Иванов Вячеслав Иванович

Вячеслав Иванович Иванов является русским поэтом, филологом, философом и переводчиком. Родился этот известный человек в Москве 16 февраля 1866 года. Его отец был мелким чиновником-землемером, но он умер, когда Ивану выполнилось всего лишь 5 лет. В своем автобиографическом письме, которое было адресовано С.А. Венгерову, Вячеслав охарактеризовал своего отца в таком образе: «Мой отец был из числа нелюдимых личностей... Из одиноких - и людей-невер». За воспитание мальчика пришлось взяться одинокой матери, которая еще с детского возраста заметила в нем талант поэта.

За время учебы в Первой московской гимназии, которую Вячеслав Иванов закончил с золотой медалью, он был наполнен энтузиазмом славянского человека, связанным с войной между Россией и Турцией, начал писать патриотические стихотворения. На протяжении молодости увлекался атеизмом и народничеством, но при этом не покидал писать поэмы и стихи об Иисусе Христе. Годы учебы в гимназии стали для будущего писателя началом сурового и длительного труженичества, он занимался изучением древних языков, а также увлекался европейской, русской и античной историей.

Заниматься своими самыми любимыми предметами Иванов продолжал в Московском университете на историко-филологическом факультете, где начал учиться в 1884 году. Студенческая работа, написанная Вячеславом, тематика которой касалась древних языков, заслужила университетскую премию, он являлся самым любимым учеником профессора-историка П. Виноградова.

Но, в 1886 году Иванов решает покинуть университет и вместе со своей женой Д.Дмитриевской отправился в Германию, где начал заниматься римским правом, историей и экономикой, в Берлинском университете. Тут руководствовал всем известный профессор Т.Моммзена, которому писатель посвятил несколько строк в своей поэтической записной книге. Именно тогда, в нем загорелась потребность понять и «сознать Россию в ее идее», которая и привела к осмысленному изучению русской философии и совместно - ницшеанства. Как только он окончил университет, то сразу же приступил к написанию диссертации по истории Рима, и, совместно с написанием, начал путешествовать по Европе, работал в библиотеках Англии, Франции и Италии.

В 1893 году Вячеслав Иванов подружился с писательницей Л. Зиговьевой-Аннибал, которой тоже посвятил небольшую часть своего творчества: «Друг через друга нашли мы - каждый себя и даже больше, чем только себя, я бы сказал, что мы обрели Бога». Спустя 6 лет совместных гражданских отношений Вячеслав и Зиновьва-Аннибал решили повенчаться, вопреки церковным и гражданским законам, которые запрещали им повторный брак, поскольку они уже имели предыдущие браки. Писатель вместе со своей новой женой поселился в Афинах, откуда предпринимал паломничество в Палестину и Египет, а потом снял дом в Женеве. Тут он изучал историю греческо-дионисийских культур и исследование корней римской веры, а также занимался изучением санскрита. В 1903 году ему выпала возможность прочитать в Высшей русской школе Парижа общественных наук целый курс лекций по изучаемой им истории дионисийских культов. Содержания этих лекций Иванов изложил в таких работах, как «Эллинская религия страдающего бога» в 1904 году и «Религия Диониса» в 1905 году.

За эти годы Вячеславу удалось раскрыть свой внутренний мир и осознать самого себя, как не просто человека, а поэта. С 1898 года он начал публиковать разные переводы и стихотворения в русскоязычных журналах под названием «Вестник Европы» и «Cosmopolis», а еще - подготовил книгу поэзии «Кормчие звезды работы» к изданию, но в результате, решил остановиться на написании стихов. Название этой книги имеет некоторые ассоциации с Кормчей книгой, которая являлась византийской религиозной энциклопедией. Как считал Иванов, Кормчие звезды - это ориентиры духовенства, которые помогают человеку найти истинный путь в хаосе бытия. Иванов отметил: «Над смертью всегда торжествует, / В ком память вечная живет». В написанных им стихах изображены и личные переживании, и исторические мифические образы, таких героев как Океанид, Сафо, Колизей, Гесперид, Титаны и т.д. Ориентиром писателя на равных являлось христианство и язычество, например, Дионис - не только языческий бог, но и символ бурного переживания жизни и экстаза, Блаженный Августин и Богородица - это покровительница всей земли Святорусской.

После опубликованной книги «Кормчие звезды» отдельные критики начали называть Вячеслава Иванова «Тредиаковским нашего времени», и считали его поэзию архаическим представлением. Но, вопреки всем расходившимся мнениям и рассудкам, В. Брюсов принимал Иванова как настоящего художника, который понимает суть современной задачи стиха, а также поистине современной личностью, которая причастна «всем нашим исканиям, тревогам и недоумениям». «Кормчие звезды» стали самым выразительным явлением символизма России. В обществе таких символистов как К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, А.Блок, Д. Мережковский, Брюсов и другие, Иванов стал лидером в данном направлении, передовым практиком и теоретиком. В 1904 году в одном из московских издательств под названием «Скорпион» была опубликована его еще одна книга стихов «Прозрачность», которая сумела вызвать восторженные рецензии Брюсова, Блока и других собратьев-символистов.

