Ерофеев Виктор Владимирович


Виктор Владимирович Ерофеев родился в 1947 году, 19 сентября, в Москве. По роду своей деятельности он не только литературовед, но и писатель. Сын дипломата. Окончил филологический факультет МГУ в семидесятом году, после чего стал аспирантом Института по мировой литературе АН СССР. Виктор Владимирович выступает кандидатом по филологии. Статьи, написанные рукой Ерофеева, печатались в периодических изданиях с 1967 году, а в 1979 году Виктор Владимирович стал не только участником, но и организатором альманаха литературной направленности, лишенного всяческой цензуры, под названием «Метрополь». Видимо, по вышеизложенным причинам и получил исключение из писательского союза Советского Союза.

Откликаясь на роман Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (произведение написано в 1989 году), который был издан на территории СССР, Шнитке (композитор) говорил: «Читатель будет испытывать двойственный эффект контакта с тем, с чем каждый был знаком всегда, однако к бывальщине это довольно сложно отнести. Вы встретитесь и с раем, и с адом единовременно, причем это будут те ипостаси, которые происходят в душе каждого из читателей. Тут, казалось бы, все донельзя избито и банально, однако в этом произведении раскрывается та непостижимая сторона обыденного, что вы будете приятно шокированы полученной информацией. Вы будете и возмущаться от возмутительных возгласов, и возмущаться, насколько же кощунственные сюжеты выдал автор, и будете пытаться читать между строк, при этом ощущая, насколько все искренне свято на самом-то деле».

Наступил 1990 год, и Ерофеев в «Литературной газете» опубликовал свою работу под названием «Поминки по советской литературе», где искренне выражался о том, что литература советского периода - это ни что иное как концепция сопреализма, которая помножена на слабую человеческую натуру самого автора, который мечтает о хлебе насущном, статусе-кво и, в конце концов, славе. Литературу периода Советского Союза того периода, который последовал сразу же за сталинским правлением, писатель подразделял на деревенскую, официозную и либеральную, и при этом первая и последняя была сплошь напичкана гиперморализмом.

Как считает сам писатель, в начале девяностых годов появляется литература альтернативного характера, отличаемая своим желанием вести философский диалог с абсолютно любыми культурными ценностями, что делается для того, чтобы создавалась полисемантическая и полистилистическая структура, имеющая безусловную опору на философский опыт соответствующей литературы прошлого столетия, на опыт экзистенциональный в плане искусства мирового масштаба, на открытия философско-антропологического уклона все того же века двадцатого, которые остались по ту сторону культуры Советского Союза, на адаптирование к ситуациям свободы в самовыражении и полный отказ от публицистики спекулятивного характера.

Многие критики остались недовольными и вступали с автором в жгучую полемику, ведь им не нравилось, что автор придерживается эстетики отрицания в выдаваемых им произведениях. Сам писатель обратил внимание на сферу существования человека, ту самую, которая как низы только и воспринимается, согласно социальным традициям. При всем при этом Ерофеев крайне яро пользуется ненормативной лексикой, в самых подробных деталях описывая некоторые акты физиологического характера.
Жизненный уклад того времени казался совершенно непрочным, однако релятивизм и понимание ценностей в жизни однозначно влияло на все это, и Ерофеев считал, что именно так формировались определенные личности творческого характера. К примеру, один из персонажей литературного произведения «Болдинская осень», написанного в 1985 году, находился на творческом подъеме, однако все его литературные изыскания ограничивались лишь примитивными ругательствами на семью, на женщин, на родителей, на родину, Машку, Владимира Ильича, культуру, жизнь, Августина Блаженного, Бога и, конечно же, кофе.

Многочисленные представители малой прозы, вышедшие из-под пера Ерофеева, пропитаны эротической тематикой, которую писатель предпочитал рассматривать во множестве ракурсов - это и тот факт, что многие люди склонны к садистским побуждениям со всеми вытекающими из этого последствиями («Жизнь с идиотом» и «Попугайчик», и раскрытая на полную катушку эпатажность самого автора, которую он полностью проявил в остальных своих произведениях на эротическую тематику.

Однако даже в настоящее время одним из самых известных произведений автора по праву может считаться роман «Русская красавица», написанный в начале девяностых - это история провинциальной жительницы Таракановой Ирины, по сюжету девушка оказывается в столице и начинает множественные сексуальные похождения, ведя беспорядочную половую жизнь, описанную в самых пикантных подробностях. В итоге беременеет от человека, которого некогда любила всем сердцем, всей душой, однако вся шутка состоит в том, что этот человек - уже давно покойник, но это никак не помешало ему возвратиться к любимой женщине. Ерофеев, таким образом, показывает, насколько изменилась красота в понимании современного мира. Некоторые критики полагают, что это произведение ни что иное, как игра мастерски отработанных моделей литературного проявления.

Рассказ «Жизнь с идиотом» повествует о клиническом идиоте, который по внешности - точная копия вождя мирового пролетариата. Ерофеев создал мир, порожденный больной фантазией больного душою человека, и все это у него вышло на уровне стилистики. В итоге было создано либретто, которое он написал в 1986 году Шнитке.

Писатель всеми силами пытался не только вдохнуть жизнь в какие-то конкретные образы, которые по определению высовываются за рамки большинства существующих стереотипов - он создавал и наиболее подлинный образ времени. На эту тему сам автор размышлял в своем произведении 1994 года под названием «Страшный суд».

Написанная в 90-м «В лабиринте проклятых вопросов» книга представляет собой сборник эссе о Толстом, Достоевском, Чехове, Сологубе, Шестове, Сартре, Прусте и Камю, не исключая прочих как русских, так и французских авторов. Создавая самохарактеристику, писатель покидает пределы академизма, замешанного на чопорности, без особого расстройства. Много парадоксов и эстетизма можно найти в таких его произведениях как «Мужчины», «Пять рек жизни», «Энциклопедия русской души».

Во многих историях Ерофеева нашли свое яркое отражение этические и эстетические перемены, происходящие в подсознании современного обывателя. Автор публикуется во многих странах мира.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ерофеева Виктора Владимировича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.