Хеббель Фридрих


Фридрих Кристиан Хеббель - крупнейший немецкий драматург, который творил в период между авторами Шиллером и Гофмансталем. Он родился 18 марта 1813 года в местечке Вессельбурен Гольштейн.

Биография Хеббеля - обычная для человека той эпохи. Он был сыном простого голштинского каменщика, который воспитывал его в строгом соответствии протестантским догматам. Хеббель рос в малообеспеченной семье из народа, но его с детства окружали сказания и суеверия древности, и этот факт, несомненно, определил его склонность к мистицизму. Эту склонность он пронес через все свои произведения.

Мировоззрение Хеббеля начинает складываться в эпоху разрушения ремесленного труда промышленным. Еще будучи студентом в Гейдельберге, он так описывает свое время, когда « принимается решение на целое тысячелетие». То есть, уже в таком юном возрасте будущий драматург понимает, что столкнулись два мира: капиталистический и феодальный.

Следует отметить, что в тот же период он еще находится под вилянием писателей-романтиков: Клейста, Уланда и, в частности, Герреса. И это увлечение уже тогда выявляет противоречие между его устремлениями к мистицизму и рационалистическими мотивами, которые диктует эпоха.

На последующих этапах Хеббель от романтиков перешел к «Молодой Германии» и какое-то время даже работал в журнале «Телеграф», у К. Гуцкова. Но драматургу не пришлись по душе вечная нерешительность и половинчатость во взглядах младогерманцев.

Основной жизненной задачей Хеббель считал «символизацию своих внутренних желаний», которые выражались в значительных моментах его жизни. Во имя «символизации» драматург и использует в работах трагедию романтизма и классицизма (уже переработанную форму которой ввел Грильпарцер), и превращает ее в арену борьбы с проблемами современности.

Хеббель, как основоположник и создатель психологической буржуазной драмы, полагал, что основной проблемой, достойной освещения в творчестве, являются взаимоотношения личности и общества.

После знакомства с диалектикой в философии Гегеля, драматург старается перенести все социальные конфликты, назревшие в его время, из реального мира в мир идей, и признается, что борьба идей - это высший принцип драматического искусства в целом. Согласно гегелевской триаде, Хеббель рассматривает общественные коллизии и вечный прогресс как старое и новое, а уходящее и то, что только придет - сталкиваются, рождая новые формы бытия. Поэтому, при таких столкновениях в истории - необходим сильный индивид для выявления идеи, которая окажется вечной. Эта необходимость понятна, так как находясь в противоречии со становящимся, личность создает новое бытие, погибая при этом в борьбе со «всеобщностью».

По мнению драматурга, сильный человек, идущий своим путем, совершает таким образом преступление, так как отделим от целого, к чему принадлежит. Но автор подчеркивает неизбежность преступления, так как оно ведет к прогрессу всего «мирового организма».

По задумке Хеббеля в этой неизбежности заключена вся сущность трагического. Поэтому нуждаясь в святых, в сверхлюдях, для разрешения этого конфликта Хеббель вводит таких героев в своих первых трагедиях: «Юдифь», 1841 года и «Женевьева»(1843).

В первой трагедии отчетливо заметно влияние младогерманцев, так как главной идеей является идея эмансипации женщин, во второй же прослеживаются романтически мотивы и воскрешенных автором средневековых народных сказаний.

Нет оснований полагать, что «Молодая Германия» с их обсуждением острых социальных вопросов не вызвала в драматурге интерес. После знакомства автора с немецкими эмигрантами - радикалами (Гейне, Руги и другими), проживающими в Париже, Хеббель напишет трагедию с социальным подтекстом «Мария Магдалина». Это произойдет в 1844 г. и в пьесе будет нарисована картина гибели традиционного ремесленного мира, обладающего узким кругозором, предрассудками и устаревшей моралью.

Пьеса интересна тем, что в ней нет сверхчеловека, и отсутствует какая-то личная вина героев, все действия вызваны лишь социальной необходимостью. Но трагедия и заключается в том, что все действующие герои не понимают, что происходит с миром вокруг них. Так что можно сказать, что «Мария Магдалина» - своеобразная похоронная песня тому обществу, из которого вышел сам автор.

После непродолжительного путешествия в Италию Хеббель обосновался в Вене. В этот период творчества он пишет всего две слабые трагедии, навеянные романтическими мотивами: «Трагедию в Сицилии» и «Юлию». Пришедшую в 1848 году революцию, драматург встречает со смешанным чувством: он боится коммунистического безумия, которое, по его мнению, якобы направлено на разрушение культуры.

Во время борьбы за конституцию, он принимает непосредственное участие в движении, агитирует за свободу печати, союзов и так далее, выставляет свою кандидатуру в австрийский и франкфуртский парламенты, но его отклоняют.
Однако когда настало революционной борьбе принять более бескомпромиссные формы, Хеббель в своих письмах в аугсбургскую «Всеобщую газету» выступает против левой демократии. Интересно, что также отрицательно он отзывается и о реакции. Своим идеалом драматург провозглашает конституционную монархию и призывает к примирению реакции и революции. А в период с 1850 по 1860 годы он уже выступает за объединение Германии.

