Голдинг Уильям


Сэр Уильям Д. Голдинг (William Gerald Goldin) - великий английский писатель, обладатель Нобелевской премии за заслуги в области литературы 1983 г. Всемирную известность Голдингу обеспечил роман «Повелитель мух», который заслуженно считается одним из ярчайших произведений мировой литературы прошлого века.

19 сентября 1911 г. в семье школьного преподавателя Алека Голдинга родился Уильям Голдинг. Детство его прошло в селе Сент-Коламб Майнор, что в графстве Корнуолл. Знакомых и друзей у мальчика не было, круг общения юного Уильяма был ограничен членами семьи и няней по имени Лили. Детство запомнилось ему прогулками по сельской местности, продолжительными выездами к корнуоллскому морскому побережью. Особый трепет внушали мальчику мрачный фамильный особняк в Мальборо и близлежащее кладбище.

В эти годы Голдинг страстно полюбил чтение и математику. Он легко одолел «Одиссею» Гомера, и зачитывался романами Свифта, Берроуза, Жюля Верна, Эдгара По.

В 1921 г. Уильяма приняли в среднюю школу местечка Мальборо, где его отец преподавал естественные науки и даже издал несколько школьных учебников. Здесь Голдинг впервые попробовал заняться писательством: в 12 лет он задумал своё первое произведение, которое планировал посвятить зарождению профсоюзного движения. Хотя в планах была 12-томная эпопея, до современных читателей дошла только ее первая фраза о том, что рожден был Голдинг "в семье богатых, но честных людей".

Биография Уильяма Джералда Голдинга становится все более насыщенней и интересней. В 1930 г., подтянув латынь, он стал студентом Брейзноуз-колледжа (Оксфорд) по воле родителей, и занялся изучением естественных наук. Ему потребовалось почти два года, чтобы осознать, что естественные науки не его стихия, и в 1932 г., Голдинг изменил программу обучения и сконцентрировался на изучении литературы и английского языка. При этом он культивировал в себе интерес к старине, его, в частности, очень увлекала история первобытных сообществ. Именно это, как считает литературный критик Бернард С. Олдси, повлияло на направленность первых серьёзных произведений Голдинга. В июне 1934 г. он окончил Брейзноуз-колледж, получив диплом второй степени.

Еще в годы обучения в Оксфорде, Голдинг, как многие студенты, начал пробовать писать стихи. Это увлечение отвлекало его от точных наук, давая возможность отдохнуть мозгу. По словам Бернарда Ф. Дика, начинающий литератор вел стихотворный дневник, записывая свои наблюдения и чувства. Его первые стихи были о природе, безответной любви, морской романтике и «соблазнах рационализма».

Веря в поэтическую одаренность друга, один из студенческих приятелей Голдинга без его ведома собрал эти стихотворные попытки в небольшой сборник и отправил их в издательство Macmillan, где готовилась специальная серия публикаций литературных проб молодых авторов. Так осенью 1934 г. Голдинг неожиданно для себя получил первый свой гонорар - чек на 5 фунтов стерлингов - за вышедший в свет сборник поэзии Poems by W.G.Golding. Вот так он начал свою литературную карьеру.

В 1935 г. Голдингу присвоили степень бакалавра искусств. Тогда он уехал в Стритем (на юге Лондона) и стал работать там в школе Michael Hall в качестве преподавателя. В эти годы, вынужденный подрабатывать в расчётной палате и в лондонском социальном приюте для бездомных, он стал писать пьесы, и сам их ставил в захудалом лондонском театре.

В 1938 г. Уильям Голдинг получил диплом об окончании Оксфорда. А уже в январе 1939 г. занялся подготовительной преподавательской практикой в солсберийской школе под началом епископа Уордсворта. Вскоре он познакомился с Энн Брукфилд, изучающей аналитическую химию. В сентябре 1939 г. они вступили в брак и уехали в Солсбери (графство Уилтшир), в котором прожили большую часть жизни и родили двоих детей. Там Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе. В сентябре 1940 г. у Голдингов родился первенец. Спустя некоторое время Уильяма призвали на службу во флоте.

Как писал литературовед А. А. Чамеев, литературное наследие Уильяма Голдинга, «пластичное, красочное, напряжённое», стало одним из самых «ярких явлений послевоенной британской литературы». Его проза характеризуется драматизмом, философской глубиной, разнообразием и сложностью метафорического языка. Кажущаяся простота и непринуждённость повествования в книгах этого автора «скрывают цельность и строгость формы, выверенную слаженность деталей».

Одним из наиболее удачных произведений Голдинга по праву считают «Шпиль» (The Spire), вышедший в 1964 г. В этой книге, прочно переплетающей мистику с реальностью, автор исследует природу вдохновения и размышляет о том, какой ценой человеку приходится платить за право Создавать.

