Эсхил

Эсхил (525 - 456 до н.э) - древнегреческий писатель-драматург, считается прародителем европейской трагедии. Он родился в известном древнему миру за покровительство богиней Деметрой - городе Элевсине. В этом старинном и таинственном уголке земного шара витали мысли и идеи о возможности воскрешения человека, о побеждающем добре над вездесущным злом, о том, что каждого ждёт загробная жизнь. Поэтому и молодой Эсхил в пору своей юности взрослел, задаваясь вопросами о смысле жизни, об отношениях человека и бога, о роли рока в жизни людей, о том, почему происходят нравственные падения души. Аттический родной город поэта был наполнен таинствами и загадками Деметры, где талисманом можно было считать зерно, брошенное в землю и проросшее, как символ самой жизни.

Его современник Аристофан, понял зависимость направления творчества Эсхила от влияния Деметры, он воспел это в своих произведениях. Но если Элевсил наложил свой отпечаток на мысли и чувства Эсхила, то Афины воспитали его именно как трагического поэта, а не певца кантат и гимнов. Произведение «Лягушки», созданное Аристофаном, описывает словесное состязание двух талантов и знаменитостей, а именно между Еврипидом и Эсхилом, где последний восклицает о влиянии и воспитании его души богиней Деметрой.

Культ бога Диониса повсеместно присутствовал в Афинах. Ему пели дифирамбы, в воспетых для него поэмах эпические сцены чередовались с лирическими, видения - с аффектами, а экстаз от выпитого вина поражал вдумчивый ум жителей Афин. Корифей, отличавшийся самостоятельной своей ролью, мог вставлять в песнь лирическую свои пассажи эпического характера. Это было непередаваемой технической особенностью этих празднеств, посвящённых Дионисию.

Вино придавало людям того времени такое развитое воображение, что казалось, что души перенеслись в чужие тела. Они начинали действовать и говорить так, как действовали и говорили их герои, занимающие воображение. При этом Дионисий считался не столько винным богом, сколько богом, любившем вводить всех в экстаз, исступленное и непонятное состояние. Конечно, такие странные и, в то же время, интересные празднества, не прошли мимо творчества Эсхила. Даже под конец своей жизни, он поставит пьесы, посвящённые богу Дионисию, где люди, которые не принимали культ этого бога, получали наказание за своё сопротивление.

Биография Эсхила

Юность

Во времена юности Эсхилом велась жестокая борьба между двумя направлениями различных древних творчеств. По одну сторону стоял Пратин из Флиунта - глава пелопонесской трагедии, по другую - аттический дифирамб, лидером которого был Фриних из Афин. Он и являлся непосредственным предшественником будущего поэта. Вначале всё шло к тому, что победителями должны были стать пелопонессцы, тем более что молодой поэт по всем правилам должен был стать их главой. Но некоторые события очень круто всё изменили, в 510 году до нашей эры агрессивные спартанцы, с помощью давления Дельф, очень жестоко обошлись с писистратидами, которых они и изгнали. В свою очередь, не замедлила и ответная реакция греков; в результате реформы Клисфена спартанцы тоже были изгнаны из Афин. На начальном этапе этих происшествий все были уверены в победе пелопонесского направления, но неожиданный ход истории определил совершенно другой исход событий, где победа осталась за аттическим движением.

Все эти события Эсхил наблюдал ещё в своём отрочестве, но именно они и определили последующее направление творчества поэта. В связи с ними странствующие хоры, присутствующие на воспевании Диониса, навсегда заменились гражданскими хорами в 508 году до нашей эры. Может быть благодаря таким ярким происшествиям, Эсхил и писал свои трагичные поэмы уже в молодости.

Зрелость

В это время происходили жесточайшие сражения - Платейская битва, Саламейская битва, при этом Эсхил участвовал в них обеих. Афинское государство старалось основать аттическую державу, делало всё для этого, поэтому в этот период происходило очень много бурных событий, которые оказывали влияние на творчество поэта. Внутренняя политика греков была направлена на возвышение ареопага, который руководил политикой в Афинах, главной целью которого было оберегать державу от врагов. По некоторым историческим данным известно, что Эсхил был членом коллегии аристократов, так как по знатности происхождения поэт как раз подходил для политика. В творчестве того времени Эсхила как раз угадывается сочувствие к афинским реформам и политическим деяниям.

На данном промежутке жизни известного поэта начинается и распространяется слава его произведений. Даже правитель Гиерон организовал в честь Эсхила город у подножия знаменитой и почитаемой горы, куда и пригласил самого поэта. Царь Сиракузы незадолго до этого, так же как афиняне, ожесточённо сражался с карфагенянам, так же геройски отразил их нападение.