Таким образом, Хеббель выражал идеи умеренной буржуазии и создал в пореволюционный период творчества идеальные образцы психологической буржуазной драмы. Он всегда пытался связать столкновение двух мировоззрений в контексте мировой истории, говорил о борьбе женской и мужской психики. Например, в пьесе - трагедии «Ирод и Марианна» 1850 года рисуется азиатский, деспотичный мир (его олицетворяет Ирод), который погибает, когда сталкивается с западно - римской культурой и еще только рождающимся христианством (его олицетворяет Марианна). Таким образом, языческому эгоизму, по мнению автора, не выстоять против христианского альтруизма с его новым пониманием личности.

Другая трагедия, «Гиг и его кольцо» (1856) рассказывает о герое Кандавле, который совершил греховный и бесчестный с точки зрения той морали поступок, и о том, что его ожидала смерть. В данном произведении целиком воплотилась идея «обычая и нравственности». Герой, умирая, начинает осознавать, что виноват и понимает, что лишь тот, кто способен дать нечто возвышенное миру, чем то, что уже существовало, может нарушать сон этого мира и проводить реформы. Эта трагедия была направлена против революционных требований, выдвигаемых в 1848 году.

Еще больше характеризует мировоззрение Хеббеля его трагедия «Агнесса Бернаур» 1855 года. Здесь, на фоне борьбы бюргеров средневековья с патрициями рисуются проблемы взаимоотношений личности и общества. Выдвигается идея о том, что, несмотря на все величие, индивиду (герцогу) необходимо подчиниться традициям и законам общества. Это следует сделать потому, что только общество и государство выражают волю и идеи всего человечества, а индивид позиционирует лишь отдельные элементы этой общей для человечества идеи.

Героиню пьесы Агнессу можно назвать современной амазонкой, в которую влюбляется герцог. Но и она должна погибнуть, потому что одно ее существование - угроза гибели как тысячи людей, так и самого государства. Вводя подобных героев - Агнессу и герцога, Хеббель показывает тщетность безумного стремления личности к эмансипации, которое бессмысленно как с консервативной, так и с революционной точек зрения.

Обложка пьесы «Нибелунги»

Крупнейшее произведение Хеббеля - трилогия «Нибелунги», написанная в 1862 году, принесла автору славу гения. Как обычно, в произведении сталкиваются два противоположных мира: христианство и язычество. Здесь также проявляется характерная черта писательского таланта автора: перенесение мировых противоречий на характеры героев. Каждая сцена, монолог, действующее лицо пропитано противоречиями, антитезисами и тезисами. Это указывает на вечные противоречия между объектом и субъектом, обществом и личностью. Вся драма насыщена моментами, держащими в напряжении и противоречиями духа, некоторые сцены действуют поистине угнетающе.

В копилке творчества драматурга значатся и стихи: «Neue Gedichte» и «Gedichte», комедии «Rubin» и «Diamant», но они не являются яркими примерами его творчества и не выражают каких-то особых идей.

Но этого нельзя отнести к поэме «Мать и ребенок», написанной в 1859 году. Здесь Хеббель изо всех сил пытается смягчить классовое противоречием между богатыми и бедными, восхваляя нравственность и брак как столпы, на которых держится буржуазное общество.

Кроме этого, автор оставил несколько драматических фрагментов. Например, он берется за обработку сюжета пьесы «Димитрий», которая должна была стать своеобразной вехой в новом периоде его творчества. Произведение было посвящено изображению значимых исторических конфликтов, происходящих в более близкой автору эпохе.

Он также начал драму "Первый смертный приговор», которая должна была отражать положительные стороны и неизбежность конституционного правления. Планы на будущее касались и драмы «Zu irgend einer Zeit», это должна была быть, так называемая, «драма будущего», главной идеей которой был строй общества, что основывался на превосходстве идеи общечеловечности над идеей индивидуализма. Чтобы лучше понять творчество Хеббеля, нужно ознакомиться с его дневниками, которые были изданы в 1885 году, и охватывают жизнь драматурга, начиная с двадцатилетнего возраста.

Следует сказать, что при жизни и сам автор, и его творчество были мало популярны. Лишь в конце 19 - начале 20 веков, благодаря множеству радикальных и мелкобуржуазных течений в культуре, социальный вопрос стал активно обсуждаться, а общество стало возвращаться к концепциям Хеббеля о социальных конфликтах, которые стали осложнены как проблемами сексуального, так и общечеловеческого характера.

Театр Комиссаржевской был первым, кто попытался популяризировать произведения Хеббеля в России.

Интересно, что в честь пьесы «Юдифь» был назван астероид, а другой астероид получил свое имя в честь хеббелевской «Женевьевы».

Сам драматург скончался в Вене в декабре 1863 года.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Хеббеля Фридриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.