Франс Анатоль

Французский писатель-прозаик и критик в области литературы Анатоль Франс родился в 1844 году 16 апреля. Настоящее имя писателя - Франсуа Анатоль Тибо, место рождения - Париж, Франция. Биография Анатоля Франса включает в себя страницы службы во французской армии, работы библиографом, журналистом, замдиректором библиотеки при французском Сенате, членства во Французском Географическом обществе. В 1896 году писатель стал членом Французской академии, а в 1921 году заслуги Анатоля Франса были отмечены Нобелевской премией по литературе, деньги от которой он пожертвовал для голодающего населения России.

Родился писатель в семье владельца книжного магазина. Отец больше всего внимания уделял литературе, так или иначе связанной с историей революции во Франции, такова была специализация книжного магазина. В юности Анатоль Франс с большой неохотой учился в иезуитском колледже, с трудом его закончив после нескольких провалов на выпускных экзаменах. Писателю было уже 20, когда он, наконец, завершил обучение.

С 1866 года Анатоль Франс сам начинает зарабатывать себе на жизнь, устроившись библиографом. Постепенно вращаясь в литературных кругах того времени, он становится активным участником парнасской школы. Затем писатель служит какое-то время в армии, а после демобилизации вновь начинает писать собственные сочинения и заниматься редакторской работой.

В 1875 году парижское издание "Время" заказывает Анатолю Франсу ряд критических статей о современных литературных течениях и авторах. Это была хорошая возможность писателю проявить свое журналистское умение. Спустя несколько месяцев он уже ведет собственную рубрику "Литературная жизнь".

С 1876 года и на протяжении 14 лет писатель занимает должность заместителя директора библиотеки Сената Франции, обстоятельства сложились наилучшим образом. Теперь у Франса была возможность и средства погрузиться в любимое творчество - литературную деятельность.

У писателя были идейные разногласия с церковью. В 1922 году его сочинения вошлив католический "Индекс запрещенных книг".

Анатоль Франс вел активную общественную деятельность, участвовал в деле Дрейфуса. В 1898 году писатель под влиянием Марселя Пруста первым подписывает знаменитый манифест-письмо Эмиля Золя "Я обвиняю". После этого принимает самое деятельное участие на стороне реформистского, а затем социалистического лагеря, читает лекции для рабочих, принимает решения в устройстве народных университетов, и в митингах левых сил. Близким другом Франса является лидер социалистов Жан Жорес, писатель становится выразителем идей, мэтром Французской соцпартии.

Творческий путь Анатоля Франса прошел от ранних легкомысленных сатирических романов к тонким психологическим повестям, социальным романам и социальной сатире. Самым первым произведением, принесшим автору известность, был роман 1881 года "Преступление Сильвестра Боннара". Это сатира, в которой возносятся легкомыслие и доброта, их предпочтение перед суровой добродетелью.

Следующие повести и рассказы свидетельствуют об огромной эрудиции и тонком психологическом чутье автора. В 1893 году выходит в свет "Харчевня королевы Гусиные лапки" - сатирическая повесть, характерная для 18 века. Главное действующее лицо здесь - аббат Жером Куаньяр. Он внешне благочестив, но легко живет греховной жизнью, оправдываясь, что его "падения" служат для усиливания духа смирения. Этот же персонаж фигурирует и в "Суждениях господина Жерома Куаньяра". В этих произведениях Франс очень искусно воссоздал дух ушедшей исторической эпохи.

В очень многих произведениях автора, в частности, в сборнике 1892 года "Перламутровый ларец", поднята его излюбленная тема. Писатель сопоставляет языческое и христианское мировоззрения, в рассказах из раннего Возрождения или первых веков христианства, сюжеты Франса очень яркие и фантазийные. В таком ключе написаны "Святой сатир", оказавший в дальнейшем влияние на Дмитрия Мережковского, а также роман "Таис" (рус.1890), рассказывающий об истории знаменитой куртизанки древности, сумевшей стать святой. Здесь автор демонстрирует удивительную смесь эпикурейства и христианского милосердия.

Роман "Красная лилия" (рус.1894) представляет собой типично парижскую адюльтерную драму в духе Бурже, на фоне изысканных и утонченных художественных картин Флоренции и живописи низменного в человеческой натуре.

Социальные романы Анатоля Франса собраны автором в серию "Современная история". Эта историческая хроника подана под ракурсом философского взгляда на события. Острополитические романы продемонстрировали проницательность и объективную беспристрастность Франса как ученого-изыскателя, историка современности, но также и тонкого скептика, иронизирующего над человеческими чувствами и начинаниями, но и знающего им цену.

Вымышленный сюжет в этих романах переплетается с реально происходившими общественными событиями. Изображается избирательная агитация, интриги вездесущей бюрократии, показаны инциденты процесса Дрейфуса, уличные акции протеста. Но Франс также описывает научную деятельность, отвлеченные от действительности теории "кабинетного" ученого с некоторой ограниченностью и близорукостью в жизненных делах, у которого есть неурядицы в укладе жизни, неверность жены, а психология демонстрирует неприспособленного к жизни мыслителя.

Главное действующее лицо, проходящее через все романы серии - ученый историк Бержере. Это идеал философии автора с его снисходительно-скептическим отношением к действительности, иронической невозмутимостью и толстокожестью в суждениях, касающихся окружающих.

Сатирический роман Анатоля Франса, двухтомник "Жизнь Жанны д'Арк" был издан в 1908 г. Произведение несколько демистифицировало Жанну, а с точки зрения исторической правды книга была недостаточно верна первоисточникам. Поэтому труд был довольно плохо принят публикой.

Но уже следующее творение Франса - пародия на историю Франции "Остров пингвинов" была воспринята публикой и критикой очень благосклонно. В произведении сюжет закручивается вокруг того, что близорукий аббат Маэль ошибочно принял за людей пингвинов и окрестил их, вызвав гнев как со стороны неба, так и на земле. Далее Франс сатирично описывает появление частной собственности и государства, первой королевской династии, затем черты средних веков и Возрождения.

Основная часть книги о современных автору событиях: несостоявшемся перевороте Ж.Буланже, деле Дрейфуса и позиции кабинета Вальдека-Руссо. В финале автор дает невеселый прогноз на будущее: наступит власть финансовых монополий и атомный терроризм, ставший причиной гибели цивилизации. Однако в истоге общество вновь возродится для того, чтобы прийти снова к подобному финалу - здесь очевидный намек автора на тщетность ожиданий изменения пингвинской (человеческой) натуры.

Роман "Боги жаждут" был следующим большим художественным произведением писателя. Здесь подняты вопросы французской революции. Затем был роман "Восстание ангелов" (1914) - социальная сатира с мистификациями. Фабула романа: на Небесах царит вовсе не всеблагой Бог, а злобный и несовершенный Демиург, против которого Сатана поднимает восстание, подобно тому, как на земле происходит социальное революционное движение. Это был последний социально-сатирический труд Анатоля Франса, далее автор обращается к автобиографическому творчеству, создает очерки о годах детства и отрочества, вошедшие в романы "Маленький Пьер" и "Жизнь в цвету".

Дата смерти Анатоля Франса - 12. 10. 1924 г.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Франса Анатоля представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.