В 476 году до нашей эры Эсхил написал поэму «Этнеяки», посвящённую Гиерону, но произведение до наших дней не сохранилось. Но после 472 года до нашей эры Эсхил поставил новую пьесу о жестоком нашествии карфагенян, о пережитых тревогах греков и героической борьбе; именно в Сиракузах поэт и поставил «Персов».

Завершающий период творчества

После второй поездки в Сицилию Эсхил вернулся в родные Афины самостоятельной и вполне зрелой личностью. В зрелую эпоху поэт признавал своего единственного ученика - Софокла. Эти два таланта даже соревновались на греческой сцене в 468 году до нашей эры. Софокл публично показал «Триптолем», а Эсхил - трилогию, имя которой до наших дней не дошло. Выступление молодого, на 30 лет моложе Эсхила, Софокла понравилось буквально всем зрителям, несомненно, он достиг уровня эллинской знаменитости. Притом он задействовал в пьесе трёх актёров, что улучшило восприятие произведения. Но, судьи не могли так просто отдать голоса ещё не известному Софоклу. Тогда на долю полководца Кимона и его друзей выпала честь решить спор, который был справедливо решён в пользу Софокла. Но, несмотря на проигрыш Эсхила, он не стал относиться к юному дарованию предвзято, даже наоборот, афинская сцена стала принадлежать им обоим. Это доказывает их современник Аристофан в поэме «Лягушки».

Перенимая удачный опыт своего ученика, Эсхил в 467 году до нашей эры поставил трилогию с участием троих актёров. К сожалению, две трагедии из них не сохранились, но одна - «Семь вождей», благополучно пережила века и дошла до наших дней.

Орестея

В 458 году до нашей эры Эсхил поставил свою последнюю известную потомкам трилогию - «Орестея». Эта пьеса была в составе ещё трёх - «Агамемнон», «Хоэфора» и «Эвменида». Суть трилогии заключается в описании знаменитого рода Атридов, жизни, поступков Агамемнона и сына его Ореста, их героических сражений с врагами.

Собираясь в поход на Трою, Агамемнон предстаёт на афинском суде. Орест, пытающийся убежать от Эвмениды, оказывается в Афинах и тоже предстаёт перед судом, организованным Эвменидой. Суд ареопага оправдывает Ореста, трагедия заканчивается лояльностью суда, который до последнего времени подвергался несправедливым нападкам со стороны Перикла, Эфиальта. В трилогии Эсхил попытался оправдать любимые им нравственные и гражданские устои афинского ареопага.

«Орестею» часто сравнивают с «Прометеем», обе пьесы несут в себе глубокий нравственный смысл, но всё-таки у них имеются и существенные различия. В «Прометее» присутствуют божеские законы, божественная среда, тогда как в «Орестее» главная роль отводится человеческому фактору.

Перикл и Эфмальт не только критиковали афинское правосудие, они обвинили Эсхила в выдаче таинств богини Деметры. Именно это и отравляло жизнь поэта в родном городе на заключительном этапе его жизни. Это свидетельствует и знаменитый Аристофан. Поэтому в 456 году до нашей эры Эсхил покинул родные Афины и уехал на Сицилию, где и умер. Если верить легенде, то он погиб нелепой смертью от черепахи, сброшенной ему на голову орлом, который принял лысину Эсхила за камень.

Наследие, оставшееся потомкам от Эсхила

Несмотря на огромнейший промежуток времени, прошедший со времени жизни и творчества Эсхила, до нас сохранилось более 90 его произведений. Это не только трагедии, но и сатирические драмы. При этом сохранились и названия пьес или некоторые большие отрывки. В этих произведениях главными героями в основном являются Аянт, Мемнон, Одиссей, Ахилл, Адраст, Персей, Ниобея.

Пенфей и Ликурга являлись яростными противниками Дионисия, они противились воспеванию его культа, за это и понесли суровое наказание. Эти сказания относятся к циклу пьес, посвящённых любимому с детства Дионисию.

После смерти Эсхила пьесы, поставленные им, стали показываться публике наряду с другими пьесами известных авторов, они принимали участие в состязаниях по выпущенному правительством постановлению. Благодаря этому эсхиловы произведения остались в сохранности для многих будущих поколений; осталась слава писателя на долгие века, даже его влияние на деятельность и творчество последующих его преемников осталось на долгое время.

Во времена александрийской эпохи все без исключения пьесы Эсхила ставились и читались. Во втором веке произвели некоторую выборку его пьес, тех семи произведений, с которыми мы и сегодня можем познакомиться. Пьесы «Прометей», «Семь вождей», «Персы» ещё в византийское время читали школьники. Это оправдывает их полное сохранение через такой огромный промежуток времени, тогда как остальные четыре пьесы сохранились до наших дней по чистой и счастливой случайности.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Эсхила представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.