Эленшлегер Адам Готлоб

Эленшлегер, Адам Готлоб

Адам Готлоб Эленшлегер (родился в Вестербро, недалеко от Копенгагена, 14 ноября 1779 года, умер в Копенгагене 20 января 1850 года) - датский писатель, драматург и поэт. Представитель романтизма.

Его отец был управляющим дворцом и органистом, его мать - родом из Германии. Эленшлегер начал писать стихи с девяти лет. Когда ему было 12 лет, он, гуляя по саду, познакомился с Эдвардом Стромом, поэтом, который пригласил будущего писателя в свою школу, в которой преподавал мифологию Скандинавии.

Начальным образованием писатель был обязан в первую очередь своей большой любви к чтению. Он не совсем прилежно проходил курсы учебных учреждений, куда его помещали. В 16 лет он закончил своё обучение со скромным запасом научных знаний. Родители хотели направить его по коммерческой части, но Эленшлегер решил готовиться поступать в университет. Уже тогда он писал стихи.

Писатель участвовал в спектаклях до поступления в Копенгагенский университет на юридический факультет в 1800 году, но вскоре утвердился в недостатке призвания к этому виду искусства.

Эленшлегеру, который давно интересовался народной древней поэзией севера, помогло разобрать в личных творческих стремлениях увлечение оглашённой университетом темой конкурса: «Полезно ли влияние мифологии севера взамен мифологии Греции для изящной северной словесности?». Сочинение Адама на данную тему не было отмечено премией, но привлекло новыми для того периода взглядами на поэзию и на искусство вообще. Он полностью отвергал предъявляемые требования к поэзии служить нравственным и социальным целям, усматривая в ней только искусство облекать в определённую форму образы и идеи, возникающие в творческой фантазии автора. Он также высказывался против доминирования в поэзии абстрактного мышления, потому что поэт-художник должен в первую очередь «мыслить образами». Эленшлегер выступал против рабской покорности истории, утверждая право поэта сглаживать слишком резкие очертания и резкие краски реальности, и усматривал в древних сагах и северной мифологии целый мир, ждущий поиска хранящихся в нём сокровищ. Творения Эленшлегера и по слогу, и по языку лёгкому, поэтичному и яркому - представляли резкий контраст тогдашней сдержанной тяжелой манере.

Открытие произведений Гёте, увлечение Шекспиром, Шиллером и Жан-Полем оторвало его от не заинтересовавшей писателя юриспруденции, а начавшаяся в 1801 году война с Британией - от университета. Поэт вошёл в отряд волонтеров-студентов - это знаковое событие, о котором повествует биография Адама Эленшлегера; в то время он написал некоторое количество военных и патриотических песен и драматическую зарисовку «Второго апреля 1801 года» (дата сражения на Копенгагенском рейде).

Патриотизм датчан, пробуждённый войной, вылился во всеобщее увлечение историей Севера, мифологией и сагами - увлечением, отразившимся и на произведения Эленшлегера.

Полностью забросив изучение юриспруденции, писатель снова засел за книги, сопровождаемый в увлечении наукой своими друзьями - братьями Эрстед. В 1802 года Копенгаген посетил Хенрик Стеффенс, философ. Эленшлегер сходил на его лекции и после этого сочинил свои ««Золотые рога»», известную поэму, которая резво облетела страну и положила крепкое основание его популярности. Успешно выбранная история обработана в духе современной романтической школы: на главный план было выставлено значение близости людей к природе и сущность душевной непосредственности.

В национальном музее Копенгагена находились два очень старых золотых рога, которые были найдены в 17 и 18 веках крестьянами. Именно в этот период они исчезли. Данное происшествие стало злобой дня, однако гений Эленшлегера смог придать глубокое символическое значение пропаже рогов, как и находке. Золотые рога с таинственными рунами поэт изобразил, как дары богов, данные человеческому роду как напоминание о почти забытой им связи с самими богами и давно прошедшими временами. Пытливый разум уже давно призывал всех изучить эту связь: её следы ищут и в древних записях, и в рунах на мечах, и в разрытых захоронениях, и в щитах, и среди костей, и на могильных камнях. Однако холодному уму объяснить эту связь не под силу. Понять сокровенное дано только тому, у кого сохранилась природная непорочность мысли в девственной чистоте: по повелению богов, первый рог находит невинная дева, прекраснейшее существо. Однако тайна, о которой говорит данный дар, всё же остаётся закрытой для понимания погрязшей в порочных страстях толпы. Смотрит она на золото, а не на письмена, в то время как народ стекается толпами - все что-то ищут, роют, охваченные жаждой приумножить своё богатство, - но нет золота, лишь прах перед ними. Но милость богов всё ещё не исчерпана, и боги в очередной раз посылают весточку людям: второй рог находит честный и сильный «сын природы», безвестный и возделывающий землю. Однако и здесь люди не поняли глубокого значения: рога выставлены напоказ любопытным, тупым взорам. Тогда боги гневаются - разражается буря, небо чернеет; взяли назад боги то, что дали. Святыня исчезла навеки.

