Линдгрен Астрид

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (шведский "Astrid Anna Emilia Lindgren", 14 ноября 1907 - 28 января 2002) - великая шведская писательница, которая является автором множества известных на весь мир детских книг.

По словам самой Линдгрен (автобиографический сборник очерков «Мои выдумки» (написан в 1971)), ей пришлось расти в эпоху «лошади и кабриолета». Для семьи основным средством передвижения являлся конный экипаж, был гораздо медленнее темп жизни, развлечения - намного проще, отношения с природой, окружающей нас, куда более тесные, в отличии от сегодняшнего дня. Данная обстановка прививала писательнице любовь к природе - это чувство проникло всё творчество Линдгрен, от повести о Ронни, разбойничьей дочери до эксцентричных историй о дочери пирата, именуемой Пеппи-Длинный чулок.

Родилась Астрид Эрикссон в южной Швеции, 14 ноября 1907 года, в крохотном городке Виммербю (провинция Смоланд (Кальмар)), в семье фермеров. Астрид стала вторым ребёнком Самуэля Августа Эрикссона и Ханны (его жена). Отец вел сельское хозяйство в пасторской усадьбе на окраине городка Нэсе, где арендовал хутор. В семье росли старший брат Гуннар и три сестры - Астрид, Ингегерд и Стина.

Знаменитая писательница всегда отзывалась о своём детстве, как о наиболее счастливых моментах жизни (в нём было множество приключений и игр, которые переплетались с работой на полях хутора и его окрестностей) и указывала, что именно оно выступает источником вдохновения её творчества. Отец и мать писательницы испытывали глубочайшую привязанность и к детям, и друг к другу, и не стеснялись её показывать, что было редкостью по тем временам. Эти особые отношения в семье были показаны с глубокой симпатией и нежностью писательницей в ее единственной книге, которая не обращалась к детям, - «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

Творческая деятельность. Начало

Детство Астрид Линдгрен была окружено разнообразным фольклором, и многие истории, шутки, сказки, услышанные ней от отца и друзей, стали потом основой её собственных произведений. Как она впоследствии призналась, любовь к чтению и книгам, возникла у нее на кухне Кристин, которая была ее подругой на то время. Как раз Кристин приобщила будущую писательницу к волнующему, удивительному миру, в который попадаешь, читая сказки. Впечатлительную Астрид потрясли эти открытия, а позже она сама научилась пользоваться магией слова.

Яркие способности будущей писательницы проявились уже в начальной школе, в которой ее называли «виммербюнская Сельма Лагерлёф», что, по мнению Астрид, она не заслуживала еще.

Астрид в 1924 году

В 16 лет, после школы, Астрид приступила к трудовой деятельности, работая журналистом тамтешней газеты Wimmerby Tidningen. Через два года она, не будучи замужем, забеременела, уволилась из должности младшего репортёра, и переехала в Стокгольм. Здесь она закончив курсы секретарей, нашла работу по данной специальности. В 1926 году, в декабре месяце, она родила сына Ларса. При отсутствии денег, Астрид была вынуждена отдать любимого сыночка в семью приёмных родителей, в Данию. Астрид стала работать секретарем Королевского автоклуба в 1928 году, где познакомилась с будущим супругом Стуре Линдгреном. Поженились они в 1931 году, после чего писательница сразу же забрала Ларса домой.
Творческие годы

Астрид Линдгрен после замужества приняла решение стать домохозяйкой для того, чтобы посвятить полностью себя сыну Ларсу, а впоследствии, в 1934 г. Родившейся дочери Карин. Семья Линдгренов в 1941 переезжает в шикарную квартиру с видами на стокгольмский Васа-парк, в котором писательница прожила вплоть до самой смерти. Иногда занимаясь секретарской работой, она, в основном, выдумывала описания путешествий и сравнительно банальные сказки для рождественских календарей и семейных журналов, чем постепенно и планомерно оттачивала своё мастерство писательницы.

По утверждению Астрид, «Пеппи Длинный чулок» явилась на свет благодаря прежде всего дочери Карин. Карин заболела в 1941году воспалением лёгких, и Астрид каждый вечер приходилось рассказывать ей всякие истории перед сном. Как-то девочкой была заказана история о Пеппи Длинном чулке - имя ей пришло в голову сразу же, на ходу. В результате, Астрид приступила к сочинению истории о девочке, не подчиняющейся никаким условиям. Учитывая то, что Астрид тогда защищала новую в то время и вызывавшую ярые споры, идею по воспитанию, беря во внимание детскую психологию, вызов условностям стал для неё интересным мыслительным экспериментом. Рассматривая образ Пеппи обобщённо, можно сделать вывод, что он базируется на новаторских идеях детской психологии и детского воспитания, которые появились в 30-40-х годах двадцатого века.

