Лафонтен Жан

Жан де Лафонтен (родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621 года, умер в Париже 13 апреля 1695 года) - французский баснописец.

Отец де Лафонтена работал в лесном ведомстве, поэтому детство Жана прошло среди полей и лесов. Когда баснописцу было двадцать лет, он вошёл в братство ораторианцев, с целью подготовки перед духовным званием, однако больше увлекался поэзией и философией. По собственному признанию, де Лафонтен находился под впечатлением от «Астреи» Д'Юрфе. Кстати, либретто оперы «Астрея» Коласа стало последним произведением баснописца (постановка 1691 года стала полным провалом).

Отец Лафонтена в 1647 году передал ему собственную должность и убедил его соединиться в браке с четырнадцатилетней Мари Эрикар. Жан очень легкомысленно воспринял свои новые служебные и семейные обязанности, и спустя некоторое время направился в Париж, где всю жизнь прожил среди своих друзей, а также поклонников и почитательниц его таланта. Что касается семьи, то о ней он не помнил годами и очень редко, только по настоянию друзей, уезжал на родину на короткое время. Это говорит о том, что он не любил ни свою жену, ни детей.

Есть переписка Лафонтена с его женой Мари, которую он посвящал во все свои многочисленные приключения на стороне. Он так мало уделял внимания своим детям, что, однажды встретившись со своим уже взрослым сыном в одном из домов, не узнал его.

Лафонтен в Париже имел большой успех. Фуке назначил баснописцу крупную пенсию. Сначала он жил у герцогини Бульонской, затем, после её смерти, он, выйдя дома покойной, встретил д'Эрвара, своего знакомого, который предложил Лафонтену поселиться у него. На что тот ответил, что к нему и направлялся.

Версия, что в период с 1695 год по 1665 год баснописец находился в приятельских отношениях с Буало, Расином и Мольером, выглядит сомнительной. Но с уверенностью можно сказать, что в число его друзей определённо входили Ларошфуко, принц Конде, мадам де Лафайет и другие. Лишь к королевскому двору Лафонтен доступа не имел, поскольку король Людовик XIV не уважал легкомысленного поэта, не признававшего за собой никаких обязанностей. Этот факт замедлил процесс избрания баснописца во Французскую академию, участником которой тот стал лишь в 1684 году. Что касается «спора о новых и древних», то Лафонтен после колебаний встал на сторону последних. В последние годы баснописец преисполнился благочестия под воздействием мадам де Саблиер и отказался от своих наиболее легкомысленных произведений. Это переломный момент в биографии Жана де Лафонтена.

Заимствуя фабулу у древних писателей, черпая вдохновение из «Панчатантра Панчатантры», а также у латинских и итальянских авторов, Лафонтен сделал новый жанр. В этом и заключается его значение для истории литературы.

В 1668 году вышли первые книги его басен под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». В первом сборнике содержались знаменитые басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и «Ворона и Лисица». Второе издание, которое включало уже 11 книг, было выпущено в 1678 году. Двенадцатая и последняя книга были включены в третье издание в конце 1693 года. Две первые книги имеют практически дидактический характер, в других Лафонтен становится более свободным, дидактику соединяет с передачей личных эмоций.

Художественному значению произведений Лафонтена способствуют красота его поэтических отступлений и вступлений, образный язык, поразительное разнообразие и богатство поэтической формы, особая способность передавать ритмом чувства и движения.

«Любовь Психеи и Купидона» - повесть, ставшая данью галантной прозе, написанная в 1662 году и ставшая переработкой пятой и четвёртой книг произведения «Апулей. Метоморфозы или Золотой осёл».

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Лафонтена Жана представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.