Элиот Томас


Американо-британский драматург, культурный историк, критик и поэт
Элиот Томас Стернз родился 26.09.1888 в Сент-Луисе американского штата Миссури и является

Преодолев Атлантику

После своего рождения Элиот проживал в Соединенных Штатах, а затем переехал в столицу Великобритании. Здесь он являлся служащим в банке, занимался преподавательской деятельностью, выступал в качестве рецензента. В период с 1922 года и по 1939, Элиот являлся главой журнала «Крайтерион», в котором публиковались для него программные статьи философской направленности, а, кроме того, главные работы, которые собой характеризовали его понимание назначения культуры и сущности вообще.

Наиболее значимые события жизнедеятельности Элиота связаны с 1927 годом, когда он примкнул к англокатолицизму (сделался для «Высокой церкви» адептом) и единовременно получил британское подданство. Элиота к экспатриации побудило осознание собственной чуждости к культуре Америки, которая с его точки зрения на основании исторической своей молодости не имеет глубоких корней духовности. Элиот считал неприемлемым засилье практицизма и утилитаризма, которые формируют социальную психологию граждан, побуждая его об Америке давать отзывы, как о королевстве «Вульгарности», что являет собой наиболее значимое проявление «варварства», считаемого им сущностью собственной эпохи. Боязнь «варварства» и увеличивающееся отвращение к жизнедеятельности современности, отвержение культуры в виде живой традиции - по многим показателям предопределяют творческий характер Элиота.

Переезд через Атлантический океан не привел к полному разрыву с той культурой, на почве которой ему довелось расти. Являясь воспитанником Гарварда, Элиот не пренебрегал посещением семинаров таких серьезных философов, как И. Бэббита и Дж. Сантаяны. Диссертация Элиота, как магистра, опубликованная в 1964 году, посвящалась концепции философского опыта и знаний неогегельянца Ф. Г. Брэдли, у которого главная работа под названием «Реальность и видимость» входит в число основных источников культурологических поэтических воззрений.

Начало творческой деятельности

Талант творчества раскрылся в первом и довольно-таки значимом сочинении Элиота, который обращается к культурным и эстетическим проблемам, - книге под названием «Священный лес», которая в себе заключает полемику, с неприсущими для нее романтическими взорами на смысл художественного творчества. Элиот на корню отвергает представление относительно поэзии, как о спонтанном действии, где основополагающая роль отдается лирической исповедальности и воображению, формируя доктрину «Деперсонализации» высказывания художественного типа, подразумевающую строжайшую упорядоченность, а не какой-либо эмоциональный всплеск, отказ от «случайности» для «всеобщего», изгнание «декламации» и подавление «пристрастий», какое бы проявление они не находили. Элиот романтической личностной апологии противопоставляет идею беспрерывной культурной традиции, находящей место в каждом тексте, и используемой на сознательном уровне художниками.

Новаторство имеет место исключительно для традиционного обогащения, так как всякий новоявленный текст имеет определенные соотношения с совокупностью имеющихся уже текстов, которые и формируют традицию. Тогда же, новоявленный текст, если в действительности он является проявлением высокого искусства, в определенной степени корректирует пропорции данного единства. Именно таким образом, согласно мнению Элиота и осуществляется эволюция в литературе.

С особой решительностью Элиот отвергает попытки восприятия поэтического слова в виде допустимого эквивалента или заменителя философских, этических и религиозных концепций, последовательно обеспечивая защиту мыслям относительно автономности, самооценки искусства.

Сформированная в 30-е годы минувшего столетия американо-британская школа «новоявленной критики» воплотила в догмы данные положения, применяя их с целью исключительно формалистических интерпретаций проявлений искусства за пределом их соотнесенности с опытом реальной жизни.

