Кюхелбекер Вильгельм Карлович

Декабрист Вильгельм Кюхельбекер являлся революционером и поэтом. Он родился в семье саксонского дворянина Кюхельбекера Карла Генриховича в Петербурге, переселившегося в 1770 году в Россию. Кюхельбекер являлся образованным и деловым человеком. Он успешно поднимался по карьерной лестнице при Павле I. Но дворцовый переворот помешал продолжению карьеры эмигранта.

М.Б. Барклай-де-Толли помог поступить Кюхельбекеру В.К. в лицей. На первых порах ему приходилось нелегко. Он был неуклюжим, вдобавок глуховатым, вечно занятым своими размышлениями, и поэтому рассеянным. Парень мгновенно «взрывался» при любой нанесенной ему обиде. «Кюхля» стал предметом насмешек окружающих; подчас жестоких. Над «Виленькой» посмеивался даже Пушкин. Но вскоре великий поэт сумел разглядеть и оценить наилучшие свойства Кюхельбекера, заслуживающие не иронии, а наивысшего уважения.

Вильгельм являлся прямодушным, искренним. Он везде высматривал добро и справедливость. Кюхельбекер лучше остальных знал историю, литературу, философию и при этом щедро делился с другими своими знаниями.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович пробовал писать стихи, изначально косноязычные и неумелые. Он преклонялся перед творениями звучными, тонкими по мысли. Кюхля восхищался стихами Александра Сергеевича и с почтением относился к его поэтическому дарованию. Но и мог выразить критические замечания в адрес поэта.

Лицей Кюхельбекер закончил с серебряной медалью. Как и Пушкин А.С., он был пропущен в первостепенный архив иностранной коллегии. Чиновником (шаркуном) ему не суждено было стать по своей природе. Бедствия подстерегали его практически везде. Поначалу говорили, что Кюхельбекер проживает как сыр в масле. К сожалению, весной 1820 года мирные дни поэта были нарушены. Он узнал, что Пушкину грозит расправа, и стал на защиту друга, прочитав стихотворение «поэта» в Вольном обществе:

«И ты - наш новый Корифей-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик Ифимии и Врана?-
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времен»

Министр внутренних дел мгновенно получил донос на Вильгельма Карловича. Над головами поэтов сгущались тучи. К счастью возник спаситель: Дельвиг, предложивший Кюхельбекеру место при состоятельном вельможе.

1820 год - поэт выступал в Париже с публичными лекциями о русской литературе. По требованиям российского посольства они были прекращены. 1821-1822 - данный период знаменуется службой на Кавказе при Ермолове, где Вильгельм повстречался с Грибоедовым. 1823-1824 - время, проведенное в Москве. Здесь Кюхельбекер дает уроки и занимается литературой. Совместно с князем В.Ф. Одоевским издает книгу «Мнемозина» - 1824.

Решительное настроение Кюхельбекера послужило его сближению с некоторыми членами Северного Общества. Его участником поэт не был и в дело, касающееся 14 декабря, замешался невзначай. Как выразился Пушкин: «охмелел в чужом пиру». Вильгельм покушался на жизнь князя Михаила Павловича на Сенатской площади и бежал из Петербурга. Но его схватили в Варшаве, судили и приговорили к смертной казни. Приговор сменили 1-летним удержанием в крепости, а по завершению заточения ссылкой на поселение. В заточении (крепости Европейской России) Кюхельбекер провел 9 лет, а в 1835 был отправлен в Баргузин на жительство. Скончался поэт в Тобольске.

Чувствительный, неуравновешенный, зачастую восторженный, Кюхельбекер являлся примером романтика не только в повседневной жизни, но и на литературном поприще. Пушкин говорил о писателе: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд». Кюхельбекер считался распространителем шеллингизма в России в связи с изданием «Мнемозины». Он требовал от искусства самобытности: «для славы державы нужна поэзия исконно русская; нравы отечественности, вера праотцев, летописи, сказания, песни народные - точные, вернейшие первоисточники для словесности».

Главные признаки творчества поэта - пиетизм, идеализм с мистическим привкусом. Его крупные произведения не отличались особой индивидуальностью. Наилучшая часть наследия Кюхельбекера - лирика, где практически отсутствуют гражданские мотивы, а преобладают космические, религиозные. Его стиль риторичен; язык бледен и богат архаизмами, славянизмами; однообразны поэтические формы. Он самостоятельно издал поэму «Смерть Байрона», мистерию «Ижорский», Шекспировы духи». Пьесы поэта умещены в «Собрании стихотворений декабристов». В Шо-де-фон изданы «Избранные стихотворения В.К. Кюхельбекера», 1880. Дневник и поэма талантливого творца «Вечный Жид» были напечатаны в Русской Старине».

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кюхелбекер Вильгельм Карлович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.