Евтушенко Евгений Александрович

Евгений Александрович появился на свет 18 июля 1933 года в Иркутской области, на станции Зима. Родители - геологи, чуть позже мать стала делать певческую карьеру. Юность прошла в Москве, а стихи начал писать уже в 1949. С 1951 по 1957 обучался в институте имени Горького, откуда и был внезапно исключен по причине оказанной поддержки произведению Дудинцева «Не хлебом единым». Спустя год вступил в Союз писателей как самый молодой его участник.

Начинал свое литературное творчество с подражания пафосному творчеству Маяковского, что отразилось в сборниках «Разведчики грядущего» и «Третий снег». Потом у автора появляется отличающийся своей индивидуальной неповторимостью стиль стихосложения, где произошло сочетание ораторской публицистичности и органичной лексикой бытового типа, где была и патетика, и лиризм, и сюжетность, и медитация, гибкость ритма и лидерские качества версификатора. Он отлично ощущал себя при работе и с ямбом, и с верлибром, выражал глубину своих размышлений и основывался на злободневных тематиках; тут вам и интимная камерность, и гражданский пафос. Все это всецело отразилось в сборниках «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Яблоко», «Взмах руки, нежность, оба», «Катер связи», «Идут белые снеги», «Дорога номер один», «Поющая дамба», «Интимная лирика», «Отцовский слух», «Утренний народ», «Две пары лыж», «Граждане, послушайте меня».

Евтушенко был одним из самых ярких и самых популярных поэтов прошлого века. Настоящий камертон поэтического времени, сочетающий в себе все, что угодно, при этом, не забывая отражать перемены и настроения общества, в котором проживал. Шестидесятник, более того - один из вождей-литераторов, на чтении произведений которого собиралось великое множество его почитателей. Это был сыном периода оттепели, той самой эпохи, в которой происходило обличение сталинского культа, что отразилось в таких стихотворениях как «Лучшим из поколения», «Наследники Сталина». При этом он революционное движение, конечно же, не отрицал, поскольку и оно имело свои исторические ценности, не было у него того опасного коммунистического энтузиазма.

Евтушенко был автором многожанровых произведений и мог профессионально балансировать на тонкой грани оппозиционности и лояльности, проявляя официозную борьбу за мир, что отразилось в поэмах «Мама и нейтронная бомба», «Государственная премия СССР», «Фуку».

Мировое движение коммунистов отразилось в «Я - Куба», по которому, кстати, в 64-м был снят художественный кинофильм по сценарию от руки автора. Он собрал работы кубинских коммунистов и отразил их в повести «Голубь и Сантьяго». Отражает труд рабочего человека и борьбу против фашизма в таких поэмах как «Станция Зима», «Ивановские ситцы», «Северная надбавка», «Свадьбы», «Фронтовик», «Баллада о браконьерстве».

Особым пластом следует считать лирику автора, в которой нашли свое место такие его подвиги как защита диссидентов, таких как Войнович, Бродский, Солженицын, Даниэль и Синявский. Он также в своих стихах отразил свое негативное отношение к войнам в Венгрии, Афганистане и Чехословакии, что отразилось в «Танки идут по Праге», «Афганский муравей».

Евтушенко избрал позицию махрового гуманиста, благодаря чему в его творчестве появились нотки, призывающие к национальному единству, что отразилось в «Я мыслю: я сегодня иудей», «Возрождение», «Снег в Токио», а в таких поэмах как последующие дальше не просто показывал, что все люди братья, но и отрицал кровь и все проявления жестокости, а это «Коррида», «Под кожей статуи Свободы».

Евтушенко в своей внушающей истину речи может с легкостью переходить к простому человеческому повествованию от красивой поэтической речи. Может проявлять и нежность, и насмешку, и давать исповеди, и потом вдруг резко переходить к самобичеванию - полный спектр копания в самом себе. Вот только несколько христоматийных изречений Евтушенко: «Несчастье иностранным быть не может», «Поэт в России - больше, чем поэт...».

Житейская мудрость и психологическая тонкость нашли свое проявление в стихотворениях поэта, и все они касались особей женского пола, которые имели к его жизни то или иное отношение. Посвящал он свои произведения и самоотверженным матерям, и труженицам, которые настойчивы и полны самоотдачи, и о друзьях, причем как о настоящих, так и о выдуманных. Были нотки и об одиночестве, и о душевной боли, что всецело отразилось в стихотворении «Смеялись люди за стеной».

В восьмидесятых Евтушенко много выступал с трибун, зачитывая публицистические статьи собственного сочинения, которые призывали народ освободиться от порочности и повиновения рабов, что отразилось в стихах «Пик позора», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя». Потом появился и скепсис в его произведениях, и неприкрытая ирония, а все потому, что поэт был разочарован в том, насколько некачественно происходил процесс перестройки. До демократии его современникам было очень далеко, и это сильно расстраивало поэта. Будучи человеком, крайне заинтересованном в спорных исторических вопросах, написал повесть «Перл-Харбор», отражающую события Второй мировой; кроме всего прочего был еще роман «Ягодные места», в котором он отразил проблемы сибирского народа, который подвергся жестокой обработке со стороны коммунистов в тридцатых годах. Тех же событий коснулось и произведение «Не умирая прежде смерти», иначе - «Русская сказка».

Был и Сборник стихотворений, остро касающийся перестроечного и болезненного для автора периода. Многие партийные литераторы обвиняли Евтушенко в том, что он распространял клевету на строй Советского периода, что отразилось в автобиографии, изданной в 63-м на французском языке. То же самое нашло место и в автобиографической книге «Волчий паспорт», изданной в 1998-м.

Кроме политических произведений перу автора принадлежит и фантастическое произведение под названием «Ардабиола», равно как и ряд художественных рассказов, публицистических отзывов. Надо отметить, что много стихотворных произведений писателя и поэта легли в основу ряда музыкальных композиций и песен, которые со временем обрели огромную популярность, а это «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «Бежит река, в тумане тает». Множественные эпиграммы, шаржи и пародии были очень популярны во второй половине прошлого столетия. Евтушенко выступал и как переводчик своих иностранных коллег, к чему можно отнести «Стихи о Грузии», «Переводы грузинских поэтов», сборник «Лук и лира».

Поскольку Евтушенко волновали проблемы литературного направления, он хотел, чтобы стихотворная культура страны стремительными темпами развивалась, он создал антологию отечественной поэзии под названием «Строфы века». Он не только составлял, но и редактировал прочие стихотворные сборники, был автором и редактором телевизионных передач, составил книгу статей «Талант есть чудо неслучайное» в восьмидесятом году, составил поэму «Пушкинский перевал».

Евтушенко перевели более чем на семьдесят мировых языков, он стал членом Американской академии по искусству, ныне - член Европейской академии науки и искусства. Явный претендент на то, чтобы стать одним из тех, кто всегда понимал свой народ и всецело отражал его настроение в своих произведениях, хотя некоторые считают этот вопрос до сих пор спорным.

Евтушенко с радостью выступал не только на чтениях своих сочинений, он также зачитывал Блока, Гумилева, Маяковского и прочих коллег. Режиссер, актер и даже сценарист (тут следует отметить его работу в кинематографе под названием «Взлет», «Детский сад», «Похороны Сталина», где он был и режиссером тоже. Евтушенко еще и фотохудожник, имеющий персональную выставку «Невидимые нити», темпераментный общественный деятель, сопредседатель движения демократов, первого в нашей стране, кроме того - депутат и народный избранник последнего созыва Советского Союза.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Евтушенко Евгения Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.