он обладал уже в то время высоким стилем, в отличие от литературного русского языка, в котором не находилось слов, чтобы передать научную информацию, в которой так нуждалась литература. Расставляя приоритеты, Ломоносов как бы подчинил литературный русский язык церковно-славянскому языку. На этой основе, в последующем Карамзиным была произведена реформа в русском языка. Карамзин отмечал, что основные черты будущей орфографии, в русском языке, были прорисованы именно Ломоносовым.

Продолжив и развив начинания Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов добавил поэтичности. И разрешил главный вопрос для литературы России того времени: будет ли она вообще существовать и развиваться. В разрешении этого вопроса значительную роль сыграли его труды: «Русская Грамматика», «Рассуждение о пользе книг церковных» и «Письмо о правилах российского стихотворства», а также его упорство и настойчивость, нацеленные на то, чтобы внедрить и привить новые правила.

С таким же вопросом в развитии литературы сталкивались и другие страны. Например в Италии этот вопрос решился XIV веке, во Франции в XV - XVI веках, в Англии и Германии в XVI веке.

Несмотря на титанический труд и важность работ по реформе русской литературы, в его академической практике это было не главным. Главной его деятельностью было естествознание - совокупность физики, химии, философии и других наук. Его талант и гений стали очевидны, при детальном исследовании его трудов, академические труды признаны широкими специалистами как гениальные.

1801 год издания - Ломоносовский Сборник. Документальные материалы для истории развития химии в России.

1911 год издания - Труды Ломоносова в области естественно исторических наук (собрание трудов Иоссы Н. А., Вернадского В. И., Меньшуткина Н. А., Шокальского Ю. М.).

1911 год издания - Ломоносовский сборник (продолжение, в котором собраны исследования Вальдена, Курилова, Меньшуткина, и Вернадского).

1911 год - доклады с торжественного заседания Академии Наук от 8 ноября.

Профессор Меньшуткин, отмечал, что больше всего Ломоносову удалось раскрыть несколько тем по физике, а в частности это - газообразное состояние тела и понятие тепла. Он вывел молекулярно-кинетическую теорию тепла, и на этом основании смог объяснить, что происходит с теплом. Ломоносов уверенно отвергал теорию теплорода, имевшую распространенность в 18 веке. Ученые верили, что внутри человека живет отдельная частица, отвечающая за тепло в теле. Эта теория была признана недействительной только в 19 веке, через 120 лет после публикации трудов этого великого человека.

Ломоносов, как метеоролог понимал важность предсказания погоды. Он интересовался грозами, пробовал исследовать верхний слой атмосферы при помощи самопишущих инструментов, даже пробовал создать метеорологические станции. Все его задумки были осуществлены в конце 19 века.

В конце своей жизни Ломоносов интересовался морской навигацией, со всеми ее приборами; он исследует силу тяжести на примере маятников; готовит диссертацию о ледниках с логическим выводом, что ледники образовались только из пресной воды и только у берегов морей; посылает экспедицию для детального изучения северных морей. Кроме того, он делает астрономические открытия, а именно: в 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через диск Солнца, он ясно увидел, что у Венеры есть атмосфера.

Удивительная разноплановость с огромным количеством идей, со способностью здраво и логично размышлять, содержалась в одном этом человеке. Академик Вальден, специализирующийся в химии, отзывался о работе Ломоносова, как о гигантской программе физико-химических опытов, которые намного превосходили тогдашнее состояние науки (физическая химия). В программу исследований Ломоносова входили также коллоиды и опыты с электричеством. Вальден считал, что взгляды Ломоносова были очень прогрессивными, и остаются современными и в его время, хотя их разделяют 150 лет. Отец физической химии - так он называет Ломоносова. Вальден отмечает, что и гипотезы Ломоносова о происхождении нефти, янтаря, каменного угля, асфальта - также достойны внимания. Возможно, если бы Ломоносов занимался только химией, то он мог бы создать целую эпоху химии. С его упорством и настойчивостью в достижении целей, с его экспериментами и исследованиями, он смог бы создать химию как двигатель науки, тем самым, ускорив процесс на 100 лет - в этом был уверен Вальден.

Профессор Курилов абсолютно согласен с Вальденом, и также признает Ломоносова первоисточником и основателем физической химии, обосновав свое мнение важностью работы Ломоносова в открытии закона постоянства веса, принципа термодинамики, а также оценки основных положений атомической теории и работы «Элементы математической химии». Отдельно профессор Курилов выделяет «Слово о пользе химии» - написанная программа химических исследований имела актуальность, и через 160 лет могла быть настоящим путеводителем и инструкцией по созданию учебного плана факультетского курса по химии. Профессор Курилов советовал иметь эту программу от Ломоносова каждому, кто обучается специальности по химии.

Академик Вернадский, отзываясь о работах Ломоносова в области геологии и минералогии, отметил, что среди всех его работ в этой сфере самой важной и выдающейся можно назвать работу о земных слоях. Это была первая в истории работа по геологии, написанная литературным очерком. Следует учесть и тот факт, что исследования, которые провел Ломоносов, были сделаны, еще до того как их совершили натуралисты Академии Наук, во время и при содействии Екатерины II. Академик Вернадский подмечает важность научной работы Ломоносова, еще в том, что она была основана на изучении природы именно России.