Линдгрен тщательно отслеживала развернувшеюся в обществе полемику и была активной ее участницей, выступая за воспитание детей, учитывающее чувства и мысли детей, и за счет этого, проявлявшее бы уважение к ним. Новоиспеченный подход к воспитанию детей отразился и в её творческой манере, результатом чего, появился автор, выступающий последовательно с детской точки зрения. Вслед за первой историей про Пеппи, полюбившейся так сильно Карин, Астрид в течении нескольких следующих лет, рассказывала новые и новые вечерние сказки про эту рыжеволосую девочку.

Накануне десятого дня рождения Карин, Астрид соорудила стенографическую запись некоторых историй, из которых потом составила книгу собственного изготовления (включая иллюстрации автора) для дочери. Данная рукопись «Пеппи» в первоначальном варианте была не на высшем уровне отделана стилистически, и была идейно более радикальна. Один из экземпляров рукописей был отослан писательницей в крупное издательство Стокгольма «Бонньер». После долгих раздумий, рукопись отвергли. Астрид не была сильно обескуражена отказом, она четко уяснила, что творить для детей - это её призвание.

Астрид принимает участие в 1944 году в конкурсе "лучшая книга для девочек", объявленном малоизвестным и сравнительно новым издательством под названием «Рабен и Шёгрен». Она получает вторую свою премию (повесть «Бритт-Мари изливает душу») и договор на её издательство. В следующем году она была предложена должность редактора по детской литературе издательства «Рабен и Шёгрен». Астрид было принято предложение, и здесь проработала она аж до 1970 года, после чего ушла официально на пенсию. В этом же издательстве вышли все её творения.

Астрид оказалась плодотворной писательницей, несмотря на огромную свою занятость и совмещение домашних обязанностей и сочинительства с редакторской работой: если учитывать книжки-картинки, она написала около восьмидесяти произведений в общей сложности. Особенно продуктивно она поработала в 40-х-50-х годах. К примеру, только с 1944 год по 1950 год, она написала трилогию о Пеппи Длинном чулке, три книги для девочек, две повести про детей из Бюллербю, два сборника сказок, детектив, сборник песен, две книжки-картинки и четыре пьесы. Как видно из данного списка, Астрид была очень разносторонним автором, экспериментировавшим в самых различных жанрах. Она публикует в 1946 году первую повесть о Калле Блюмквисте (сыщике), благодаря которой ею была завоевана первая премия в литературном конкурсе (далее Астрид в конкурсах больше не участвовала). Продолжение последовало в 1951 году: «Калле Блюмквист рискует», и последняя часть трилогии в 1953 году - «Калле Блюмквист и Расмус». Этой трилогией писательница намеревалась заменить для читателей прославлявшие насилие и грязь дешёвые триллеры. А 1954 год стал годом выхода первой из трёх сказочных повестей писательницы - «Мио, мой Мио!».

В этой драматичной, эмоциональной книге сочетаются приёмы волшебной сказки и героического сказания. Рассказывается в ней об истории Бу Вильхельма Ульссона - сына приемных родителей, которого они не любили и оставили без должной заботы. Астрид много раз прибегала к сказочной повести и сказке, затрагивая судьбы заброшенных и одиноких детей. Двигателем творчества писательницы была задача нести детям утешение, желание помогать им преодолевать трудности.

В следующей своей трилогии про Карлсона и Малыша, опять представлен всем фантастический герой незлого толка. Такой «в меру упитанный», хвастливый, инфантильный, надутый, жадный, эгоцентричный, хоть и не без обаяния, испытывающий к себе жалость человечек живет на крыше многоэтажки, в которой обитает Малыш. Карлсон был воображаемым другом Малыша, и представлял собой значительно менее замечательный детский образ, чем беззаботная и непредсказуемая Пеппи. Карлсон попадает в жизнь Малыша, являвшегося младшим из троих детей обыкновенной семьи стокгольмских буржуа, весьма интересным образом - через окно, притом делает это в том случае, когда Малыш чувствует себя униженным, лишним, обойдённым, другими словами, в случае, когда мальчику стаёт жалко себя. Именно в таких нужных случаях и появляется для Малыша компенсаторное альтер-эго - самый лучший из всех в мире Карлсон, заставляющий Малыша забывать о неприятностях.

