Фенелон Франсуа

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенелон) - француз, священник, писатель, педагог, богослов. Его перу принадлежит знаменитый роман «Приключения Телемака».

Биография Франсуа Фенелона

Он родился 6 августа 1651 года во Франции (Сент-Мондане). Его семья принадлежала к знатному, но обнищавшему роду. Его отца звали Понс де Фенелон, но, к сожалению, он умер, когда Франсуа было всего 12 лет. Пока отец был жив, Франсуа с родителями жил в родовом замке, при этом посвящая учебе совсем мало времени, так как был очень слабым по здоровью. После смерти отца опеку над мальчиком взял его дядя, Франсуа де Салиньяк де Ламот-Фенелон, который был епископом Сарл.

Франсуа Фенелон в двенадцатилетнем возрасте начал обучение в иезуитском колледже в Кагоре, затем, в пятнадцать, приступил к изучению философии и теологии в Сорбонне, в коллеже Плесси. Спустя некоторое время он поступает в Парижскую семинарию святого Сульпиция.

1669 год - был тонзурован;

1971 год - стал каноником в соборе в Сарла.

1679 год - становится настоятелем конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), целью которой была катехизация новых последователей протестантизма.

1680-1685 - Франсуа Фенелон проповедует в Париже и диоцезе Мо.
В октябре 1985 (когда отменили Нантский эдикт) ему доверили проповедовать католицизм населению Сентонжа и Пуату, в которых протестантское население было против его воли обращено в католицизм.

В 1688 году происходит знакомство Франсуа с мадам Гийон, которая в то время была популярным мистиком. Фенелон, в свою очередь, вводит мадам Гийон в кружок Ментенон, духовником которой он стал в 1691 году. Благодаря своему неукротимому темпераменту и внутреннему огню, мадам Гийон смогла очаровать и увлечь неприступную, хитрую любовницу короля. Да и сам Франсуа был явным поклонником идей квиетизма, именно их активно продвигала Гийон, и, несмотря на определенную опасность, открыто их отстаивал.

В 1689 году Франсуа Фенелона представили ко двору, и уже 16 августа он стал воспитателем герцога Бургундского, внука Людовика XIV. Он был не единственным наставником юного принца, его помощниками были гувернер герцог де Бовилье и близкий друг самого Франсуа - аббат Клод Флёри.

Юный наследник рос талантливым, но крайне избалованным ребенком. По словам современников, Фенелону удалось сделать невозможное: невоспитанного, грубоватого, жестокого ребенка вскоре невозможно было узнать. Были даже выражены такие мнения, что наставник перестарался и слишком уж повлиял на характер мальчика. Год спустя Франсуа стал воспитателем младшего брата принца герцога Филиппа Анжуйского, который впоследствии стал королем Испании Филиппом V.

1693 год - Фенелон заменяет Пелиссона и становится членом Французской академии. Его вступительная речь была посвящена его взглядам на литературу. Предположительно в декабре 1963 года он пишет анонимное письмо Людовику XIV, и жестко критикует политику не только самого Людовика XIV, но и его министров. Данное письмо было напечатано только в 1787 году. Однако, несмотря на это, Фенелон так и оставался одним из фаворитов короля, и в декабре 1694 года он становится настоятелем в аббатстве Сен-Валери-сюр-Сомм, а уже в феврале 1695 получает сан епископа Камбрезского.

Возможно, одним из событий, сильно повлиявшим на дальнейшую судьбу Франсуа Фенелона, стала, вышедшая в 1697 году, книга «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intrieure». В ней Франсуа активно высказывается в защиту квиетизма. Однако книга не понравилась Боссюэ, о чем он открыто говорит. Франсуа вынужден написать письмо папе Иннокентию XII, в котором просит высказать решение относительно своей книги. Долгое время курия не могла принять решение, ведь Боссюэ (по сути опора галликанизма) не был там известным, но в то же время понтифик не мог пойти против влиятельного французского правителя (а двор придерживался позиции Боссюэ). В первом своем приговоре курия осталась на стороне Фенелона, так как все проголосовали поровну, но, под воздействием со стороны Людовика XIV, папе пришлось дать указание о пересмотре дела.

Во второй раз приговор оказался неутешительным для Фенелона: книга была резко раскритикована единогласно. В августе, согласно приказу, Фенелон оставляет двор и направляется в свою епархию. Незадолго до этих событий, согласно Нимвегенскому миру, Камбре присоединяют к Франции, но по большей части фламандское население не питало большой любви к новому правителю. Таким образом, главной задачей Фенелона стало примирение населения с Францией. Нужно сказать, что Франсуа, если и не справился с ней до конца, то все равно достиг больших успехов. По большому счету, всю оставшуюся жизнь он активно сражается с янсенизмом и сочинительством.

