Фонвизин Денис Иванович


Денис Иванович Фонвизин - именно так с середины девятнадцатого века пишется фамилия великого русского писателя. Хотя до этого правильным считалось написание в два слова - Фон Визин. Такое написание основывалось на немецком происхождении предков Денис Ивановича. Но по утверждению Александра Сергеевича, это самый русский «из перерусских». Знаменитый писатель современник государыни Екатерины родился в апреле 1745 года в городе Москве, в семье потомков немецкого рыцарского рода, на тот момент совершенно обрусевших.

Как было принято в те времена на Руси, начальное образование Денис Иванович получил дома, благодаря стараниям своего отца. В "Чистосердечном признании" об этом как нельзя лучше сказано самим писателем, что родитель его был человеком большого рассудка, но по обычаям тех лет, не просветил себя учением. Но, несмотря на это, отец его был человеком достаточно начитанным, особенно в сочинениях нравоучительного характера. В этом же произведении, Фонвизин представляет отца приверженцем старых тенденций в воспитании, человеком не стремящемся вникнуть в современные ему настроения в обществе. Именно образ родителя в дальнейшем послужил прототипом Стародума. Именно в его уста будут вложены фразы, слышанные от отца, те фразы, которые возбуждали в Денисе Ивановиче любовь к русской старине.

Занятия с отцом хоть и отличались безмерным попечительством, но не были перегружены специальными предметами. Финансовое состояние семьи не позволяло нанимать учителей. Знакомство с родным языком проходило при попечительстве родителя, именно при его участии будущий писатель овладел грамотой, а чтение церковных книг, кроме полученного религиозного воспитания, приобщило его к славянскому языку, без которого, по мнению писателя, невозможно знание языка русского языка.

К получению настоящего образования Фонвизин приступил в 1755 году. Именно тогда он поступил на учебу в открытую гимназию, основанную при Московском университете. В 1960 году он был принят в университет и пробыл студентом в течение двух лет. Безусловно, преподавание в подобных учебных заведениях не было идеальным, велось оно на низком уровне, а учителя отличались «пьянством и нерадением». Но, несмотря на все недостатки, это было образование, благодаря которому писатель получил массу полезных знаний. Это и владение французским и немецким языками, и знакомство с богатой европейской литературой и культурой. Что в дальнейшем и выделяло его среди своих сверстников не только врожденным талантом, но и системными знаниями по различным предметам.

В стенах университета Фонвизин впервые обращается к литературным занятиям. Именно в это время он начинает печататься у Хераскова в журнале "Полезное Увеселение". Вначале, это были переводы известных в то время европейских писателей, поэтов и баснописцев.

Примерно в это же время Фонвизин производит на свет несколько оригинальных произведений, где он пробует себя в качестве сатирика. И судя по восторгу появляющихся почитателей, а особенно, по негодованию объектов этой сатиры, его опыты имели успех. Хотя сам писатель довольно прохладно отзывается об этом периоде своей деятельности. Говоря словами самого Дениса Ивановича, сатирической соли и сарказма было много, а рассудка недоставало.

Время, проведенное в университетских стенах, привело не только к литературным занятиям. Здесь Фонвизин впервые знакомится с театральным искусством, отсюда начинается его любовь к театру. По обычаю, заведенному в Московском университете тех лет, студенты ездили в Петербург для представления Ф. Шувалову, своему куратору. Во время этой поездки он и посетил театр. Просмотр спектакля произвел очень сильное впечатление на Фонвизина. В дальнейшем он неоднократно вспоминал об этом. По его словам невозможно было описать то воздействие, которое произвело на него увиденное, и хотя пьеса была довольно посредственной, под волшебным воздействием театра он счел произведение величайшим, а игру всех актеров - гениальной. Сами актеры, представлялись ему людьми великими.

В середине 1762 года студенческая жизнь писателя заканчивается, и он покидает стены Московского университета. Впереди его ждет армейская служба. Он определяется в полк сержантом гвардии, но армейская жизнь его абсолютно не прельщает и он проводит свои дни, уклоняясь от службы, насколько это представляется возможным. На его счастье в Москву переезжает двор. Фонвизин был замечен вице- канцлером, который и определил ему новую должность. Порвав с армейской жизнью, он переходит служить в коллегию иностранных дел на должность переводчика " капитан-поручичьего чина". Проработав в этом качестве в течение года, получает должность при кабинет- министре И. П. Елагине по работе с прошениями и обращениями граждан. А начиная с 1766 года, в подчинение к Елагину, волей судьбы, переходят российские театры. Служба была в радость, да и самому кабинет - министру молодой Фонвизин нравился, но всю идиллию нарушали постоянные ссоры с секретарем Елагина Лукиным, который строил козни и вооружал против него министра.

