Гюго Виктор

 

Виктор Гюго - величайший французский поэт, драматург, романист; лидер французского романтического движения.

Родился он в Безансоне, в феврале, 26 числа, когда шел 1802 год. Виктор Мари являлся 3-им сыном капитана (в будущем генерала) Гюго Ж. Л. С. (из Лотарингии), и Требюше Софи (родом из Бретани). Родители абсолютно не ладили друг с другом и постоянно были вынуждены разъезжаться. И вот 3.02.1818 они добиваются получения официального разрешения на раздельное проживание.

Мальчик был воспитан под сильнейшим влиянием матери, довольно-таки волевой женщины, которая разделяла вольтерьянские и роялистские взгляды. В 1821 году, после смерти жены, отец смог вернуть любовь сына.

Образование Гюго долгое время было бессистемным. Он несколько месяцев отучился в колледже Ноблес (Мадрид). Во Франции его наставником становится бывший святой отец Де ла Ривьер. Вскоре, в 1814 году он поступает в пансион Кордье, из которого самые способные студенты переводились в лицей Людовика Великого. К сему периоду можно отнести его наиболее ранние стихотворные опыты - переводы из Вергилия большей частью. Затем при поддержке своих братьев он начал развивать издание журнала, который назывался «Литературный консерватор», где были размещены его поэтические ранние произведения, а также первая версия романа-мелодрамы «Бюг Жаргаль» (1821).

Страстное увлечение подругой детства Адель Фуше встретило оправданное неодобрение матери. Отец после ее смерти позволил возлюбленным встречаться, и данный период ухаживаний был отражен в произведении «Письма к невесте».

Первая книга Гюго с поэзией, «Оды и различные стихотворения» была отмечена королем Людовиком Восемнадцатым, которому оды в роялистском духе пришлись по душе. Зрелому поэту не по летам была выделена ежегодная пенсия, которая составляла 1200 франков - это позволило Адели и Виктору обвенчаться в 1822 году 12 октября.

К В. Гюго периода 20-х годов 19 века определение «меланхолический романтик» ником образом не подходит. Необыкновенно удачливый литератор, любящий отец и счастливый супруг, он не знал огорчений, какие увековечивают в стихах или прозе.

В 1823 г. был опубликован второй его роман «Ганн Исландец», повествование в традиции Замка Отранто Х. Уолпола, Монаха М. Льюис, и в готическом стиле. В 1828 г. он порадовал свет каноническим изданием «Од и баллад». Их яркая образность говорила об усилении романтических тенденций непосредственно в его творчестве.

В числе знакомых и друзей Виктора были такие известные литераторы, как, Э. Дешан, А. де Ламартин, Ш. Нодье, А. де Сен-Вальри и А. де Виньи. Организовав группу Сенакль (франц. «содружество», «сообщество») при журнале «Французская муза», они частенько встречались в салоне под названием «Нодье».

В 1827 году Гюго была опубликована пьеса Кромвель (Cromwell), чересчур длинная для постановки на сцене; ее известное Предисловие стало кульминацией абсолютно всех споров, кипевших во Франции относительно принципов драматического искусства.
Повесть «Последний день приговоренного к смерти» и поэтический сборник «Восточные мотивы» принесли Виктору славу.

1829-1834 гг. были весьма продуктивным периодом в творчестве поэта. В 1829 им была создана пьеса «Марион Делорм», которую запретили цензурой за неугодный портрет короля Людовика Тринадцатого. Менее чем за месяц Виктор написал драму в романтическом стиле под названием «Эрнани».

За скандальной премьерой (1830, 25 февраля) последовала череда других, таких же шумных представлений. «Битва за Эрнани» завершилась не только авторским триумфом, но и победой романтизма, окончательно закрепленного успехом «Собором Парижской Богоматери».

В романе, описывающем Париж пятнадцатого века, а также великое готическое творение, Гюго впервые предстал в качестве прозаика.

«Марион Делорм» все-таки была поставлена в 1831 году 11 августа; за ней следом свет рампы постиг «Лукрецию Борджиа», «Марию Тюдор», «Король забавляется», «Рюи Блаз», «Анджело» и «Бургграфов». Все они, в том числе и лучшая из них «Рюи Блаз», отображали принципы, которые были сформулированы в «Предисловии» непосредственно к «Кромвелю».

В личной жизни Виктора Гюго произошли немаловажные события. Сент-Бев влюбился в его супругу, и пути неразлучных друзей разошлись. Сам Гюго проникся непреодолимой страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой в 1833 и познакомился. Их связь продолжалась аж до самой ее смерти в 1883 году.

