Гауф Вильгельм

Вильгельм Гауф был рожден в городе Штутгарт (Германия). Его отец - Август Фридрих Гауф, секретарь министерства иностранных дел. В их семье было четверо детей, Вильгельм - второй из них.

В возрасте семи лет Гауф пережил скоропостижную кончину своего отца. Его матери с детьми пришлось переселиться в Тюбинген, там находилось поместье ее отца. Этот переезд сказался благотворно на формировании мировоззрения Гауфа. Поскольку у его дедушки, высокопоставленного чиновника, была огромная домашняя библиотека, в которой мальчик проводил много времени и можно сказать получил свое первое, но основное образование, перечитывая творения мировой литературы. Впрочем, и сама атмосфера Тюбингена, славившегося как город философов и поэтов, настраивала на творчество и романтику. Ведь на то время именно в нем лишь два десятилетия назад получали образование Гегель и Шеллинг.

В 1818 году Гауф пошел учиться в школу при монастыре. Там он в большей степени увлекался не изучением наук, а воображал себя героем романов о рыцарях и благочестивых разбойниках, а также героем восточных сказок. Да и сам маленький Гауф нередко придумывал различные истории, которые не без увлечения слушали его сестры и их подруги. Из-за того, что семья Гауфа претерпевала серьезные материальные трудности, юноше не приходилось выбирать, на какой факультет Университета Тюбингена он поступит. Ведь материальная поддержка оказывалась только при поступлении на факультет теологии. Так, в 1820 году он становится студентом протестантской семинарии, но у него и в мыслях нет, в дальнейшем быть пастором. Через четыре года успешного обучения в семинарии он получает степень доктора филологических и теологических наук.

После окончания университета Гауф занимается репетиторством в семье министра обороны, генерала Эрнста Югена фон Хёгель, постепенно становясь наставником его детей. Вместе с этой семьей он путешествовал по Франции, а также с огромным удовольствием познавал северную и центральную части Германии. За свою недолгую жизнь Гауфу посчастливилось побывать во многих городах: Париж, Брюссель, Антверпен, Кассель (родина братьев Гримм), Бремен (топографическая основа новеллы Гауфа «Фантасмагории в Бременском винном погребке»), Берлин, Лейпциг, Дрезден и другие.

В конце 1824 года Гауф анонимно выпускает антологию фольклорных стихотворений «Военные и народные песни», где наряду с балладами уже известных поэтов-романтиков он печатает и два своих стихотворения. Эти произведения были типичными для романтизма «швабской школы» - полные мрачных предчувствий и жалоб на непостоянство фортуны. Впрочем, следует заметить, что дебют Гауфа был успешным, его стихи нисколько не проиграли произведениям маститых авторов, а строка из стихотворения «Утренняя песнь всадника» даже стала народной пословицей. Однако к поэзии он больше не возвращался.

В 1826 году Гауф стал известным в Европе. В первую очередь, благодаря своим рассказам, переведенным В.Г. Белинским - «Отелло» и «Нищенка с Pon de Arts».

Скромный доход гувернера и тяга к творчеству стимулировали Гауфа к написанию романов. Так, в этом же году была написана и анонимно выпущена первая часть его романа «Странички мемуаров сатаны» и «Человек с луны». Первый роман написан в русле гофмановской фрагментарной прозы, которую он в свое время хорошо усвоил и впоследствии стремительно развил. Некоторые критики заметили, что Гауф в этом жанре немного уступал Гофману относительно богатства языка, но, тем не менее, он серьезно опередил его в плане разнообразия сюжетов и непревзойденной мистичности творений. Роман высмеивал литературную моду того времени изобиловать сатирическими выпадами и пародиями. Естественно, что он вызвал массу недовольства в литературных кругах. Однако когда всего через две недели был опубликован второй роман Гауфа, произошел невероятный скандал.

Роман «Человек с луны» был написан всего за шесть недель и напечатан под именем модного на то время автора легковесной прозы Генриха Клорена. Этот роман и его псевдоавторство было пародией на его сентиментальные новеллы. Читатели, привлеченные известным именем, быстро раскупили книгу, а когда выяснилось, что авторство принадлежит двадцатитрехлетнему мистификатору, Гауф был привлечен к суду и наказан штрафом в размере 50 талеров. Сам Клорен остался недоволен подобным поступком, и начал жестко критиковать все последующее творчество писателя. В качестве ответа на злость Клорена, Гауф пишет саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г. Клорена о «Человеке с луны», с помощью которой показывает свой взгляд на чрезмерно сладкую и нездоровую литературную манеру, которой Клорен заполнил Германию.

До сих пор неизвестно, почему Гауф так долго не хотел обнародовать свое имя. Одни исследователи считают, что начинающий писатель был не уверен в своих силах, другие объясняют это стремлением дебютанта привлечь внимание публики. В любом случае он разоблачил свое имя для читателя, лишь издав свой первый «Альманах сказок для сыновей и дочерей знатных сословий», которые были написаны именно для детей барона фон Хёгель. В него были включены такие сказки, как «Маленький Мук», «Калиф Аист» и другие. Альманах сразу начал пользоваться популярностью среди тех читателей мира, кто знал немецкий язык. Гауф планировал выпускать альманахи ежегодно, однако успел выпустить всего лишь три.

Следует отметить, что слава и признание быстро пришли к писателю. В апреле 1826 года, вдохновившись романами Вальтера Скотта, писатель пишет и издает свой исторический роман «Лихтенштейн», который по праву стал одним из лучших романов этого жанра 19-го века. Эта историческая сага рассказывает о жестоких битвах, рыцарской преданности и верной любви. В ней повествуется о жизненных перипетиях герцога У. Вюртембергского. Роман получает огромное читательское признание на территории Германии, в особенности на Землях Швабии, т.к. не только раскрывает один из самых интересных исторических моментов этого края, но и подкупает трогательным сюжетом, колдовской романтикой дикого леса, где магия входит в повседневную жизнь. В то время, пока Гауф путешествует, ему удается дописать «Мемуары сатаны» и опубликовать еще несколько небольших новелл и стихотворений, быстро ставших народными песнями.

В январе 1827 года Гауфа назначают на должность редактора Штутгартского утреннего вестника. В это же время он связывает себя узами брака со своей кузиной Луизой Гауф, в которую был уже очень давно влюблен. Однако их счастье продлилось не долго - 18 января 1827 года, заболев лихорадкой, он умирает.

Литературным наследием Вильгельма Гауфа считается три альманаха сказок, один из которых был выпущен после смерти его женой, несколько романов, поэм и новелл. Благодаря этим произведениям имя этого великого человека навсегда занесено в историю мировой литературы.

Все его, порой, мистические, загадочные, а иногда и печальные сказки проникнуты Востоком, но тем временем лишены всей восточной мишуры. Гауф является одним из тех немногих авторов, кому под силу было превратить скучные легенды о привидениях и нищих, наказывающих злых богачей, в яркие и запоминающиеся шедевры, которые всегда интересно читать как детям, так и взрослым.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гауфа Вильгельма представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.