Критика в отношении гуманизма

Стоит заметить, что Элиот не является почитателем «чистой поэзии» и признает за искусством возможность и обязанность «оказания давления на характер реального восприятия, разрушения стереотипных нормативов оценки и осознания, побуждая иначе смотреть на окружающий мир». Данная идея служит основой трактата, получившего название «Назначение критики и поэзии», где Элиотом были предопределены основы понятий собственной философии искусства. Для подтверждения собственных теорий аргументы Элиот брал в ознакомлении с историей поэзии - начиная от Данте и определенных им британских «Метафизических поэтов» XVIII века и до самого Бодлера, для него на котором фактически завершался расцвет традиций.

Оценки некоторых литературных явлений у Элиота обладают неприкрытой пристрастностью. Особая недоброжелательность у него вызывается теми авторами, которые разделяют романтическое осознание поэзии, а, кроме того, гуманистические поборники в виде предпосылок творческих художеств, обладающих высокими показателями этического значения. Элиот отвергает философию гуманизма, полагая, что идейная составляющая самоутверждающейся и свободной индивидуальности теряют под собой всякую основу.

Для Элиота предназначение поэта определяется строго: «Основополагающий его долг заключается в области родного языка - совершенствовать, развивать и сохранять». В собственных критических литературных работах Элиот к поэту предъявляет требование освоения осознанного следования литературной и культурной традиции, сложившейся за много веков, не позволения произвольной субъективности в трактовке поэтической тематики, строжайшей дисциплинированности чувства и мысли. Он критически относится к романтикам за их культ индивидуализма и разбросанность поэтического накала и, наоборот, дает высокую оценку Данте, поэтам, относящимся к эпохе Елизаветы I (а в особенности это относилось к Джону Данну), воспринимая их творчество в виде образца поэтического искусства.

Элиот даже пошел на то, что предпринял далеко небезынтересную, но малоперспективную попытку обновления в 20 столетии жанра елизаветинцев - стихотворную драму: «прием с коктейлями» (1950), «Убийство в соборе» (1935) и прочие. Обозначение предназначения поэта в хранении, приумножении и передаче следующим поколениям воплощенного в словах наследия культуры нации и мира в целом - однозначно осуществляли питание и его философской сложной поэзии, и гротески «суиниады», и шутливо-изящные стилизации, исполненные в виде английской поэзии для детей. В том числе цикл «Популярная кошачья наука, которая написана Старым Опоссумом», который стал основой либретто небезызвестного мюзикла «Кошки» Э. Ллойда Вебера» (1981).

Совместно с этим, вариация прочтения классики, предложенная в его трудах, наделена новаторским характером. В реальности, происходила корректировка самого представления литературной истории, которая первый раз представлена была в виде целостного процесса, у которого логика может восприниматься исключительно в виде развития эстетической идейности, постижения мировой сущности и исторически сложившихся форм нравственной и духовной ориентации.

Неподражаемое значение имеет продвинутое Элиотом толкование сущности самого искусства, призванное выражать «осознание вечного идентично осознанию нынешнего, - нынешнего и вечного в едином виде. Значимое развитие в трудах по высказанной Элиотом теории литературы имеет идея «объективности коррелята», где речь идет относительно необходимости строгого согласования эмоционального начала и конкретного возрождения реальности психологии, о тех «формулах переживаний», которые можно соотнести с некоторой очередностью объектов, чередой событий и конкретной ситуацией.

Поэт «бесплодной земли»

Целью Элиота, при создании своих художественных шедевров, было устранение «размолвок» между восприятиями чувственным и интеллектуальным. Он стремился вернуть значимость слову поэта, стихам, которые потеряли свою ценность из-за романтически поставленного искусства чтения стихов.

Элиот проявлял себя с разных сторон. В области литературы и поэзии он называл себя сторонником классики, в политике - приверженцем королевской власти, ну а в религии Элиот относил себя к сторонникам «Высокой церкви». Элиот в образе поэта (а в малой степени и драматурга) добился больших высот в области драмы в стихотворной форме, в составе которой были нравственные противоречия (например, «Убийство в соборе» 1935г). Элиот - это художник, который воплотил характерные особенности чувственного мировосприятия и умственного настроения своей эпохи.