1699 год - в январе Франсуа Фенелона лишают почетного титула наставника королевских наследников. А полгода спустя, он получает письмо от папы, в котором тот выражает желание видеть Франсуа кардиналом.

1710 год - в августе в Камбре приезжает из Англии шевалье Рамзай и обращается в католичество. Спустя годы, именно Рамзай становится первым биографом Фенелона.

1711 год - умирает дофин. И наследником престола становится герцог Бургундский, которого воспитывал Франсуа. Фенелона приглашают принять участие в рассмотрении реформ, которые нужно ввести после того, как умер правитель. Франсуа едет в г. Шоне на встречу со своими сторонниками. Именно там были оговорены основные принципы будущего правления (уменьшение придворного штата, разграничение разных видов власти: духовной и светской и пр.) Никто тогда еще не знал, что этот труд напрасен, ведь герцог Бургундский пережил своего отца всего на полгода.

Франсуа Фенелон ушел из жизни 1 января 1715 года в Камбре.

Труды Франсуа Фенелона

«О воспитании девиц»

Книга была выпущена в 1687 году. В ней автор резко критикует популярный и распространенный в то время взгляд на обучение девочек: считалось, что им достаточно овладеть знаниями о законе Божием и внешнем успехе. Однако Франсуа был убежден, что, в первую очередь, женщина является матерью; ее предназначение в воспитании детей (точнее сыновей), которые бы приносили пользу стране и королю. Автор выступал в защиту женщин, и требовал уделить внимание получению образования девочек и развитию их умственных качеств. Но сам Фенелон подразумевал под образованием такие вещи, как умение читать, писать, говорить правильно; знать несколько арифметических действий; овладеть минимумов знаний по праву; ознакомиться с древней историей и историей государства. Говорят, что данный трактат не только принес известность автору, но и стал образцом при создании Смольного института в Петербурге.

«Диалоги мёртвых»

«Диалоги о мертвых» (Dialogues des morts, 1700-1718) представляют написанные в сатирической и скептической манере рассуждения. Достаточно увлекательное чтиво о государстве и принципах управления. В каждом фрагменте можно найти некое нравоучение, будь то моральное, политическое или житейское. Например, в диалоге Пизистрата с Солоном мы видим главную мысль: тирания гораздо более трагична для самого тирана, чем для его народа; в беседе Цезаря с Катоном - выражена мудрость, что абсолютизм не станет гарантом спокойной жизни государя и не сделает его власть более устойчивой, а, наоборот, делает их судьбу несчастной и зачастую приводит к смерти.

«Приключения Телемака»

Франсуа Фенелон написал роман «Приключения Телемака» (Les aventures de Tmaque) в 1695-1696 годах. Однако первый том издали только через три года (в 1699 году). В этом произведении однозначно можно «прочитать» между строк, что автор увлечен классицизмом. Критики сравнили его с поэмами Гомера и даже нашли массу списанных из «Энеиды» фрагментов. Франсуа не ограничился сюжетом, списанным с «Одессеи», он не побоялся «замахнуться» на целые эпизоды, детали и картины. Нужно сказать, что ему удалось отразить дух старинных произведений, стиль повествования предельно прост и силен. «Приключения Телемака» очень похож с «Диалогами мертвых», его даже можно назвать своеобразным курсом политической педагогики. В романе есть много аллюзий не только на Людовика XIV, но и на министров. Для каждого из них автор написал эпиграмму. Фенелон лишился остатков расположения короля после выхода романа.

«Трактат о Существовании Бога»

«Трактат о Существовании Бога» («Traitde l'Existence de Dieu», 1712) - богословско-философский трактат. Его главной идеей была следующая мысль: порядок и искусство является следствием некоей разумной силы; природа - символ порядка и искусства во всех своих проявлениях; отсюда следует, что природа имеет разумную силу. Трактат, как и все произведения автора, поражает своей ясностью и логичностью. Кстати, некоторое время он был школьным руководством.

Письмо в Академию

«Письмо в Академию» («Lettre a l\'Academie», 1714 год) - одно из последних сочинений автора. Здесь Фенелон предлагает читателям множество проектов, начиная от лексикографии, риторики, и заканчивая поэзией и историей. Автор предлагает заняться разработкой простейшей грамматики, которая была бы понятна каждому, даже иностранцу; а также написать трактаты, посвященные драматическим жанрам: трагедия, комедия. Произведение показывает, как неприятна была для Фенелона популярная в то время тенденция тяги к роскоши и падения нравов.


 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Фенелона Франсуа представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.