Эзоп


Эзоп (др.-греч.) - легендарный древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э.

Кто же такой Эзоп? Эзоп - полумифический персонаж, фигура, известная каждому взрослому человеку. Но жил ли он на самом деле, когда и где - сказать невозможно. Биографов во времена Эзопа не существовало и в помине. Отец истории Геродот упоминает в своих трудах, что Эзоп жил во времена правления египетского царя Амасиса. Был рабом на острове Самос и был убит жителями Дельфы ( древнегреческий город). Около ста лет спустя, философ Гераклид Понтийский пишет, что, на самом деле, Эзоп происходил из страны Фракии, и был также рабом. Что примечательно, свои предположения он строит на основе того же рассказа Геродота. Драматург, комедиант Аристофан пишет о смерти Эзопа, будто бы поводом для его обвинения стала подброшенная чаша, а также пишет басню, повествующую об орле и жуке, рассказанную Эзопом перед смертью.

Далее жизнь и смерть Эзопа обрастала мифическими подробностями. Например, Платон, живший в конце пятого века, в своих трудах упоминает о перевоплощениях души Эзопа. Другой комик Алексид, в комедии «Эзоп», переплетает легенду об Эзопе с циклом легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Лисипп, современник Алексида, также изображает Эзопа главой семи мудрецов. Таким образом, рабство, смерть от жестокости дельфийских жрецов и связь с семью мудрецами - все это стало основой для нескончаемого цикла легенд об Эзопе.

Философы эпохи Возрождения впервые поставили вопрос о существовании Эзопа под сомнение. Так, Мартеном Лютером было открыто, что книга басен Эзопа - это сборник более новых и, без сомнения, более древних басен, и что образ Эзопа есть не что иное, как плод «поэтического сказания». Ричард Брентли в восемнадцатом веке обосновал эти сомнения. Отто Крузиус и Резерфорд решительно доказывали мифическую природу Эзопа. Историки XX века снова стали склоняться к тому, что существовал реальный, исторический прототип Эзопа.

С древних времен сохранился сборник басен в прозе, подписанный Эзопом. Современные историки полагают, что по данному сборнику басен в древнегреческой в школе учили детей. У Аристофана один из действующих лиц говорит: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил». Это были прозаические пересказы, лишенные какой бы то ни было художественной отделки. На самом деле, Эзопов сборник, предположительно, состоял из басен различных эпох.

Постепенно, имя Эзопа стало своеобразным символом. В народе его произведения передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Деметрием Фалерским (в III веке до н. э.) были записаны все басни в десяти книгах. Но вскоре сборник был утрачен. Позднее басни Эзопа не раз обращали в стихотворную форму. Следует отметить, что все «Эзоповы басни» были составлены в средние века.

Очевидно, что людям также была интересна мифическая личность Эзопа. За неимением достоверных сведений, они составляли легенды. Фригийский краснобай одним из первых представил Эзопа безобразным калекой, антиподом божественной красоты Аполлона. Так он изображался и в скульптуре. За источник достоверных сведений об Эзопе долгое время принималась его анекдотическая биография, написанная в средние века в Византии. В ней Эзоп представлялся рабом, постоянно обижаемый другими рабами и надсмотрщиками, но, тем не менее, умеющим удачно отплатить своим обидчикам. Источником этой своеобразной биографии является еврейская повесть о Акирии, которая принадлежала к циклу легенд о царе Соломоне.

Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. В числе переводчиков были такие знаменитые басенники, как Жан Лафонтен и, наш соотечественник, Иван Крылов.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Эзопа представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.