Гауптман Герхарт

Герхарт Иоганн Роберт Гауптман, известнейший немецкий драматург, родился 15 ноября 1862 года. Он - один из немногих, кому удалось получить Нобелевскую премию по литературе, а состоялось это знаменательное событие в 1912 году.

Жизнь и творчество драматурга

Биография Герхарта Гауптмана начинается довольно обычно: будущий драматург родился в городке Щавно - Здруй в семье хозяина собственной гостиницы. Там он знакомится с Йозефом Блоком. Учеба в Йенском университете, а это был достаточно насыщенный период, наложила свой отпечаток на Гауптмана.

В 1883 году драматург уезжает в солнечную Италию, где проживает вплоть до конца 1884 года. Май 1885 года ознаменован еще одним значительным событием в жизни молодого Герхарта - писатель женится и начинает вплотную заниматься литературным трудом.

Но "Тиверий" - его первая драма, оказалось не особенно удачной, некая шаблонность и староромантичность не дали раскрыться сюжету произведения. Эта же участь постигла и последовавшую за ней поэму «Удел прометидов».

Гауптман не отчаивается и продолжает заниматься творчеством, открывая для себя новую стезю - писателя - натуралиста. Повесть «Стрелочник Тиль» была своеобразной пробой пера на этом поприще. За ней последовала драма «Перед восходом Солнца», доставшаяся для постановки руководителям «Вольной сцены». Это был недавно образованный кружок литераторов, обретавший в Берлине все большую популярность.

В этой драме писатель явился своеобразным преемником Ибсена, не вполне зрелым, но с очевидным, ярким и самобытным талантом. Вторая пьеса не заставляет себя долго ждать - это была пьеса «Праздник мира», в которой автор совершает отчаянную попытку создать новый, неповторимый драматический стиль, и все очевиднее становится его погружение в сознательный натурализм.

Но известность к Гауптману придет чуть позже. Его несомненный талант признают серьезные критики только после выхода двух следующих пьес: пьесы-драмы «Одинокие» в 1890 году и пьесы - комедии «Наш товарищ Крамптон», написанной в 1891 году и получившей статус одной из самых умных и веселых во все немецкой литературе.

Удивительно, но драматург в «Одиноких» демонстрирует некую близость взглядов со Львом Толстым, в частности, на брак.

Драматическая поэма «Ткачи», написанная в 1892 году, будет мастерски изображать экономическое положение, в которое попали силезские рабочие. Помимо драм, разносторонний Гауптман написал ряд рассказов (например, знаковый «Der Apostel» и другие). По мнению современников и потомков, драматург во многом превосходил своего соотечественника Зудерманна, а детальная и смелая проработка сюжетов ставит его даже выше Ибсена. Бурных аплодисментов заслуживают попытки автора индивидуализировать своих персонажей - посредством речевых оттенков, отличных для каждого героя.

За 15 лет своего творчества Гауптман получил право встать во главе актуальной немецкой драмы. Начиная преемником Золя, поддерживая идеи натурализма, обращая внимание в своих ранних вещах на проблемы наследственности («Friedensfest» и «Vor Sonnenaufgang»), автор придерживался разнообразных целей и был открыт новому. Он переходит от натуралистических драм, посвященных проблемам и трагизму среды к идеям чувств личности во время ее борьбы со средой.

Ярким примером является его «Einsame Leute», изображающая типы перехода времени и описывающая состояние неокрепшей личности, которая не может в них утвердиться.

Общественный резонанс получила пьеса «Die Weber», датируемая 1892 годом, где драматург рисует ужасные картины человеческого горя, протекающие на фоне забастовки голодных ткачей. А основная мысль всей драмы выражается в финальной фразе: «Каждый человек должен обладать мечтой». Техническая особенность этой пьесы состоит в новаторском изображении главного героя - это толпа, состав которой периодически изменяется с каждым действием.

Дальнейшее творчество Гауптмана разносторонне: реалистического характера пьесы чередуются с фантастическими, сказочными драмами. Образцом может послужить пьеса «Ганнель», написанная в 1892 году. Здесь драматург с большим мастерством объединяет грубую действительность (жизнь в ночлежке) с фантастическим миром снов и грез, который возникает в душе у маленькой умирающей девочки. Внешняя уродливая жизнь контрастирует со скрытым духовным миром, наполненным красотой, а сама пьеса производит неизгладимое впечатление. К реалистичным драмам автора обычно относят исторические драмы Михаил Крамер», «Флориан Гайер», «Возчик Геншель», фарсы о народе «Красный петух», «Бобровая шуба», «Шлук и Яу» и относительно новую его драму «Роза Бернт». Отличительной особенностью каждого произведения является противопоставление духа, стремящегося к идеалу, и низменные человеческие страсти и жизненные обстоятельства.

Попытки возрождения жанра исторической хроники Гауптман предпринимает именно в пьесе «Флориан Гейер», тогда как «Бобровая шуба», «Шлук и Яу» обретают выразительную художественность и реалистичность за счет натуралистического изображения рабочего класса и мягкого юмора. А в пьесе «Роза Бернт» описываются причины гибели отдельной личности, чья совесть приносится в жертву человеческому суду. Реалистичные по манере исполнения, но проникнутые стремлением описать идеалистические порывы души - вот как можно охарактеризовать пьесы немецкого драматурга. Гауптман никогда не ограничивает себя только бытовой стороной конфликта, он всегда чуток к голосу души.

Этим фактом подчеркивается то, что автор сочетает в себе поэта и реалиста, который способен также воссоздать волшебную атмосферу национальных преданий и сказок в форме стихотворной драмы. Например, в «Потонувшем колоколе» рассказывается о трагедии идеалист, который стремится ввысь, но скован по рукам и ногам всем земным. Тогда как «Бедный Генрих» - переосмысление старой немецкой легенды о больном прокаженным, который счастливо исцелился благодаря влюбившейся в него девушке. Поэтика старинных преданий бережно сохранена и живет в драмах Гауптмана.

Можно резюмировать все вышесказанное и отметить основные черты творчества драматурга. Во-первых, это сочетание натуралистических приемов в описании жизни, непосредственный к ней интерес, сочувствие страданиям человека. Во-вторых, это непоколебимая вера в человеческий дух, который способен взлететь ввысь, минуя все преграды.

Поздний период творчества

Поздние произведения Гауптмана написаны в духе иррационализма. К ним могут быть отнесены «Белый спаситель», «Зимняя баллада», романы «Остров великой матери», «Юродивый Эмманюэль Квинт». Проза писателя имеет свойство обличать мораль ханжей, но она во многом уступает его драматургическим произведениям. Следует выделить драму «Перед заходом солнца» - позднее произведение, с социально критическими идеями.

Последующее творчество писателя приходится на годы торжества фашизма, и писатель отходит от современных тем. Поэма «Великий сон», написанная им в то время, тем не менее, указывала на враждебное отношение Гауптмана к нацизму. После падения режима фашистов драматурга избирают в качестве почетного председателя организации демократической интеллигенции «Культурбунд»

Гауптман скончался 6 июня 1946 года, в местечке под названием Агнетендорф.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гауптмана Герхарта представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.