В конце 1802 года вышел первый маленький сборник стихотворений Адама, долго остававшийся традиционным образцом поэзии севера 19 века. Он состоял из 34 оригинальных баллад (преимущественно), 5 переведённых стихотворений и несколько пёстрых сцен из жизни народа - «Комедия Ивановой ночи».

Если не считать «Золотые рога», наиболее выдающиеся из стихотворений, вошедших в сборник: «Ворон», «Гарольд в священной роще», «Львиный рыцарь», «Смерть ярла Хакона», «Пробуждение весны», «Поэт в Лейрской роще». Отличительные романтические черты музы Эленшлегера отразились уже в данном сборнике: сила настроения и юношеская свежесть, поэтическое вдохновение, образный, гибкий, чарующе-музыкальный язык и жизнерадостность (в противоположность меланхолии немецкого романтизма и жизнерадостности). Натура Эленшлегера и его любовь к древней национальной лирике не позволили ему заблудиться, как это сделали современные ему германские романтики, «в сумраке таинственном лунной волшебной ночи» - сумраке, полном призраков и болезненных видений.

В 1803 году Эленшлегер опубликовал в своём первом лирическом сборнике «Игры в ночь на святого Ханса» пьесу. В 1804 году он начал эпопею, названную «Боги севера». Тогда была написана её первая песнь, называемая «Путешествие Тора в Иотунгейм»; потом была написана «Сага о Ваулундуре» - одно из самых лучших юношеских произведений автора.

Спустя год Эленшлегер выпустил две новых книги, из которых, если не считать названную сагу о Ваулундуре, стоит отметить «Отражение в природе жизни Христа», «Уффе Тихий» и «Поездку в Лангеланд».

Также была выпущена драматическая поэма «Волшебная лампа», в которой дарование поэта видно в полной силе, и главный персонаж символически показал личность самого Эленшлегера. Надо сказать, что сам выбор незамысловатого волшебного сюжета был отважным протестом музы писателя против небрежного отношения, так называемого, «века просвещения» к простому народному творчеству. В бесхитростной сказке автор открыл серьёзную идею, выраженную в двух характерно изображённых персонажах Нурредина и Аладдина. Это олицетворение зла и добра, житейского суемудрия и божественной непосредственности. Талант писателя позволил сделать из них достаточно живые лица, и вместе с тем чувствуется повсюду символизм. Стремительно развивающееся действие показывает взгляд романтизма на связь с божеством непосредственной натуры, в противоположность мудрствующей лживо, и на счастье, выбирающее именно того, кто в непорочности души не ищет его совсем, и отворачивающееся от алчно ищущего счастье «раба сего мира». Чтобы сохранить в себе счастье, избранный должен, тем не менее, осознать доставшиеся ему даром достоинства с помощью личной борьбы и личного совершенствования.

Благодаря успеху собственных произведений Эленшлегер в этом же году получил государственную стипендию, которая позволила ему поехать в Германию, где писатель встретился с Гёте. Затем был издан сборник поэм в 1807 году, в которых Эленшлегер затрагивает скандинавскую мифологию. В данный сборник вошли произведения «Ярл Хакон» (кроме общих художественных преимуществ, отличается сугубо северным духом, критика Дании признала за ним большое национальное значение, «Ярл Хакон», поставленный на сцене Королевского театра Копенгагена, был принят публикой с восторгом) и сочинение «Бальдер Добрый». Эленшлегер в следующие годы путешествовал по Европе, заезжая в Рим, Швейцарию, Париж и Дрезден. В этот период он пишет некоторое количество произведений на мифологические и исторические сюжеты - трагедии «Корреджо», «Аксель и Вальборг», «Пальнатоке» и другие.

Писатель в 1809 году возвратился в Данию, где стал в Копенгагенском университете профессором в области эстетики.

В следующий жизненный отрезок Эленшлегером были, кроме всего прочего, написаны произведения «Хагбарт и Сигне» (год 1815), «Стэркоддер» (год 1812), «Сага о Роаре», «Гельге» (эпопея), «Гагбарт и Сигне» (трагедия), «Пастушок» (идиллия), «Боги Севера» (эпопея). В это же время им были написаны трагедии «Варяги в Царьграде» и «Эрик и Абель», «Рольф Краге» (поэма), «Карл Великий» (трагедия») и «Лонгобарды» (трагедия).

В 1829 году, летом, Эленшлегер посетил Швецию, в Лундском соборе 23 июня 1829 года знаменитый шведский лирик Э. Тегнер его наградил лаврами.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Эленшлегера Адама Готлоба представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.