Кестнер Эрих

Немецкий писатель, кабаретист и сценарист Эрих Кестнер родился в Дрездене 23 февраля 1899 года. Известность и любовь соотечественников писатель получил за свои произведения для детей и сатирическую поэзию на злободневные темы. Произведения Кестнера насквозь пронизаны искрометным юмором и оптимизмом.

Биография Эриха Кестнера начинается в Дрездене, в районе Верхний Нойштадт. Дом родителей находился на улице Кёнигсбрюкштрассе. На первом этаже сохранившейся виллы его дяди Франца Августина в настоящее время находится Музей Эриха Кестнера. Отец писателя был шорником, а мать совмещала работы служанки, домработницы и парикмахера. Эрих был сильно привязан к матери, о чем свидетельствуют и его ежедневные трогательные письма и открытки, которые он писал, уже будучи взрослым, из Берлина и Лейпцига. Тема матери прошла и через некоторые произведения Кестнера. Некоторые биографы писателя говорят о том, что отцом Эриха был врач семьи Кестнеров, еврей по национальности Эмиль Циммерманн, но это не подтвержденный факт.

В юности Эрих учится на педагога, однако дрезденские курсы не заканчивает. Поступив на учебу в 1913 году, спустя 3 года, совсем незадолго до окончания, прерывает обучение. Это время нашло свое отражение в книге "Летающая классная комната".

Детские воспоминания писатель изложил в автобиографическом произведении "Когда я был маленьким", вышедшем в 1957 году. Детство Кестнера, как и многих людей его поколения, кончилось, когда началась Первая мировая война. В 1917-ом Кестнер уходит на военную службу, проходит целый год обучения в роте тяжелой артиллерии. Этот период послужил формированию антимилитаристских взглядов писателя.

Военная выучка, муштра, жестокость и суровые испытания будней солдата, тяжести военной жизни сильно отразились на мировоззрении Кестнера. Впоследствии в сатирическом стихотворении автор высмеял своего обидчика, сержанта Вауриха, бессердечного вояки, грубого и неотесанного, безжалостно муштровавшего молодых солдат. Этот персонаж реальной жизни был повинен в заболевании сердца у Эриха Кестнера после армии. По окончании Первой мировой Кестнер вновь идет учиться, блестяще сдав все экзамены и получив "золотую стипендию" от дрезденского муниципалитета.

Осенью 1919 года Кестнер начинает учебу в Лейпцигском университете. В это время семья его переживает материальные трудности. Эрих учится и одновременно работает продавцом парфюмерии. Затем биржевым маклером. Параллельно в университете изучает философию и историю, германистику и театроведение.

Свою диссертацию по теме "Фридрих Великий и немецкая литература" Кестнер защищает в 1925 году. Прошло еще немного времени и автор критических статей в литературной колонке «Neue Leipziger Zeitung» молодой журналист Кестнер сам зарабатывает себе на жизнь. Но взгляды автора меняются, он становится все более критически настроенным. После выхода поэмы эротического содержания "Ночная песнь камерного виртуоза" в 1927 году автора увольняют из газеты. Вольного содержания поэма была проиллюстрирована Эрихом Озером, что добавило скандальности произведению.

Кеснер переезжает в Берлин и работает внештатным корреспондентом отдела культуры «Neue Leipziger Zeitung». В это время он берет себе псевдоним Бертольд Бюргер. Немного позже автор публикуется и под другими именами: Петер Флинт, Мельхиор Курц и Роберт Нойнер.

Лейпцигское издательство Отто Байера выпускало семейную газету «Beyers fr alle». В детском приложении к ней в 1926-1932 годах печатался Эрих Кестнер под псевдонимом Клаус и Клэра. Почти двести историй, небольших фельетонов и загадок были напечатаны в это время. Совсем недавно было установлено, что их авторство в "Детской газете Клауса и Клэры" принадлежало именно Кестнеру.

