Эко Умберто

Родился Умберто Эко 05.01.1932 в Пьемонте (Алессандрия), незначительном по размеру городке, нашедшему свое месторасположение к югу по отношению к Милану и к востоку от Турина. Отцом Эко был Джулио, по профессии бухгалтер и ветеран трех различных войн, а маму звали Джованной.

Эко, чтобы исполнить пожелание отца, желавшего видеть своего сына адвокатом, поступил в университет Турина, где изучал юриспруденцию. Уже спустя непродолжительный период времени, эта наука была им оставлена, и молодой человек взялся за изучение философии средних веков. Университет он окончил в 1954 году, а в виде диссертации представил сочинение, которое было посвящено такому философу и религиозному мыслителю, как Фома Аквинский.

В 1954 году он устроился работать на телевидение Италии (RAI), где исполнял обязанности редактора культурных программ, а заодно печатался в периодических изданиях. С 1958 года и по 1959 проходил службу в армии.

Первое произведение Эко, получившее название «Проблемы эстетики у Святого Фомы» (1956), далее было доработано и при переиздании получило новое название - «Проблемы эстетики Фомы Аквинского» (1970). Вторая книга, опубликована которая была в 1959 году, и продвинувшая своего автора в круг авторитетных специалистов в области средневековья, после некоторой доработки и пересмотра переиздавалась с новым названием «Красота и искусство в средневековой эстетике» (1987).

Стоит заметить, что восстановить хронологию создания определенного научного труда Эко, ровно как выделить наиболее полный или окончательный вариант произведения, возможным не представляется. Во-первых, обосновано это тем, что плодовитый данный литератор пишет как на английском языке, так и на итальянском. При работах над переводами, которые им курируются в обязательном порядке, Эко осуществляет множественные корректировки, формируя различные вариации, в результате чего тексты могут существенно между собой разнится.

Во-вторых, появившиеся уже на свет труды, после презентации подвергаются многочисленным дополнениям, доработкам и корректировкам. А поэтому, точнее было бы говорить не относительно отдельных редакций трудов, а о различных произведениях, которые были написаны на аналогичную тематику. Бесчисленные работы, которые выходили в свет по всей планете (работы Эко имеют переводы, как на восточные языки, так и на европейские), особо активная авторская деятельность в периодике - еще более значимо усугубляют проблему.

Эко принимает непосредственное участие в самых различных начинаниях и проектах, интернетовский ли то форум, публичная ли лекция, разработка CD-R, который посвящается культуре барокко. Но он неукоснительно соблюдает единственный запрет - за весьма продолжительную свою карьеру литератора и ученого, он только пару раз выступал на телевидении, исключая данный вид коммуникации из собственной жизнедеятельности. Вероятно, немаловажную роль сыграли сложные взаимоотношения с телевидением - в 1959 году из RAI его уволили.

В 1959 году Эко занял должность старшего редактора такого раздела, как «литература нон фикшн» издательства «Бомпьяни» в Милане, где трудился до 1975 года. Тогда же он стал сотрудничать с изданием «Il Verri», выпуская ежемесячную колонку. Ознакомившись с книгой семиотика из Франции Р. Барта (1915-1980) под названием Мифологии (1957), Эко стало понятно, что его подача информации по многим характеристикам идентична Барту, на основании чего кардинально изменил манеру. Теперь он стал выступать с некоторыми подобиями пародий, получившимися в результате иронического осмысления тех же идей, которые ранее на страницах журнала рассматривались серьезно. Те статьи, которые публиковались ранее в издании «Il Verri», послужили основой для создания сборника Diario minimo, получившего название на основании рубрики, Эко которую и вел, а приблизительно через три десятка лет, на свет появился Второй сборник Diario minimo.

