Клопшток Фридрих

Немецкий поэт Фридрих Готлиб Клопшток родился 2 июля 1724 года, в Кведлинбурге. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, а произведения поэта стали классикой немецкой и мировой литературы.

Биография Фридриха Готлиба Клопштока началась в семье чиновника, ярого сторонника Бога и религии, готового отстаивать имя Божье со шпагой в руке. Отец состоял в сильной в то время партии пиетистов и был восторженным поклонником Фридриха II.

Раннее детство Клопштока прошло в деревне. Еще школьником он зачитывался критическими и эстетическими произведениями Бодмера и Брейтингера, а к моменту разногласий между Готшедом и "швейцарцами" уже разбирался в вопросе, сознательно став на сторону вторых. "Швейцарцы" выражали его собственные убеждения.

Рано у Клорпштока появились мечты стать великим немецким эпиком, о таковом мечтал Бодмер. Поначалу героем произведений Клопшток хотел сделать Генриха Птицелова, но затем переключился на план "Мессиады". Обучение Фридриха проходило по нескольким направлениям: филологии и теологии, но конкретно ни на чем, кроме поэзии, Клопшток сосредотачиваться не хотел.

Первые его песни "Мессиады" были созданы еще в Йене, в виде прозы. Первые 3 песни своей поэмы Клопшток печатает анонимно. Помощь ему оказали издатели журнала «Bremische Beitrдge». Эти произведения получили широкое признание и значительный общественный резонанс. Сам Бодмер приветствовал нового гения, найдя в нем свои идеалы немецкого Мильтона. Однако Готшед и его сторонники, противники Мильтона, восприняли творения Клопштока холодно.

В 1748 году Клопшток устраивается на работу домашним учителем в Лангензальце, где влюбляется в кузину. Эта любовь неоднократно воспевается в последующих произведениях под именем девушки Фанни. В 1750 году Бодмер приглашает Клопштока в Цюрих, однако полугодичное общение двух гениев привело лишь к взаимной неприязни. Бодмер ожидал молчаливого согласия во всем со стороны молодого автора, но этого не происходило. Отношения, как поэта и критика, остались прежними, но человеческие отношения были испорчены.

В 1751 году датский король Христиан V назначает поэту ежегодную пенсию в 400 талеров до окончания "Мессиады". Это стало возможным благодаря ходатайству министра Бернсторфа.

Клопшток едет в Копенгаген через Гамбург, где знакомится с Маргаритой Моллер. Эта девушка стала прототипом Сидли в последующих произведениях. В 1754 году Фридрих женится на ней, но семейное счастье продлилось недолго. Через четыре года жена Клопштока скончалась, а ее сочинения были изданы спустя год.

Работа над "Мессиадой" все продолжалась, параллельно Клопшток создавал многочисленные оды: любовные, патриотические и религиозные, а также небольшие поэмы и пьесы на древнегерманские сюжеты. Эти творения прославили автора, и стали символом национального немецкого самосознания в тот период истории.

После отставки Бернсторфа Клопшток следует за ним в Гамбург. В это время он все еще получает датскую пенсию. Наконец, в 1773 году "Мессиада" была закончена, были изданы 5 её песен.

В конце 1774 года поэт едет в Карлсруэ, проводит там год и возвращается в Гамбург уже с пенсией. В 1792 гоу шестидесятивосьмилетний Фридрих Готлиб женится на вдове фон Винтгем, с которой прожил вплоть до своей смерти 14 марта 1803 года.

Фридрих Клопшток прожил до семидесятивосьмилетнего возраста, узнав на своем веку величайшую славу и признание современников. Последователи творчества поэта, барды, воспевали прошлое Германии в стиле его произведений. Самым известным подражателем Клопштоку был поэт Карл Кречманн.

Наиболее известным произведением Фридриха Готлиба Клопштока по праву считается "Мессиада". Однако уже во времена Гете, и даже еще при жизни Клопштока, было справедливо замечено, что слава и хвалы произведению воздаются все больше заочно. Немцы гордились великой эпопеей, ее новаторством и художественной ценностью, но... не читали ее. Как-то грустно и очень печально однажды прозвучало, что "Мессиада" Клопштока - мертворожденное дитя творчества. Да, произведение высокоидейно, в нем воспеты идеалы, причем идеалы новые, истинно немецкие, не пришедшие с глубокой древности соседних по Европе культур. И все-таки для современников "Мессиада" представляла собой лишь эталон идейности и художественной формы, о котором все известно, его цели, сущность и назначение, а читать его вновь и вновь - ни к чему.

Как же объяснить такую метаморфозу? Произведение Клопштока было проникнуто убежденной религиозностью, и содержала эпичность сюжета, но поэт был больше лирик, направивший свой лирический талант к эпическому произведению. "Мессиада" написана не благодаря изучению истории Палестины или человечества, а лишь от души и сердца. Изложение было сделано со вкусом и изрядной долей воображения, на основании опыта Мильтона и древних эпиков. Как заметил В.Шерер, поэма Клопштока больше оратория из Нового Завета, чем поэма. Вот почему произведение еще при жизни автора понемногу теряло свою привлекательность для живого интереса публики.

Небольшие произведения Клопштока поражали современников как формой, так и содержанием. Язык его стихов был необыкновенно богат и свободен. Всего одним словом, будь то существительное или эпитет, автор давал самую точную характеристику предмету или передавал настроение души.

Особенность стиля Клопштока - отсутствие жестких рамок размера. Свободый, но невероятно поэтичный, сильный и благозвучный его слог очаровывал публику, никогда стихи Клопштока не бывают похожи на прозу. Удивительный феномен рифмы Клопштока: строгой формы нет, а стихи гениальны своим ритмичным звучанием, красотой языка и образностью. Это ни в коем случае не проза, записанная короткими строками, это необыкновенные, самобытные и неповторимые стихи.

Что касается идейного содержания произведений Клопштока, он был патриотом новой Германии, выразителем ее идей и настроений. Его творчество положило конец слепому поклонению культуре древности или современной французской или итальянской. Даже божества в стихах Клопштока - немецкого, скандинавского Олимпа. Сила творчества поэта была именно в убежденности патриотизма, иначе эта новая мифология и восторженность предками не была бы воспринята всерьез современниками.

Клопшток творил лишь тогда, когда был вдохновлен, и только о том, что его вдохновляло. Миссия поэта для него была священна, такое же глубокое уважение к творчеству он передал публике. Если до Фридриха Готлиба существовала лишь духовная песня как выразительница чувств, эмоций и идеализма, то с его творчеством поэзия приобрела черты выразительности разнообразных сфер душевной деятельности. Поэтическое творчество отныне стало принимать разнообразные формы. В этом заслуга величайшего немецкого поэта.

Идеалы поэзии после Клопштока стали выше всяких рамок, и в то же время, эталоны стали непомерно высоки. Теперь его творчество лишь тогда признавалось современниками, когда было наполнено убежденностью, искренней верой автора. Подражания великим отныне уходило в небытие. Лишь прочувствованное, пережитое и переосмысленное лично, воспринималось публикой, и лишь при условии безупречной художественной формы. Пусть в ней не соблюдаются стихотворные размеры или условные рамки, главное - восприятие. Идея и самобытная художественная ценность - эти критерии отныне главенствовали в понимании ценности поэзии. Великие Вертер и Лотта творили по стопам Фридриха Клопштока, в мгновения самого полного духовного блаженства выражая свое настроение его именем.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Клопштока Фридриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.