Выходившие в 1831-1840 гг. сборники лирики в значительной степени были навеяны личными душевными переживаниями поэта. В «Осенних листьях» перемежаются темы детства и природы. В «Песни сумерек» вошло несколько стихов политической направленности, остальные наполнены чувствами к Жюльетте.

Меланхоличны по своему тону «Внутренние голоса», с их невообразимо трогательным стихотворением, которое было посвящено брату Эжену, скончавшемуся в больнице для умалишенных. Различные по своей тематике «Лучи и тени» обнаруживают тягу к обретению веры. Рома Гюгод «Клод Ге» (1834) стал актом гуманности, он не только направленный против смертной казни, но и в проблеме бедности видевший основу всех зол. В 1834 также издан сборник выходивших ранее в отрывках или полностью критических эссе «Литературно-философская смесь».

В 1841 г. заслуги Виктора получают полное признание Французской Академии, избирающей его своим членом. Вскоре, в 1842 г. выходит в свет книга путевых заметок «Рейн». В ней он излагает собственную программу международных взаимосвязей, призывая к сотрудничеству между Германией и Францией.

В 1843 поэту довелось пережить трагедию: его любимая дочь по имени Леопольдина и ее супруг Шарль Викри утонули в реке Сена. Удалившись от общества на время, Виктор ушел в работу над объемным романом «Невзгоды», который был прерван революцией, организованной в 1848 году. Гюго начал заниматься политикой, был избран членом Национального Собрания. В 1851 г. 2 декабря после государственного переворота он бежал в Брюссель, откуда позднее перебрался на о. Джерси, где и провел 3 года своей жизни, а затем в 1855г. - обосновался на о. Гернси.

За время продолжительного изгнания Гюго были созданы величайшие его произведения. К примеру, в 1853 появились «Возмездия», прекрасная сатира в стихах с уничтожающей критикой Наполеона Третьего; в 1856 году вышел сборник философской и лирической поэзии «Созерцания»; в 1859 были опубликованы первые 2 тома «Легенды веков», благодаря которым Гюго был овеян славой, став эпическим поэтом. Через некоторое время, в 1860-1861 годах он вернулся к не законченному роману «Невзгоды». Книгу напечатали в 1862 году под ставшим с тех пор известным названием «Отверженные». Во время своего пребывания на Гернси Виктором был опубликован трактат «Уильям Шекспир», сборник стихов «Песни улиц и лесов», а также 2 романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеется».

После крушения наполеоновского режима в 1870 году, в начале франко-прусской войны, Жюльетта и Виктор вернулись в Париж. За множество лет противостояния империи он превратился в живой республиканский символ. Его наградой стала оглушительно торжественная и помпезная встреча. Имея возможность уехать из столицы перед наступлением войск врага, он решил не покидать осажденного города. Избранный в 1871 в Национальное собрание, вскоре он сложил с себя полномочия депутата в качестве протеста консервативной политики. Смерть его сына Шарля, а также хлопоты, которые были связаны с заботой о внуках, могут объяснить его отсутствие в Париже во время гражданской войны и Коммуны.

Свидетельство его патриотизма и утраты иллюзий относительно Германии, к союзу в который он призывал Францию с 1842 года - сборник, получивший название «Грозный год». В 1874 г. будучи равнодушным к успехам натуралистической школы Виктор снова решил обратиться к очередному историческому роману, написав тогда «Девяносто третий год». В 75 лет им была издана не только вторая часть произведения «Легенды веков», но еще и сборник под названием «Искусство быть дедом», на создание которого он был вдохновлен детьми Шарля. А вот заключительную часть «Легенды веков» издали в 1883. В этом же году умерла и Жюльетта Друэ, после чего Виктор Гюго начал заметно сдавать.

В мае 1885 г он заболел и умер у себя дома 22 числа того же месяца.
Государственные похороны были и как данью уважения к этому Великому автору, так и апофеозом прославления на то время республиканской Франции. Останки Виктора были помещены в Пантеоне, рядом с Ж.-Ж. Руссо и Вольтером. Посмертные публикации Виктора Гюго: «Конец Сатаны» (1886), «Театр и свобода» (1886), «Пережитое» (1887), «Эми Робсарт» (1889), «Альпы и Пиренеи» (1890), «Бог» (1891), «Франция и Бельгия» (1892), «Полный набор» (1888, 1893), «Океан» (1897), «Последний сноп» (1902), «Зловещие годы» (1898), «Послесловие к моей жизни» (1895), «Камни» (1951), «Личные воспоминания» (1952).

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гюго Виктора представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.