Далее у Эко началась необычайно интенсивная академическая и педагогическая деятельность. Им читались лекции по курсу эстетики на факультете философии и литературы Туринского университета, а также на факультете архитектуры политехнического института Милана. В различное время ему довелось быть профессором в области визуальных коммуникаций во Флорентийском университете на факультете архитектуры (1966-1969), профессором семиотики факультета архитектуры политехнического института Милана (1969-1971). Далее он давал лекции в качестве профессора семиотики на факультете философии и литературы Болонского университета (1971-1975), был завкафедрой семиотики университета Болони (начиная с 1975). Работал директором в Институте наук о зрелищах и коммуникациях Болонского университета (1980-1983, 1976-1977), директором Института коммуникационных наук Болонского университета (1983-1988). Также трудился в качестве директора программ по получению ученых степеней по семиотике университета Болони (1986-2002). Был членом научного исполкома университета Сан-Марино (1985-1995). Являлся президентом в Международном центре когнитивных и семиотических исследований (с 1989 года). В качестве профессора трудился в парижском Колледже де Франс (1992-1993).

В Гарварде Эко читал серию Нортоновских лекций (1992-1993), которые в дальнейшем послужили основой для издания отдельного сборника, получившего название «6 прогулок в лесах литературы» (1994). Его избирали в качестве президента Высшей школы по гуманитарным исследованиям Болонского университета (с 1999). Также он работал в качестве президента в институте гуманитарных наук Италии (с 2002 года). Помимо того, в роли приглашенного профессора им читались лекции в Колумбийском (1978, 1984), Йельском (1977, 1980, 1981), Нью-Йоркском университетах (1978, 1984), а, кроме того, в университете Сан-Диего (1975) и пр.

Помимо лекций и семинаров, которые он читал в университетах Италии и всевозможных учреждениях, писатель проводил семинары и с лекциями выступал в университетах Японии, Швеции, Швейцарии, Чехословакии, Франции, Туниса, Соединенных Штатов, России и СССР, Португалии, Польши, Канады, Испании, Ирландии, Израиля, Египта, Дании, Греции, Голландии, Германии, Венесуэлы, Венгрии, Великобритании, Бразилии, Болгарии, Бельгии, Аргентины, Австрии и Австралии. Также он с лекциями выступал в Союзе писателей СССР и Библиотеке конгресса Америки.

Такая напряженность в проводимых академических занятиях не были препятствием для научных штудий. К Эко известность, как ксемиотику, пришла после того, как в 1962 году была опубликована книга Opera aperta . В данном издании, размышляя относительно общих для культуры проблемах, а в частности относительно визуальных коммуникаций, где в роли материала для анализа находили применение репортажи с телевидения, он выступал в качестве противника постулатов в области классического структурализма. Основополагающая идейная составляющая определялась тем, что «произведение искусства является на принципиальном уровне неоднозначным сообщением, означаемой множественностью, сосуществующей в едином означающем». Такое понятие, как «открытое произведение» (предоставившее наименование для англоязычного издания, и которое вошло в обиход научных деятелей), характеризует присутствие больших возможностей интерпретаций, в то время, как «произведение закрытое» - подразумевает интерпретацию в единственном числе.

Пафосом противоборства стремлению возведения структурной категории в ранг онтологической, а, кроме того, противодействию возможной текстовой абсолютизации в ходе литературоведческого анализа пропитана и появившаяся несколько позже книга, получившая название «Отсутствующая структура» (1968) - переработанная и расширенная вариация пособия, предназначающегося для студентов «Заметки по семиологии визуальных коммуникаций» (1967), которое написано было тогда, когда Эко занимался преподаванием на факультете архитектуры Флорентийского университета.