По приезду в Петербург, он сразу же сдружился с князем Козловским и еще с несколькими начинающими литераторами. Но, по истечении некоторого времени, c ужасом вспоминал про свой круг общения в Петербурге. Он выразился так: «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». В то время скептицизм был популярным. Данное течение не обошло и Фонвизина, которым он сильно заинтересовался. Его интерес отразился в «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», уже в 1770 г. работа впервые была напечатана в издании «Пустомеля», которое выходило раз в месяц. Привязанность к концепциям кружка князя Козловского была не длительной для Фонвизина. Все это можно объяснить тем, что дома ему прививали религию очень сильно, а когда он слышал ругательства безбожников - это приводило его в ужас.

В данный промежуток жизни, автор написал ряд стихотворений, переводы, повести (повесть Бартелем: "Любовь Кариты и Полидора"). А перевод поэмы Битобе «Иосиф» пользовался просто огромным успехом. В 1764 г. комедия «Корион» (по мотивам комедии Грессе «Сидней») была первым экспериментом в области драмы. Первая драма и стала для него важной в плане усовершенствования таланта, ну и переквалификацией - переход от написания переводов к написанию комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Следует отметить, что Фонвизин был ярким представителем русской литературы, который своими работами смог показать ее прогресс. Тихонтавов Н.С., говорил, что использование иностранных комедий для русского уклада стало первым шагом на правильном пути к более уникальным комедиям. Индивидуальность пьесы отличалась только внешним видом, потому что полностью был заимствован сюжет, структура, основные типы комедии. Несмотря на это, «Корион» пришелся по душе аудитории.

Признание автора дало ему вдохновение - в 1768 г. он написал «Бригадира», который показал большой прорыв в использовании иностранный произведений в русском обиходе. «Бригадир» - одна из ценных находок в русской литературе, невзирая на то, что главный герой, известный Иванушка, взят у датского писателя Гольберга из комедии «Jean de France». Из-за того, что в «Бригадире» автор выдвинул на первый план черты русского быта, не так как это было в «Карионе», то было не так заметно заимствование произведения. В то время статьи сатирических журналов писались о том, что в образе Иванушки и советницы был показан образ петиметра и щеголихи, которые были хорошо знакомы обществу из русской жизни. Образы советника, бригадира и бригадирши стали более настоящими, так как выросли на русской почве. В то время, аудитория была сильно впечатлена «Бригадиром», а Н.И. Панин выразился так об этом произведении: «первая комедия в наших нравах».

Надо заметить, что Фонвизина приравнивали к Мольеру, его комедия еще долго держалась на сцене. В 1769 г. он бросил службу в Елагине и вернулся в коллегию к Панину. Принятию такого решения послужили новые соприкосновения с Лукиным. На должности секретаря Панина, писатель был полностью нагружен работой. Он занимался перепиской русских дипломатов при европейских дворцах, формировал интересную программу государственных реформ, согласно которым планировалось передать законодательную власть верховному сенату, организовать две неотъемлемые части благосостояния страны и людей - это имущество достаток, освободить сельчан.

Автор делает акцент не на господстве временщиков, а именно на их характеристики. Его возмущало то, что каждый хочет выслужиться, и то, что неизвестно кто, за что и как может стать полководцем и взять верх, над офицерами, которые заслужили свои звания ранами. Крепостное право - разоблачено. Писатель грамотно подметил то, что люди - собственность людей, в стране человек высшего благосостояния - судья и истец для низших слоев населения. Получается вот какая картина: человек - это или тиран или жертва. Он подметил еще то, что нужно искоренить непросвещенность, которая упирается на рабство. Кроме того, автор много работает и со служебными поручениями, и с личными делами графа Панина.

Вплоть до 1783 года Денис Иванович Фонвизин продолжал службу при Панине, после чего в чине статского советника и с хорошей пенсией в 300 рублей, вышел в отставку. Весь этот период не отмечен бурной литературной деятельностью, что и не удивительно, служба совершенно не оставляла времени для занятий литературой. Но время не прошло даром. Общение с разными, порой очень интересными, людьми, нахождение в гуще общественных и политических событий, происходивших в то время в Российской империи, позволило накопить массу впечатлений и получить определенный эмоциональный заряд.