К сожалению, при жизни Ломоносова его передовые идеи и начинания в области естествоиспытателя были поняты и оценены очень малым количеством людей. Один из них - Леонард Эйлер (математик и механик, внесший в развитие физики свой вклад). Удивительный дар Ломоносова, как блистательного мыслителя и первоисточника прогрессивных идей, не был своевременно и достаточно оценен. Профессор Каблуков И. А подметил этот факт в «Ломоносовском сборнике».

Электрическая машина вызывала у графа Воронцова М. Л недоумение, он считал, что нельзя тягаться с силами природы. Такого же мнения был Нащокин В. А., иронично замечая, что исследователь Рихман погиб на опытах машины, созданной для защиты людей от грома и молнии. Даже ближайшие товарищи по академии, его непосредственная опора, не понимали новаторства Ломоносова.

Лишь спустя 90 лет после смерти Ломоносова о нем заговорили. Не потому, что решили воспользоваться его трудами, а потому, что он был основателем Университета в Москве. Университету исполнялось 150 лет, по этому случаю решили уделить внимание его основателю. А также в 1900 году первой лаборатории по химии, которую основал тоже Ломоносов, исполнилось 150 лет.

(данные из «Ломоносовского сборника»)

Вильгельм Оствальд - лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года, пополнил свою коллекцию физико-химических трудов, работами Ломоносова («Klassiker der exakten Wissenschaften»).

Профессор Меньшуткин, отзываясь об истории Ломоносова, заметил, что в 1865 году, спустя 100 лет, как уже не стало Ломоносова среди живых, в Академии Наук и Московском университете ученые того времени оценили таки труды Ломоносова. На тот момент они не смогли понять важность открытий, например, о механической теории тепла и газа. Не поняли физическую химию. Хотя тогда, уже 1865 году, похожие теории и работы появлялись среди известных ученых, но им еще понадобилось несколько лет, чтобы довести до логического завершения эти труды.

Настоящий успех и достижения в физической химии произошли лишь в конце прошлого века. Это подтверждает и указывает на то, насколько Ломоносов опережал свое время. Его научные труды, в разных сферах, были не только теоретическими, но и имели практическое применение.

Свои научные учения он старался обратить больше всего и прежде всего на служение живым нуждам и потребностям "российского народа" и "российского света". Он доказывал, к примеру, "что у нас нет естественных (природных) россиян: ни аптекарей, ни механиков искусных, ни лекарей, ни адвокатов, ни горных людей и других ученых пониже самих профессоров, как в стенах самой Академии, так и в иных местах". Надобно "осуществлять набор студентов из семинаристов", " природных российских студентов отправлять в чужие страны для окончания обучения", предоставлять доступ к образованию всем, без различия сословия, а также заботиться об увеличении переводных книжек.

"Во всех европейских странах, - пишет Михаил Васильевич, - разрешено в академиях обучаться... разного звания людям, не исключая и посадских, и крестьянских детей, хотя, там уже и так большое количество ученых людей. А у нас же, в России, при начинании наук, этот источник, по которому положено в подушный оклад принимать в университет, запрещается регламентом по 24- пункту. Будто бы 40 алтын - казне тяжелая и столь великая сумма была, которую жаль потратить на приобретение ученого естественного (природного) россиянина".

На каком уровне Михаил Ломоносов стоял в общем со своей "наукою" на почве действительности? На каком уровне именитый писатель, вышедший из народа, «с любовью относился к своему народу и искренне желал ему счастья, осознавая в чем оно состоит»? Ответы на эти вопросы демонстрируют его многочисленные статьи по вопросам общественного характера, включая целый ряд проектов, которые сохранились лишь частично: это, скорее, отрывки, черновики, а, порой, и совсем не уцелевшие и известные лишь по случайным упоминаниям ("О истреблении праздности", "О исправлении земледелия" и др.)

Уцелевший трактат "О размножении и сохранении российского народа", открывает всю широту взгляда Михаила Васильевича на общественные вопросы. Он считает, что для увеличения числа рождающихся ("для обильного плодородия родящих") надобно:

1) ликвидировать браки между людьми несоответствующих лет;
2) отменить браки по принуждению ("насильное" супружество);
3) ликвидировать закон, который запрещает жениться больше трех раз;
4) ликвидировать пострижение молодых овдовевших дьяконов и священников в монахи, а для мирян ввести запрет на принятие монашества до 46-50 лет.

Для сохранения рожденных надобно:

5) открыть "богадельные дома" для приема внебрачных детишек,
6) вести борьбу с болезнями новорожденных;
7) ликвидировать вредный обычай крещения младенцев в холодной водице; 8) вести борьбу с плохой воздержностью русского народа и всеми силами способствовать более разумному образу жизни, не оставляющему слишком большого отпечатка на человеческом здоровье;
9) вести борьбу с болезнями путем организации хорошей медицинской помощи;
10) по возможности, бороться с причинами смерти от пожара, моровой язвы, замерзания, потопления и т.п.