Те книги, которые последовали далее, являют собой яркие свидетельства широкого спектра научной заинтересованности автора, а также говорят относительно глубочайших познаний в самых различных областях культуры и науки. К ним можно отнести: Сплоченные и устрашенные (1964) - работа, где рассмотрению подвергаются проблемы теории массовых коммуникаций; Знак (1971); Поэтика Джойса (1965); Домашний обиход (1973) - посвященное вопросам истории культуры исследование; Трактат по общей семиотике (1975); Беат Лиебанский (1973); На периферии империи (1977), - также посвященное историческим культурным проблемам сочинение; Lector in fibula (1979) - труд, где рассматривается такое понятие, как «образцовый читатель»; О зеркалах (1985); философия и семиотика языка (1984); Пределы интерпретации (1990) - здесь предпринимается попытка, делая упор на работы Поппера (1902-1994), получить ложные и истинные текстовые прочтения; Гиперинтерпретация и интерпретация (1992); Поиск в европейской культуре идеального языка (1993) - в этой работе рассматривается варианты существования языка, способного отразить суть явлений; Отложенный Апокалипсис (1994) - в данном сборнике объединяются избранные эссе; Утконос и Кант (1997) - посвященное проблематике эпистемологии исследование; Между иронией и ложью (1998) - здесь автор проводит анализ феномена лжи во всевозможных ее проявлениях, как поведенческих, так и речевых; О литературе (2002) - в данный сборник входят корректированные в статьи выступления автора и статьи, которые рассматривались в периодике; Говорить почти то же самое (2003) - издание, которое в качестве основы использует семинарные материалы, введенные ученым в разных штудиях и университетах, по проблемам, касающимся переводов.

Умберто Эко - итальянский писатель, подаривший миру огромное количество уникальнейших произведений. Несмотря на желание отца Эко дать сыну юридическое образование, Умберто поступил в Туринский университет и в 1954 году получил диплом. После окончания университета Эко всецело посвящает себя науке, в частности семиотике. В одной из своих научных работ он сделал более углубленный анализ теории иконического знака. Эко считает, что иконический знак передает исключительно условия восприятия, а не свойства отображаемого предмета, в то время как коды, которые задействованы в интерпретации знаков, не универсальны, а культурно обусловлены.

Наиболее интересовал Эко вопрос об интерпретации визуальных искусств, таких как кинематограф и архитектура. В свое время Умберто Эко интересовала теория постмодернизма и массовой культуры. Он считает, что постмодернизм - явление, не имеющее хронологических рамок, но, в то же время, имеющее некое духовное состояние игры, участвовать в которой можно лишь тогда, если участник не воспринимает иронию постмодернизма, а интерпретирует текст исключительно серьезно. По мнению Эко, постмодернизм сочетает в себе определенные черты высокой и массовой эстетики.

Огромный вклад Эко в науку неоспорим. Можно бесконечно перечислять образовательные учреждения, в которых он читал лекции по семиотике, литературе, философии. Вот лишь некоторые из них - Миланский политехнический институт (1961-1964), Флорентийский университет (1966-1969), Болонский университет (начиная с 1975 года) и многие другие. Более того, он удостоился должности генерального секретаря Международной ассоциации семиотических исследований (1972-1979), затем стал вице-президентом данной ассоциации (1979-1983), а с 1994 года и почетным президентом ассоциации. Кроме всего прочего, Умберто Эко имеет массу наград и почетных званий, в том числе - кавалер ордена Почетного легиона во Франции (1993). На сегодняшний день о нем написано около шестидесяти книг, множество статей и диссертаций, его творчество является предметом многих научных конференций.

Однако, несмотря на все его заслуги в области науки и семиотики, всемирную славу Эко обрел после выхода своего первого романа «Имя розы» (1980). Писатель признается, что изначально он задумывал описать историю из современной жизни, но вскоре определил для себя, что ему, поклоннику медиевистики, более интересно будет строить детективный сюжет на фоне средневековья. Объектом действий в романе становится Бенедиктинский монастырь ХІV века, в котором случается ряд убийств, сразу ассоциируемый у очевидцев с дьявольскими проделками. Однако, францисканец Вильгельм Баскервильский, который, собственно, и ведет повествование в романе, считает, что дьявол причастен к этому лишь посредственно. Несмотря на использование дедуктивных методов Шерлока Холмса, ему так и не удается разгадать и предотвратить преступления, происходящие в монастыре во время его пребывания там.