В период до падения в 1933 году Веймарской республики Эрих Кестнер проводит в Берлине самые творческие свои годы. В это время он является штатным сотрудником многих ежедневно издаваемых газет, среди которых «Berliner tageblatt», «Die weltbhne» и «Vossische zeitung» . Всего за несколько лет работа Кестнера сделали его одним из самых востребованных авторов в городе и ярким представителем интеллектуального Берлина. В период с 1923 по 1933 годы биографы называюи минимальное количество в 350, написанных Кестнером статей. А кроме этого были стихи, репортажи, комментарии и рецензии в периодических изданиях. К сожалению, пожар 1944 года в квартире автора уничтожил множество его работ.

Первая книга Кестнера была сборником его стихов лейпцигского периода "Сердце на талии". В течение последующих пяти лет вышло еще три поэтических сборника, сделавшие автора "лидером новой вещественности".

На немецкой почтовой марке 1999 года изображен титульный лист книги Кестнера "Эмиль и сыщики", пользующейся большим успехом у публики. Это была первая книга для детей Кестнера, выпущена она в 1929 году и очень популярна и сейчас. В мире выпущено 59 переводов книги на разные языки, а в Германии она была продана двухмиллионным тиражом. Действие книги разворачивается не в академическом мире сказок, а в современном большом городе. Также на современные сюжеты были написаны еще джве детские книги: "Летающая классная комната" (1933) и "Кнопка и Антон" (1931). Иллюстрации Вальтера Трира по-своему способствовали успеху изданий.

"Эмиль и сыщики" были экранизированы в 1931 г. режиссером Герхардом Лампрехтом. Фильм полюбился огромному количеству зрителей, но Кестнеру сценарий не понравился. В дальнейшем Кестнер писал сценарии для киностудий сам.

Большое значение для литературоведения имел роман "Фабиан: история одного моралиста", изданный в 1931 году. Это было описание жизни безработного Якоба Фабиана, филолога-германиста, написанная почти как сценарий к фильму. Роман поднимал проблемы страны в период заката Веймарской республики.

После прихода к власти нацистов в 1933 году Кестнер остался в стране. Большинство его коллег критиковали национал-социализм и покинули Германию. Кестнер прожил какое-то время в Мерано и Швейцарии, но затем вернулся в Берлин, для того, чтобы быть очевидцем происходящего, по его собственным словам. К тому же, в городе оставалась мать Кестнера.

Эрих Кестнер был исключен из союза писателей, не раз его допрашивали в гестапо. Произведения автора в числе других были сожжены на Опернплаце в 1933 году. В них было усмотрено "противоречие немецкому духу". Публикация произведений Кестнера в Третьем рейхе была под запретом. В виде исключения было разрешено написание сценария к фильму "Мюнхгаузен", и публикация развлекательных романов "Трое в снегу".

В 1944 году квартира Кестнера была разрушена бомбой. Во время штурма Берлина писателя не было в городе, он выехал с киногруппой на съемки в Тироль, в поселок Майрхофен. Этот период автор описал в дневнике "Нотабене 45", опубликованном в 1961 году.

После войны Кестнер живет в Мюнхене. Здесь он руководит литературным отделом городской газеты и издает детский и юношеский "Пингвин". В этот же период он посвящает себя литературному кабаре и работе на радио, создает музыкальные номера, песни, радиоспектали, эссе и речи на темы войны, нацизма и послевоенной Германии.

Жениться за свою жизнь Кестнер так и не успел, хотя внебрачные связи у него были. Последние две свои детские книги "Маленький Макс" и "Маленький Макс и маленькая мисс" Эрих Кестнер написал для сына Томаса, родившегося вне брака в 1957 году.

Скончался Эрих Кестнер в возрасте 75 лет, в Мюнхенской городской больнице 29 июля 1974 года. Могила писателя находится на кладбище Святого Георга в Богенхаузене.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кестнера Эриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.