В 1905 году со своей женой Вячеслав Иванов вернулся на территорию России, и поселился в Петербурге. Его квартиру, которая находилась на улице Таврической в угловой башне на самом последнем этаже, называли «башней». Очень скоро эта «башня», где каждую неделю проводились «Ивановские Среды», стала популярным и всем известным литературно-философским салоном в Петербурге. Бердяев, который являлся постоянным участником, писал про атмосферу данных собраний следующее: «На Ивановских средах присутствуют люди, которые имеют разнообразные таланты, положения и направления. Это православные и мистические анархисты, профессора-академики и декаденты, социал-демократы и неохристиане, ученые и писатели, мыслители и художники, общественные деятели и актеры. Все они в мире встречались в Ивановской башне, где беседовали на литературные, философские, художественные темы, а также о литературной злобе последнего времени, и, конечно же, о проблемах бытия. Но, мистический тон и стиль всегда был главным».

Один из символистов Бердяев характеризовал Иванова как самого утонченного и универсального по духу представителя не только русской литературы ХХ века, но и общей русской культуры всего времени. На «башне» у Иванова побывали М.Волошин, М. Кузьмин, Брюсов, М. Добужинский, К. Сомов, Мережковский, З. Гиппиус, А. Ремизов и другие известные люди. Некоторые современники вспоминают, что одним прекрасным вечером собралось около 60 поэтов, артистов, ученых, мыслителей и художников.

Мероприятие под названием «Ивановские среды» собиралось и организовывалось на протяжении трех лет, но и после этого «башня» всегда оставалась объектом притяжения интеллигентных людей. В 1910 году Мейерхольд тут поставил свою драматическую пьесу «Кальдерона Поклонения кресту». За годы Первой революции в России на «Ивановской башни» встречались иностранные и русские журналисты с М. Горьким. В 1909 году тут образовалось новое «Общество ревнителей художественного слова», которое связано с творческим становлением известных людей - В.Хлебникова, Н.Гумилева, О.Мандельштама и других поэтов.

Петербургское общество символизма, лидером которого являлся Иванов, проповедовало индивидуальное, соборное начало в культуре. Именно для выражений таких идей, в 1907 году, Иванов решил организовать издательство «Оры», которое стало противовесом издательства московских символистов «Скорпион».

В этом же году от скарлатины умерла его жена - Л. Зиновьева - Аннибал. Иванов получил тяжелый удар от смерти жены. Поэтому он начал чувствовать какую-то мистическую связь с покойницей, и делал записи обо всех своих снах и видениях, так как был уверен в том, что покойная жена желает, чтобы он женился на ее дочери В. Шварсалон от первого мужа. В память про Зиновьеву-Аннибал он написал поэтическую сборку «Cor ardens», что в переводе означает Пламенеющее сердце. Образ его и его возлюбленной «пламенеющего сердца» изображен на страницах книги с «Сердцем Солнца-Диониса», мистические гимны ассоциируются с канцонами и сонетами, а «чаша зол» с Первой русской революцией и трагедией Цусимы с жаждой Диониса к существованию.

В 1909 году Вячеслав Иванов опубликовал свой сборник статей «По звездам», где изложил основные и главные теории о положении символизма. Окончательно они были сформированы в одной статье, которая называлась Simbolismo, которую опубликовали 1936 года. Их художественный образ воплощен в журнале «Апполон», который основан еще в 1909 году, в организации и становлении которого принимал участие и Иванов.

Перед тем, как поехать в Италию, он сыграл немаловажную роль в одном из петербургских Религиозно-философских обществ, занимался теософией, и некоторое время увлекался антропософией. После возвращения обратно в Россию поселился в Москве и начал общаться с мыслителями, которые объединились вокруг издательства «Путь». Это В.Эрн, Бердяев, С.Булгаков, М.Гершензон, П.Флоренский и другие. За это время Иванов начал также дружить с композитором А.Скрябиным. Активность Иванова в творческом направлении была очень высока, он успел перевести греческих классиков - Сафо, Алкея, Эсхила, сонеты Петрарки, а также издал книги статей «Борозды и межи» в 1916 году, «Родное и вселенское» в 1917 году, где изобразил свои размышления о вселенских судьбах, которые проявились в творчестве классиков России и в событиях Первой мировой войны.

О революции в России 1917 года Вячеслав Иванов написал: « Революция проходит внерелигиозно. Народное самоопределение не может оказаться внерелигиозным. Вообще-то, революция не выражает целостное народное самоопределение». Подобную мысль он выразил в стихах «Песни смутного времени» 1918 года.

Сохранив свою политическую лояльность, поэт работал в литературном и театральном отделе Наркомпросса, вел занятия в некоторых секциях Пролеткульта, создавал новые стихи и активно публиковался в журнале символистов Петрограда «Записки мечтателей». Но все еще неоднократно пытался выехать за границу. И в 1921 году ему все же удалось выехать на Северный Кавказ, а потом в Азербайджан, где читал лекции в Бакинском университете на кафедре классической филологии.

В 1924 году благодаря А.В.Луначарскому он получил разрешение на выезд за рубеж, в командировку. Как вспоминает его дочь Лидия, когда он приехал в Италию, то сказал: «Я приехал в Рим, чтобы тут жить и умереть». Хотя за границей он не принимал участие в общественной и политической деятельности, но возвращаться в СССР даже и не думал.

В 1926 году он принял католичество, а в 1936 году получил гражданство Италии. С Римом он у него связан стихотворный цикл под названием «Римские сонеты» и «Римский дневник». За годы эмиграции Иванов читал лекции в учебных заведениях Италии, работал над научной работой в библиотеке Ватикана, опубликовывал статьи в немецких и французских журналах.

Иванов Вячеслав умер 16 июня 1949 года в Риме.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Иванов Вячеслав Иванович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.