Все же детективная линия романа не является основополагающей, так как для автора важнее противопоставление двух типов культур, которые представляют Вильгельм Баскервильский и слепой монах Хорхе Бургосский. Хорхе, имея великолепную память, отдает дань исключительно традиции и считает, что ничего кроме нее нет и быть не может. Единственное, что он рекомендует - тщательно изучать традицию, скрывая при этом некоторые подробности от профанов, дабы они не поддались искушению запретными знаниями. Вильгельм напротив отстаивает свободу интеллектуального выбора. Отображением борьбы разных моделей мира в романе есть борьба, идущая вокруг посвященного комедии сочинения Аристотеля, которое, несмотря на то, что считалось утерянным, хранилось в монастырской библиотеке. Финал романа трагический - в монастыре происходит пожар. Следовательно, борьба ничем не заканчивается, и закончиться априори не может до тех пор, пока существует этот мир.

Влияние творчества Х. Л. Борхеса на идею романа «Имя розы» прослеживается в ключевых символах - библиотека, рукопись, лабиринт. Роман, полный сведений о средневековой культуре и теологии, не мешает автору создавать интертекстуальную игру, окрашенную яркой иронией.

Роман был переведен на многие языки, удостоен различных литературных премий, таких как итальянская премия Стрега (1981), французская премия Медичи (1982) и др. Экранизация романа «Имя розы» (1986) получила премию «Сезар» в номинации «Лучший зарубежный фильм»(1987). В киноинтерпретации романа роль Вильгельма Баскервильского сыграл голливудский актер Шон Коннери, что, несомненно, добавило популярности фильму. Съемки сюжета проходили в монастыре Эбербах, неподалеку от Франкфурта, именно там в полной степени сохранилась атмосфера средневековья. В 1983 году Умберто Эко выпускает своего рода комментарий к роману - книгу «Заметки на полях «Имени розы».

Второй роман У. Эко «Маятник Фуко» (1988) был переведен на многие языки и в один миг стал центром внимания мировой читательской аудитории. «Маятник Фуко» - пародийный анализ культурно-исторической неразберихи современного интеллигентного сознания. Сюжет происходит в ХХ веке и считается концептуальным «двойником» романа «Имя розы». Героев романа волнует истинная судьба ордена тамплиеров, а также существование мирового заговора, следы которого периодически обнаруживаются.

Жанр книги определить не просто. Не мотря на наличие элементов детективного жанра, нельзя с уверенностью сказать, что автор работал исключительно в этом русле. Весь роман пронизан явным автобиографизмом.

Повествование ведет главный герой романа - молодой профессор философии Казобон. Он работает в редакции одного из итальянских издательств, в котором, кстати, угадывается реально существующее издательство «Бомпьяни», хорошо знакомое Эко. Казобон вместе со своими друзьями работают над серией книг по оккультизму и мистицизму, а также начинают заниматься исследованием гипотетического плана тамплиеров, в основе которого были методы приобретения власти над скрытыми мистическими источниками энергии. Казобона привлекают к данной работе на том основании, что он еще, будучи студентом университета, изучал историю тамплиеров, неплохо знаком с источниками и может предоставить историческую достоверность фактов.

Но основная масса работников, в том числе и директор издательства, подходят к теме несколько иначе. Наиболее их интересует версия о том, что орден продолжает подпольно существовать и вбирать в себя эзотерические учения секретных организаций, живших в тени европейской культуры. По их мнению, в таком виде орден просуществовал и до наших дней, продолжая тайно воздействовать на современную общественную, политическую и духовную сферы жизни. Герои, на протяжении всего повествования, собирают различную информацию относительно волнующего их вопроса, обсуждают факты, а потом результаты своих наработок вводят в компьютер.

Когда все начинает проясняться, становится понятным, что полученную ими карту следует поместить под маятник Фуко, который находится в парижском Музее искусств ремесел. То, что несколько веков назад в этом здании был монастырь ордена Тамплиеров, не является просто совпадением.

В итоге, маятник Фуко становится всемирной точкой отсчета, он способен менять очертания, стоит лишь выбрать новую систему интерпретации. Хотя, на самом деле, это есть не что иное, как очередная фантастическая гипотеза. По замыслу автора, поиск смысла в этом мире и сводится непосредственно к поиску единой точки отсчета.