Экранизация и театральная постановка

Прославленный Королевский драматический театр Стокгольма, в 1969 году сделал постановку «Карлсона», что было очень необычно и вызывающе для тех времен. С этих пор инсценировки книг Астрид постоянно проходят и в крупных, и в крохотных театрах Швеции, Европы и США. Еще за год до Стокгольмской постановки, спектакль о Карлcоне был сыгран на в России Московским театром сатиры, где его, кстати, ставят до сих пор (этот смешной герой пользуется бешенной популярностью у российского зрителя).

В мировом масштабе, популярность Астрид достигла, в первую очередь, благодаря театральным спектаклям и постановкам, а в Швеции, известность и популярность пришла к писательнице во многом благодаря фильмам и телесериалам, снятым по мотивам произведений Астрид. Первой была экранизирована повесть о Калле Блюмквисте - как раз в Рождество 1947 года состоялась премьера кинофильма. А ещё спустя два года появился на свет первый фильм из четырёх о Пеппи Длинном чулке. С 50-х до 80-х годов известнейшим шведским режиссёром Улле Хелльбумом были созданы в общей сложности аж 17 фильмов на основе книг Астрид. Визуальные истолкования Хелльбума, которые характеризировались восприимчивостью писательского слова и невыразимой красотой, стали, безусловно, классикой шведского и мирового детского кино.

Общественная деятельность

На протяжении многих лет своей писательской деятельности, Астрид был заработан не один миллион шведских крон за счет продажи прав на издание собственных книг, их экранизации, выпуска видео- и аудиокассет, а позже, ещё и за счет продажи компакт-дисков с литературными произведениями в ее исполнении, и записями ее песен. Но писательница ни капельки не изменила свой образ жизни. Еще начиная с 40-х годов, она продолжала жить в одной и той же, довольно скромной квартире в Стокгольме и отдавала предпочтение раздаче денег другим, а не накоплению богатства. В отличие от большинства шведских знаменитостей, Астрид была даже не против переводить львиную долю своих доходов в бюджет шведских налоговых органов. Только один раз, когда в 1976 году, налог, взысканный ими с писательницы, достиг 102% от её доходов, Астрид запротестовала.

В том же году, она перешла в атаку, когда послала в шведскую газету под названием «Экспрессен» письмо, в котором была рассказана сказка про Монисманинскую Помперипоссу. В данной взрослой сказке, Астрид придерживалась позиции наивных детей (как это было сделано до неё Ханс Кристианом Андерсеном в «Новом платье короля») или профана, и, воспользовавшись такой позицией, попыталась разоблачить всеобщее притворство и гнусные пороки общества.

В год, в котором проводились парламентские выборы, сказка стала сокрушительной, практически неприкрытой атакой на пекущийся только о своих интересах, самодовольный и обюрократившийся аппарат социал-демократической партии Швеции, пробывшей у власти более 40 лет кряду. Несмотря на то, что поначалу на Астрид ополчился и хотел высмеять её Гуннар Стрэнг (министр финансов), последовали горячие дебаты, налоговый закон изменили, и (по мнению большинства с помощью Астрид) осенью на выборах в риксдаг, социал-демократическая партия потерпела поражение.

Удивительно, что сама писательница на протяжении всей своей сознательной жизни состояла в социал-демократической партии, оставаясь в её рядах и после 1976 года. Ее возражения, прежде всего, были направлены против отдаленности от идеалов, запомнившихся ей со времён юности. Однажды её спросили, кем бы она стала, если бы не была знаменитой писательницей, и она без долгих колебаний ответила, что ей хотелось бы принимать активное участие в деятельности социал-демократического движения начального периода. Идеалы и ценности этого движения вместе с гуманизмом играли основополагающую роль в формировании характера. Характерная ей тяга к равноправию вместе с заботливым отношением к людям всегда помогали Астрид преодолевать барьеры, сооружаемые высоким её положением в обществе. Писательница ко всем относилась одинаково уважительно и сердечно, будь то правитель иностранного государства или шведский премьер-министр или кто-то из её читателей-детей. Другими словами, Астрид жила по своим убеждениям, из-за чего стала предметом уважения и восхищения и в Швеции, и за пределами Родины.