Все это проявилось в последующий, творческий период его жизни, когда на суд читателей был представлен целый ряд литературных произведений. Вначале это были статьи - размышления о действительности, окружавшей писателя, о его месте в этом мире. Позднее они были опубликованы в "Собеседнике любителей российского слова". Среди прочих следует особо отметить статью "Челобитная российской Минерве от российских писателей". Именно в ней он выступил как защитник прав и свобод российских писателей, а также поднял ряд насущных проблем, стоящих перед русским обществом. Итог этой статьи - неудовольствие императрицы действиями Фонвизина. Но начав говорить об этих проблемах, он сумел спровоцировать обсуждение их в обществе.

В этот же период появляется комедия «Недоросль». Именно в «Собеседнике» российский читатель впервые ознакомился с ней. Комедия «Недоросль», впрочем, как и «Бригадир», это два шедевра екатерининского времени, известного своей борьбой за просвещение. Безусловно, комедию «Недоросль» нельзя сравнивать с комедией «Бригадир» - они разные по своему творческому заряду и по оригинальности произведения.

Представленные читателю типы семей Скотининых и Простаковых - это, однозначно, патриархальные русские семьи, узнаваемые в своем невежестве, грубости. Применение некоторых литературных приемов и придание этим персонажам некой карикатурности позволило обличить нежелание различных слоев общества повернуться лицом к новым веяниям, открыться просвещению. Именно способность чувствовать зреющее в обществе желание изменить существовавший порядок вещей и позволило Фонвизину стать совестью своего времени. Все это и принесло тот несомненный успех, которым произведение пользовалось и в екатерининское время и продолжает пользоваться сегодня.

Многие монологи, произносимые резонерами, подобными Стародубу, непонятны сегодняшнему читателю и способны вызвать у него скуку. Но, именно так, писатель пытается донести до нас свое понимание развития общества, собственное видение гуманности и просвещенности.

Время, проведенное на службе при Панине, интересно еще одним событием. Вместе со своей супругой Денис Иванович предпринимает первое путешествие заграницу. Факт, сам по себе, замечательный, учитывая способность писателя впитывать в себя все новое, неизвестное. Путешествовали они по Германии и Франции, что принесло большое количество незабываемых впечатлений.

В 1784 году Фонвизин предпринимает повторное путешествие на этот раз в Германию и Италию. Встречая новые места, знакомясь с разными людьми, он проникается жизнью просвещенной Европы. По возвращении у Дениса Ивановича возникают проблемы со здоровьем, в результате - паралич. Но вскоре он снова отправляется за границу, на этот раз, желая поправить здоровье. Проведя какое-то время на курорте в Карлсбаде, а затем в Вене, ему удается несколько восстановить утраченное здоровье, но, к сожалению, ненадолго.

Все последние годы жизни прошли в нелегкой обстановке, болезнь окончательно победила. К неприятностям со здоровьем прибавились финансовые проблемы. Беспрерывные тяжбы с арендаторами привели к потере денежных средств. По понятным соображениям, этот период не отмечен литературными трудами, за исключением, пожалуй, дорожных очерков, заметок и собственной переписки из-за границы. Все это писатель не намеревался публиковать и только в 19-ом веке, благодаря публикациям почитателей таланта Фонвизина, читатель смог ознакомиться с письмами и заметками. Сегодня эти письма вызывают большой интерес. В них раскрывается душа писателя, его видение Европы и европейской жизни. Многие отзывы о европейцах современный читатель найдет резкими и не соответствующими действительности. Но необходимо понять состояние писателя, в том числе и физическое, нравы, царившие в то время, в России и в Европе. Но как бы то ни было, Фонвизин выступает здесь человеком с критическими взглядами, с собственной точкой зрения.

В 1792 году Денис Иванович Фонвизин умер, оставив после себя богатое литературное наследие. Его, при скоплении народа, похоронили в Александро-Невской лавре. В истории русской литературы он навсегда остается человеком честным, мыслящим, свободолюбивым. До последних дней он оставался приверженцем просвещения России. Эти взгляды были популярными и поддерживались императрицей на заре ее правления, но и позже, когда подобные взгляды уже вызывали недовольство у власти, он не отступил от них. Фонвизин всегда сторонился своих коллег, которые относились к писательскому труду с лёгкостью. По его глубокому убеждению, это непростой труд, направленный на служение обществу.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Фонвизина Дениса Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.