Эко переосмысливает научно-физические характеристики маятника с символической точки зрения. Привязанность маятника к одной точке делает его абсолютным. А на противоположном конце его оси протекает жизнь. Это сводится к тому, что шар, подвешенный на нити маятника, чертит узор земного исторического бытия. Структура произведения свидетельствует о том, что любое из прочтений не является единственно верным.

Заметки Бельбо - это тема, которая периодически повторяется в книге. Эти, по большей мере эксцентричные эссе, связаны с детством Бельбо, а именно с его чувством неполноценности. Заметки из его детства контрастируют с миром культов и заговоров. Несмотря на то, что писательство - это страсть Бельбо, он очень опасается своих попыток сотворить литературное произведение, считая себя не достойным такого права. Этот процесс постоянного бессознательного уничтожения и есть основа иронии всей книги, тем более что, в конечном счете, Бельбо всецело поглощается созданием Плана.

Жизненный путь Казобона - наука. Параллельно с попытками Бельбо добиться внутреннего равновесия, Казобон стремится к цели получения знаний. Рассматривая особенности его натуры во время участия в ряде мистических мероприятий, можно говорить о переменчивости и неоднозначности научного знания и человеческого восприятия. На протяжении романа характерные для него черты убежденного реалиста постепенно сменяются на характер склонный к сверхъестественному восприятию мира.

Умберто Эко избегает фокусирования на таинственности и различных версиях теорий заговора. Однако не уклоняется от исторической мистификации ордена Тамплиеров. Роман можно считать своеобразной критикой, пародией на грандиозные заговоры, которые столь часто создавались в литературе постмодерна конца ХХ века. Несомненно, основной интригой романа можно считать детали конспирации Плана, но, тем не менее, книга главным образом фокусируется на раскрытии личностей героев, а также на их постепенной эволюции. Таким образом, теория заговора - это скорее источник интриги, чем серьезное утверждение.

Такой роман, как «Остров накануне» (1994) перенасыщенный также скрытыми цитатами и отсылками, Эко демонстрирует в виде барочного произведения. Между тем, это является очередной игрой, которую затеял лукавый романист. Перед читателем предстает постмодернистский роман в чистейшем виде, хотя имеет смысл припомнить, что и в представлении Эко постмодернизм является неким духовным состоянием, а никак не явлением, вписанным в определенную канву хронологии, а на этом основании игра определяется в существенной степени удачной, так как и барокко множеством исследователей рассматривается в виде некоторой константы культуры, действие которой допускается фактически в любой период истории.

Эко следующий начатый роман под названием «Нулевой номер» намеревался выстраивать на современных материалах. Рассказы о деятельности и нравах журналистов до настоящего времени оказались незаконченными. На книжных рынках роман «Баудолино» впервые появился в 2000 году 23 ноября. Он в очередной раз основывается на материалах истории. Его центральная линия представлена приемным сыном небезызвестного Фридриха Барбароссы, человека, который являлся вдохновителем поиска Грааля и выступал в качестве инициатора Крестовых походов.

В соавторстве с Э. Карми Эко создает детские книги - «Три космонавта» (1966) и «Бомба и генерал» (1966). Сюжетная линия первой определяется, как показательная: представители таких различных государств, как КНР, Соединенные Штаты и Россия, имеют возможность выжить при неукоснительном исполнении одного условия - обеспечения между собой взаимопомощи.

Успешности романов Эко содействует и факт того, насколько умело он формирует компанию рекламы. К дате выхода очередного издания анонсы в интервью и периодике достигают максимальных показателей интенсивности. По своему обыкновению появление книги планируется к открытию очередной книжной ярмарки во Франкфурте. Эко не просто осуществляет контроль деятельности переводчиков собственных произведений, но и обеспечивает их пространными инструкциями, а, кроме того, организует для них специализированные слеты и конгрессы, первый из которых возымел место в Триесте в 1988 году. Естественно, в качестве приправы используется довольно-таки внушительная доля иронии, но результат достаточно серьезен.