Михаил Васильевич доказывает, что великий пост приходится "в самое неподходящее (нездоровое) время года, без принятия во внимание жестокой природы севера". Он поднимает вопрос о полном отсутствии врачей по русским деревням, "от чего особенно увеличивается смертность", о "разбоях в народе, драках пьянстве", о "великих и частых пожарах", о притеснении раскольников, о рекрутчине, являющейся причиной побега русских людей за границу. Трактат доказывает, как точно подмечено, "как прекрасно знал М.В. Ломоносов русскую жизнь, в каких ясных образах подымалась она перед нами".

В литературных трудах гениального крестьянина русская литература смогла подняться на высоту сознательного, широкого служения русскому народу и русскому обществу.

Литература

"Собрание сочинений" Михаила Васильевича вышло еще при его жизни (СПб., 1751- 1759, 1767). 1778 г. ознаменовался выходом в свет "Собрание разных сочинений в стихах и прозе", под редакцией Дамаскина Семенова-Руднева (епископ), оставшееся лучшим до предпринятого академического издания под редакцией Сухомлинова (академик).

Последующие издательские творения допускали в тексте все больше и больше искажений либо, в буквальном смысле, перепечатывались непосредственно с издания Дамаскина, намного ниже которого стояло, к примеру, предпринятое Российской Академией в 1784 - 1787 годах "Полное собрание сочинений М.В. Ломоносова с прибавлением многих его доселе нигде еще не напечатанных творений"; переизданное с новыми искажениями в 1803 - 1804 гг. - повторение издания-творения Дамаскина.

Весьма значительные достоинства имело литературное издание, опубликованное в 1787 г. в Москве (типография Новикова), в котором было размещено достаточно много вариаций. Академическое издание-творение 1804 г., с новыми, свежими искажениями, является основой смирдинского издания (1847), которое считается едва ли не худшем из всех. Несколько более исправное "Избранные сочинения Ломоносова" - издание Перелесского (1846).

Статья из "Словаря" Новикова поддавалась перепечатыванию при издании Дамаскина. Штелинские "Воспоминания" послужили, скорей всего, материалом для биографического очерка М . Ломоносова, который был напечатан при издании его сочинений в период с 1784 - 1787 годов и составленный, как в большинстве случаев предполагают, В. Веревкиным. В оригинальном виде "Воспоминания" Штелина не сбереглись; все, что "дошло" до нас, издано у господина Куника ("Сборник материалов" и пр.; здесь также можно увидеть некоторые пояснительные примечания; ср. Пекарского "История Академии Наук"). Литературное творение - "Жизнеописание Ломоносова" перепечатывалось и после, затем долго служило в качестве единственного источника, откуда черпались сведения о самом Ломоносове...
Михаила Васильевича Ломоносова до 30-ых годов девятнадцатого столетия ценили только как поэта. Об его ученых трудах практически нигде не упоминалось, да и не знакомы были с его научными трудами. Более масштабное критическое отношение к деятельности Михаила Ломоносова берет начало с Пушкина, а также с Белинского; именно научные изучения - с книжки Буслаева: "О преподавании отечественного языка" и литературного труда К. Аксакова "Ломоносов в истории русского языка и русской литературы". Интересные сведения о студенческих годах Михаила Васильевича, проведенных за границей, даны в статье Сухомлинова "Ломоносов, студент Марбургского университета"). Самая ранняя оценка М. Ломоносова в качестве историка, была преподнесена Соловьевым ("Русские историки XVIII в.

С 1865 года, на фоне юбилейных чествований, изучение трудов Ломоносова обретает более твердую почву, выходит на новый уровень. К этому времени относятся такие литературные труды, как: Билярский "Материалы для биографии Ломоносова"; Куник "Сборник материалов для истории Императорской Академии Наук"; В. Ламанский "Ломоносов и Петербургская Академия Наук"; Пекарский "Дополнительные известия биографии Ломоносова". Эти четыре книжки, характеризующиеся массой материалов документального характера первостепенной важности, представляли и представляют до сих пор чуть ли не самые ценные материалы для изучения жизненных обстоятельств М.В. Ломоносова. О труде Билярского нельзя сказать, что он отличается научным беспристрастием: размещенные здесь материалы не страдают крайней степенью односторонности подбора, но зачастую из них вырезаны такие места, которые могли бы дать делу совсем другое освещение.

С юбилейным чествованием "гения из народа" (в 1865 г.) в значительной мере связаны, появившиеся вскоре, более обширные труда Будиловича - "Ломоносов как натуралист и филолог", и последующий библиографический труд (этого же автора) - "М. Ломоносов как писатель, а также очень-очень ценное библиографическое издание-творение Пономарева: "Материалы для библиографии о М.Ломоносове".

Капитальным, основательным приобретением, сберегающим это значение до сих пор и всецело, является, опубликованный в 1873 г., II т. "История Императорской Академии Наук" (Пекарский), огромная часть которого занята именно обширной биографией Михаила Васильевича Ломоносова.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ломоносов Михаил Васильевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.