Флобер Гюстав

Гюстав Флобер известнейший французский писатель девятнадцатого века, который по праву считается одним из величайших романистов запада. Он является создателем романа, в том современном виде, в котором мы его знаем сегодня.

Отец будущего писателя был главным врачом, хирургом, в одной из больниц города Руан, в северо-восточном регионе Франции. В учёбе будущий писатель не отличался успехом. Начал он учиться в своём родном городе, там же поступил в Королевский колледж Руана, где у него не вызывали интереса основные предметы, кроме истории и литературы.

Юный Гюстав не ограничивал себя чтением модных в то время произведений современных ему романтиков. В списке читаемых им авторов были Уильям Шекспир, Мигель Де Сервантес. Во времена учёбы в родном городе Флобер познакомился и подружился с будущим поэтом Л. Буйе (1822-1869), который оставался его верным другом, на протяжении всей жизни.

В 1840 году Гюстав впервые покинул родной город и уехал в Париж изучать право. Но к учёбе он был абсолютно безразличен и спустя три года провалился на заключительных экзаменах. Но зато в этот период он познакомился с Виктором Гюго, с писателем и журналистом М.Дю Каном (1822-1894), с которым они много путешествовали по Пиренеям и Корсике и многим другим местам.

После 1843 года, Флобер вынужден был вести малоподвижный образ жизни. Вследствие того, что у него обнаружили заболевание, сходное с эпилепсией.

В 1846 году в Руане умирает отец Флобера, и он возвращается в своё имение Круассе, где до конца своих дней прожил в отчем доме, на берегу Сены. Нужды зарабатывать на жизнь у Флобера не было, так как состояние, оставшееся после смерти отца, позволяло, не заботится о материальном благополучии. Он ухаживал за матерью, занимался в основном литературой.

На протяжении всей жизни он стремился к усовершенствованию стиля написания своих произведений, относился к этому вопросу очень внимательно и щепетильно, тратя иногда по несколько недель на завершение одной страницы. Также писатель довольно много и часто советовался и вёл профессиональные беседы с И.С.Тургеневым, Г.Мопассаном, Э.Золя, братьями Гонкурами, И.Тэном. И как результат, очень многие критики считают работы Флобера иконами стиля.

Писатель был воспитан на произведениях В.Гюго и Ф.Шатобриана и под их влиянием его способ изображения склонялся к романтическому. Однако его нельзя отнести исключительно к романистам, частично он относится и к реалистам, и к стилистам. Многие школы оказали влияние на его творчество, но отличительной чертой его работ является точность, с помощью которой он адаптирует свои выражения к поставленным целям. Особенно ярко это видно в его портретах, которых в основных произведениях Флобера огромное множество.

Первым романом, опубликованным в 1857 году, было произведение «Госпожа Бовари», (Madame Bovary 1857), которое являлось поворотным в развитии современного романа. На создание этого произведения у автора ушло много сил. Он работал над проработкой буквально каждого предложения, искал знаменитое «mot juste», «правильное слово».

Огромное внимание уделялось им форме романа. «Госпожа Бовари» имеет уникальную структуру, которая оказала огромное влияние на позднейших писателей, которые обозначили перед собой, как цель, образование новых технических приёмов и новых форм. Среди его последователей можно выделить М.Пруста, Дж.Конрада, Г.Джеймса, Дж.Джойса и многих других.

Основным конфликтом в произведении «Госпожа Бовари», является вечное противостояние между реальностью и иллюзией, между жизнью реальной, и жизнью вымышленной. Нарушая устои современной ему литературы, автор для того, чтобы раскрыть главную тему, использует не благородные стремления героической личности, а приземлённые мечтания обыкновенной мещанки. Автор наделяет персонажей своих произведений возвышенно- универсальным значением.

Впервые опубликованная в 1856 году, в журнале «Ревю де Пари», несмотря на серьёзные поправки, сокращения М.Пиши и М.Дю Кана - «Госпожа Бовари» - вызвала огромное количество споров и дискуссий. Редакторы журнала и автор романа, за оскорбление общественной нравственности, были даже привлечены к суду. Этот судебный процесс был очень громким, его называют одной из самых знаменитых литературных баталий на литературном поле. По его завершению Флобер был оправдан и уже через год, в 1857 году, произведение «Мадам Бовари», уже без исправлений и купюр, в виде, котором его задумал автор, вышло в печать.

Вторым романом, написанным Гюставом Флобером, был «Саламбо» (Salammb 1862). Он является результатом поездки автора в Африку, в 1858 году, где им были проведены довольно серьёзные исторические и археологические наблюдения. Стремясь отделиться от повседневной обыденности, автор обращается к временам глубокой древности. Действие романа происходит во времена Первой Пунической войны в Карфагене, где карфагеняне, под предводительством Гамилькара борются с взбунтовавшимися наёмниками, руководимыми Мато.

Третий роман писателя- это «Воспитание чувств» (L'ducation sentimentale 1859), или как звучит его название в русском переводе 1870-го года,- «Сентиментальное воспитание». В нём Флобер создаёт произведение, в котором на суд читателя представлена история крушения идеализма своего поколения, которое заморочено обильными посулами теоретиков гуманного устройства общества и романтизмом, но после катастрофы 1848 года вынужденными раскрыть глаза на действительность.

Ещё один роман-диалог с интересной историей создания - «Искушение святого Антония» (La Tentation de Saint-Antoine 1874). Автор начал работу над ним задолго до того, как приступил к «Госпоже Бовари». Данное произведение начало реализовываться на бумаге, после того, как в Генуе, в 1845 году, Флобер увидел картину Питера Брейгеля Старшего. Именно тогда у него возникла мысль выставить напоказ те искушения, которые осаждают святого и не оставляла его на протяжении всей его жизни. В нём он делает попытку показать все мыслимые ереси, грехи, философии и религии.

«Три повести» (Trois Contes, 1877) - это сильный и краткий рассказ о жизни деревенской служанки. Он состоит из цепи её жизненных событий, которые приводят её к абсолютному одиночеству. Она остаётся к концу жизни лишь с чучелом попугая. И её одиночество столь велико, что она привязывается к единственному предмету, который у неё есть, к чучелу попугая, так, что начинает относиться к нему, словно к Святому Духу. Этот рассказ состоит из сюжетов двух типов - цветисто-исторического и нарочито-заурядного. Восемь последних лет своей жизни Флобер работал над его любимым творением - романом «Бувар и Пекюше» (Bouvard et Pcuchet), который так и не был завершён.

Последние годы жизни писателя были трудными. Умерла мать, началась франко-прусская война, во время которой вражескими солдатами было захвачено поместье, в котором он жил, серьёзные финансовые затруднения, долгое неприятие его творчества у критиков. Скончался Гюстав Флобер в Круассете в 1880 году от инсульта. Ему было 58 лет.

 

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Флобера Гюстава представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.