Сказка про Помперипоссу в открытом письме Астрид, оказала такое огромное влияние - потому, что в то время она уже была не просто известной писательницей: в Швеции она пользовалась огромным уважением. Статус важной персоны, известной на всю страну, она заработала благодаря множественным выступлениям по телевидению и радио. Десятки тысяч шведских детей выростали, слушая книги Астрид по радио в авторском исполнении. Тонкое чувство юмора, её голос, мнение, её лицо были знакомы подавляющему большинству шведских граждан ещё в 50-е - 60-е годы, когда она была ведущей на телевидении и радио различных ток-шоу и викторин.

Кроме того, Астрид завоевала народную любовь выступлениями в защиту типичного для шведов явления, как тотальная любовь к природе, почитание к её красоте. К примеру, в 1985 году, когда Астрид публично подняла проблему притеснений сельскохозяйственных животных, к ее мнению прислушался даже премьер-министр. Писательница услышала о плохом обращении с животными крупных ферм Швеции и других стран из уст Кристины Форслунд, которая была ветеринаром и преподавателем Упсальского университета. 78-летняя Астрид сразу же отправила открытое письмо в редакции крупнейших стокгольмских газет. Это письмо содержало ещё одну сказочку - о любящей корове, протестующей против дурного обращения с животными. Эта сказка стала началом кампании, которую Астрид вела три года.

В 1988 году приняли закон по защите животных, который получил наименование "Закон Линдгрен" (Lex Lindgren); но он не понравился Астрид своей заведомо малой эффективностью и расплывчивостью. Как и во всех остальных случаях, когда писательница заступалась за благополучие окружающей среды, детей или взрослых, Астрид использовала собственный опыт, а её протест был порожден глубоким душевным волнением. Ей было понятно, что в конце двадцатого века невозможно возвратиться к мелкому скотоводству, которое она наблюдала в юности и детстве на отцовской ферме. Она требовала что-то более фундаментального: почтение к животным, так как они тоже являются живыми существами и наделены чувствами. Ее глубочайшая вера в ненасильственные способы обращения была направлена и на детей, и на животных.

«Только не насилие» - такое название носила ее речь на вручении в 1978 году ей Премии мира от немецкой книготорговли. Эта речь стала для Астрид еще одним этапом отстаивания своих пацифистских убеждений.

Она выступала за то, что бы в процессе воспитания детей, не использовалось насилие и телесные наказания. Она говорила, что дети, которых подвергают жестокому обращению и бьют, сами будут потом подвергать жестокому обращению и бить своих детей, поэтому такой заколдованный круг нужно разорвать».

1952 год стал годом смерти мужа Астрид. В 1961 умирает её мать, через 8 лет - отец, в 1974 году умерли её брат и пару хороших друзей. Писательница много раз пересекалась с загадкой смерти, много думала над этим. Несмотря на то, что родители Астрид искренне придерживались лютеранских взглядов и верили в дальнейшую жизнь после смерти, сама писательница считала себя агностиком.

Награды

Астрид Линдгрен в 1958 году была награждена медалью Андерсена, которую еще называют негласно "Нобелевской премией детской литературы". Кроме наград, которые присуждались только детским писателям, она получала и множество премий «взрослых» авторов, к примеру, медаль Карен Бликсен, которую учредила Датская академия, медаль в России "имени Льва Толстого", премию Габриэлы Мистраль в Чили и премию Сельмы Лагерлёф в Швеции. Государственную премию по литературе Швеции писательница получила в 1969 году. Ее достижения в области благотворительности отметили Премией мира в немецкой книготорговле (1978 год) медалью Альберта Швейцера (присуждается американским Институтом по улучшению жизни животных (1989 год)).

Умерла писательница 28 января 2002 года в Стокгольме. Она считается самым известным в мире писателем для детей. Произведения Астрид пропитаны фантазией и открытой любовью к детям. По большинству из них сделан перевод на более 70 языках. Они издавались больше чем в 100 странах мира. На Родине она стала настоящей живой легендой, так как развлекала, утешала и воодушевляла не одно поколение жителей страны, принимала участие в политической жизни, изменении законов и ощутимо повлияла на развитие мировой детской литературы.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Линдгрен Астрид представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.