На поиски «точного слова» Элиот отдавал все свои силы, начав самым первым сборником «Пруфрок и другие наблюдения». В этой поэме воплощается идея персонажа-маски, которая представляет собой «карикатуру» автора, этакую пародию. Эти поиски «точного слова» были направлены не только потерявшими свою ценность стилистикой и поэтикой, которые имели романтическое происхождение... Но и пустотой слова, а также понятий, которые выражали авторитетное учение хода истории, силы разума и неизбежности прогресса.

Верованиям, которые были главными до ужасных событий Первой мировой войны, Элиот сделал противопоставление мыслей, которые позже стали основой философо-эстетического учения специальных направлений в искусстве и литературе, отрицающих традиционную эстетику. Время он толковал как «реальную протяженность», которая не имела ничего общего с последовательностью развития. Идее определимости противоречила путаница реальности. Элиот считал, что опыт - не упорядоченность, а смесь разрозненных впечатлений, которые обретали единство лишь в «мифе». Слово «миф» Элиот трактовал как союз несочетаемых вещей, для того чтобы придать единство, на первый взгляд, не имеющим совершенно никакой связи вещам.

Все свои идеи и размышления Элиот успешно воплотил в поэме «Бесплодная земля» (1922г). Эту поэму восприняли как обращение к народу «потерянного поколения». Поэма представляла собой некоторое количество разнящихся между собой частей. Но она не стала объявлением бунта, а стала доказательством размеров и значимости перелома в истории. Этот перелом обозначал для Элиота трагическое падение огромной эпохи культуры, которая длилась со времен Ренессанса и до крушения 1914 г. Множество «масок» в этой поэме показывает мертвенность и ужас всего этого хаоса жизни, а также доносит мысль Элиота об обесценившейся личности человека. Миф - последний способ вернуть целостность и единство «груде поверженных образов», объединенных навеянной пустотой, проклятием, которое было наложено на территорию больного и слабого Царя-рыбака (персонажа поэмы «Бесплодная земля»). Эти идеи взяты из учений известных этнографов-фольклористов Дж. Фрезера и Дж. Уэстон. Поэма остается эталоном умственной поэзии, которая требует к себе пространных комментариев. Зачин им дал сам автор, который написал первые примечания к поэме.

Сложность философии выделяет и другие произведения Элиота (поэма «Пепельная среда» 1930г), написанные в стихотворной форме. В частности, это произведения, написанные еще до его обращения. В вышеупомянутой поэме фундаментом, главной частью сюжета - является конфликт религиозности и материальности, человечности. Поэма построена как мольба об уходе в мир иной. Смерть должна стать «перезагрузкой» жизни, на дороге вожделенного духовного равновесия. Меланхолическая наполненность этого прощания с миром, отвергнувшим Бога, но, тем не менее, сохранившая непреодолимую привлекательность для поэта, скрашивается прямыми и скрытными, смутными воспоминаниями из произведений Данте. Элиот считал, что «Божественная комедия» содержит поучение высшей многофункциональности и «широты эмоционального диапазона».

Самый близкий подход к ней он сделал в «Четырех квартетах». Это был цикл, построенный по примеру квартетов Людвига ван Бетховена. Весь этот цикл был весьма напряженным. В нем показан ход истории и чувствуются предпосылки катастрофических событий Второй мировой войны. Все драмы того времени, все страшные, трагические события - углубили мысли поэта о настоящих ценностях существования, бессмертии и смерти. Они буквально сдирают всю маску исключительно физического представления о мире, которое наблюдалось в стихотворениях, написанных в более ранние времена.

В 1915 году Элиот женился на дочери очень богатого, знатного и известного фабриканта того времени - Вивиан Хей-Вуд. В самом начале тридцатых годов у нее обнаружилось психическое заболевание и её госпитализировали в психиатрическую клинику. Она скончалась в 1947 году. Элиот заключил брак с Валери Флетчер, который оказался весьма хорошим. В 1948 году Элиот вручили Нобелевскую премию и орден. Он умер в Лондоне зимой 1965, его похоронили в маленькой деревеньке в графстве Сомерсетшир, оттуда родом был его предок, который в 17-ом веке переехал в Америку.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Элиота Томаса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.