В этом свете появляется несколько другой смысл, сделанного им в одном интервью признании. На вопрос относительно того, на каком основании он не принял предложение занять в конце 90-х годов пост министра культуры, Эко дал ответ: «Хотелось бы уточнить, что в реальности подразумевается под словом «Культура». Ежели оно имеет отношение к эстетической продукции минувших дней - манускриптам Средневековья, зданиям старины и картинам, то я полностью за поддержку государства. Между тем, за это несет ответственность министерство наследия. Получается «культура» в области творчества, а здесь я сомневаюсь, что смогу руководить коллективом, который старается вдохновлять и субсидировать процесс самого творчества. Творчество должно являться анархичным и существующим по капиталистическим канонам, когда выживает только сильнейший».

Стоит заметить, что положение Эко в жизни и литературе максимально прочное. В 1962 году он вступил в супружеские отношения с немкой Ренатой Рамге, которая в то время работала в качестве консультанта-искусствоведа. У пары имеется дочка и сын. Летнее время Эко предпочитает проводить в поместье 17 века, которое находится в непосредственной близости от Римини. Согласно слухам, в его квартире в городе Милане собрана громадная библиотека, содержащая приблизительно 30 тысяч изданий, в число которых входят и подлинники. Несмотря на свой преклонный возраст, он ежедневно выкуривает сигареты по несколько пачек и трудится допоздна. Помимо того, он занимается игрой на флейте и рисованием. Во Всемирной паутине имеется его ресурс, который обновляется с завидным постоянством.

Для Эко политика не чужда. В частности, в конце 90-х годов он с большой активностью принимал непосредственное участие в избирательной компании, выступал в качестве инициатора идеологических конференций и конгрессов, одна из которых проходила в 1997 году в замке Гаргонца. Также он проводит публичные дискуссии.

Множество времени он уделяет разработке новых типов коммуникации. Обеспечивал контроль над разработкой для «Оливетти» научного софтвера, из отделов энциклопедий периодов человеческого развития произведены «Восемнадцатый век» (1997) и «Семнадцатый век» (1995). Следующий проект - разработка «Мультимедийной Аркады». Тренировочный компьютерный центр, мультимедийная библиотека, выход в Сеть - 50-местный комплекс терминалов с объединением в Сеть, обслуживанием которой занимается специализированный персонал, состоящий из библиотекарей, техников и педагогов. Основополагающая задача заключается в предоставлении возможности использования самыми новыми технологиями за весьма умеренную плату. Первый этап проекта был рассчитан на граждан Болоньи, хотя в дальнейшем опыт может распространиться вплоть до мирового масштаба.

С точки зрения Эко, доступность знаний является самым важным достижением развитой цивилизации. Он же является автором весьма востребованного пособия, получившего название «Как пишется диссертация» (1977). В виде первейшей его попытки создания доступных учебных пособий, но доступных именно по всем параметрам, можно рассматривать его издание «Заметки по семиологии визуальных коммуникаций». Просчитав, что размноженная посредством использования ротатора рукопись, оцениваться будет дорого, а на этом основании не особо обеспеченные студенты не смогут ее для себя позволить, он заключил контракт с издательством «Бомпьяни», которое пособие выпустило по минимально допустимой стоимости. Естественно, должно соблюдаться условие, что издание не окажется в широкой продаже, а распространяться станет исключительно между студентами.

Эко преисполнен планами и энергией. Он занимается ведением еженедельной колонки в журнале «Эспрессо» под названием «Коробок с бумажными спичками Минервы». Имеется предположение, что для данной рубрики заметки он осуществляет именно на подобном коробке спичек. Стоит заметить, что на незавершенной стадии осталась ранее в периодике публиковавшаяся Какопедия (обратная энциклопедия), а также юмористическая философская история в карикатурах и стихах - «Философы на свободе». Вполне вероятно, что это был один из розыгрышей автора и он не испытывал намерения данные сочинения завершать.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Эко Умберто представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.