В 1965 г. вышел в свет сборник критики и публицистики «Горячие врата» (The Hot Gates). В него вошли очерки, написанные для журнала «Спектейтор» в 1960 - 1962 гг. В эту книгу включены также яркие очерки о детстве писателя «Billy the Kid» и «The Ladder and the Tree» и выдающееся эссе «Притча», которым Голдинг отвечает на вопросы, заданные ему по поводу романа «Повелитель мух» читателями и специалистами. К этому времени Голдинг уже стал обладателем и массовой популярности, и авторитета у литературных критиков. Но потом в творческой жизни писателя наступила длинная многолетняя пауза, когда он лишь изредка публиковал свои рассказы и новеллы.

В 1983 г. Уильям Голдинг стал обладателем Нобелевской премии. Ее присудили ему за романы, помогающие понять существование человека в современном мире с ясностью реалистичного повествовательного искусства вкупе с мифологическим многообразием и универсальностью.

В 1984 г. он написал роман «Бумажные людишки» (The Paper Men), вызвавший бурю эмоций в англо-американской журналистике. За этим романом вышло «Тесное соседство» (Close Quarters, 1987), потом «Пожар внизу» (Fire Down Below, 1989).

В 1991 году Голдинг, отметивший свое восьмидесятилетие, объединил три романа в цикл, издав его под одной обложкой. Книга была названа «На край света: морская трилогия».

Королева Елизавета удостоила его в 1988 году Второго рыцарского титула.

Люди, с которыми Голдинг общался в последние годы, говорят о «морской» печати, отраженной во всем его облике. Служба во флоте не прошла бесследно для писателя. «Он походил, скорее, на старика, рекламирующего рыбные плавники или готового вот-вот разразиться матросской песней, но совсем не на лауреата Нобелевской премии, который создал несколько оригинальных произведений XX века», - написал о нем обозреватель Telegraph Books.

Как следует из дневников писателя, он частенько «репетировал» некоторые эпизоды из своих задуманных произведений на реальных людях. В связи с этим особый интерес исследователей вызвали записи, сопровождавшие его преподавательскую деятельность. Так, репетируя «Юлия Цезаря», Голдинг настаивал на том, чтобы все участники-школьники «почувствовали ощущения толпы, возжаждавшей крови». При этом он сам показал одному из актёров, как нужно использовать кинжал («воткнуть в живот и вспороть его резким движением вверх»).

Хотя в повседневной жизни он совсем не отличался агрессивностью. Как пишет Кэри в его биографии, Голдинг был человеком «многих скорбей, который шел по жизни, преодолевая возникающие на пути препятствия с несгибаемым упорством». Голдинг, как многие люди, боялся высоты и уколов, насекомых и всего, что ползает. Хоть он и был опытным моряком, у него отсутствовало чувство направления: он утопил один из своих катеров. Ему приходилось даже заблудиться на автомобиле, находясь недалеко от собственного дома. Известно, что большая часть проблем писателя была связана с алкогольной зависимостью. Голдинг много пил, иногда впадал в запои, которые приводили к дичайшим выходкам. Так, например, оставшись на ночь у знакомых и проснувшись в ужасе от ночного кошмара, он вскочил с кровати и разорвал куклу Боба Дилана на части, так как решил, будто к нему в этом облике явился Сатана.

Один из рецензентов «Гардиан» писал, что не только в своих романах, но и в жизни Голдинг постоянно воевал с «роившимися у него в голове демонами»; так как в нем велась непрерывная борьба «религиозности и рациональности, науки и мифов».

В 1992 году ему поставили диагноз «злокачественная меланома», в конце декабря опухоль ему удалили, но здоровье его сильно пошатнулось. Уильям Голдинг скончался скоропостижно от инфаркта19 июня 1993 г. у себя дома в Перранауортоле. Он похоронен в Бауэрчоке на церковном кладбище, а панихида по нему состоялась в кафедральном соборе Солсбери - под тем самым шпилем, который увековечил писатель в одном из самых известных своих произведений.

В 1993 г. Голдинг начал работать над новым романом, завершить который он не успел. Его последний роман «Двойной язык» (The Double Tongue) после смерти писателя был восстановлен по незавершённым черновикам и наброскам, и потому имеет сравнительно небольшой объем. Он повествует историю прорицательницы Пифии от первого лица, и был опубликован уже после смерти Голдинга, в июне 1995 года.

Супруга писателя Энн Голдинг скончалась 31.12.1995 г. и была похоронена рядом с мужем на кладбище в Бауэрчоке.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Голдинга Уильяма представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.