Дюма-отец Александр


Александр Дюма - это писатель мирового значения, книги которого читают во всех странах. Его герои прочно вошли в сердца и память многочисленных читателей. Книги Дюма читали и продолжают читать повсеместно. Виктор Гюго, великий французский писатель и публицист, оценил Александра Дюма как самого популярного из своих современников, оценив его литературную деятельность как самый настоящий триумф, а его значимость - как всемирную.

Будущий писатель родился в семье Тома Дюма и Марии Лабурэ, генерала и дочери трактирщика, в городишке Виллер-Котры, на улице Лормелэ. Дед Александра Дюма был отставным полковником и генеральским комиссаром артиллерии, происходившим из нормандских дворян и получившим королевской милостью титул маркиза. В 1760 году дед отправился на Сан-Доминго и стал плантатором, а в 1762 году у него и чернокожей рабыни родился сын, получивший имя Тома-Александр. Вернувшись во Францию 1780 году, маркиз, следуя сложившемуся у французов обычаю, забрал сына с собой.

Попав во Францию в возрасте восемнадцати лет, Тома привлек внимание света, принявшего его как сына маркиза в свой круг, экзотической внешностью и поразительной физической силой. Эти черты отчасти перенял и его сын, будущий знаменитый писатель.

Маркиз не был щедр и сына не баловал. Когда он, будучи 79 лет от роду, женился на своей экономке, Тома решил покинуть отцовский дом и завербовался в королевскую гвардию в качестве солдата. В октябре 1792 года, когда продолжалась Великая Французская революция, послужившая на пользу карьерам многих военнослужащих, Тома Дюма стал подполковником, а спустя месяц женился на Марии Лебурэ - девушке из простой семьи, но добродетельной и серьезной. В сентябре он был произведен в дивизионные генералы.

Ему во время армейской службы пришлось через многое пройти. Он был скорее хорошим солдатом, настоящим бесстрашным воином, чем стратегом. Наполеон Бонапарт, в Итальянской армии которого оказался Тома Дюма, прекрасно знал об этом и взял генерала с собой в египетский поход. Дюма не остался до конца с командиром: во время похода он испросил разрешения вернуться домой раньше.

По возвращении Тома Дюма угодил в неаполитанскую тюрьму, где оставался вплоть до апреля 1801 года, когда после примирения его обменяли на австрийского генерала Мака. Дюма вышел на свободу больным человеком - он был изувечен, наполовину парализован, и вдобавок обзавелся язвой желудка. Из сильного мужчины и настоящего атлета он превратился практически в инвалида, что перечеркнуло любую возможность дальнейшей армейской службы.

Тогда же в семье Дюма родился сын. Александр Дюма провел детство практически в бедности, которая стала в их доме постоянной гостьей: положение их было плачевно на протяжении многих лет. Когда Тома Дюма умер, его сыну не досталось даже самого незначительного наследства. Александру даже не предоставили стипендию в военной школе или лицее. Мать с сестрой научили Александра Дюма чтению и письму, но с арифметикой дела шли туго: он никогда не отличался способностями к математике и желанием постигать ее, так что его познания не углубились дальше умножения чисел. Это с лихвой компенсировалось навыками, связанными с письмом: с раннего детства у Александра Дюма был прекрасный почерк - аккуратный, четкий и украшенный завитушками, настоящий почерк военного писаря. Впоследствии этот почерк помог будущему писателю зарабатывать на жизнь. Мария Лебурэ старалась дать сыну и музыкальное образование, но у него не оказалось слуха. Впрочем, он научился отлично танцевать, стрелять и фехтовать.

Обучение Александр проходил в местном колледже аббата Грегуара. Нельзя сказать, что это было качественное систематическое образование, но в этом колледже будущий писатель начал изучать латынь и разобрался в основах грамматики, а кроме того, улучшил почерк. Вообще, будучи страстным поклонником охоты, Александр Дюма дни напролет проводил в лесу. Но поскольку заработать на жизнь охотой было невозможно, вскоре ему пришлось устроиться на нормальную работу. Такой работой стала должность клерка в нотариальной конторе. У Дюма не было глубоких знаний, но он всегда был уверен в своих силах и старателен.

Посетив Париж, Дюма познакомился с известным актером Тальма, и это знакомства привело Александра к мысли, что пробиться наверх и сделать карьеру он сможет только в Париже. Не мучаясь долгими раздумьями, Дюма переехал во французскую столицу и устроился в канцелярию герцога Орлеанского.

Эти перемены в жизни сильно повлияли на мировоззрение и самосознание Александра Дюма. Во-первых, перед ним открылись новые возможности, которые в избытке предлагал Париж молодым талантам. Во-вторых, он осознал, насколько необходимо ему выучиться и получить более-менее систематические знания. Дюма заметил, что всех его знакомых с одинаковой силой поражает его гибкий ум и удивительное невежество. Относясь к службе как к источнику существования, но не более того, Дюма направил все свои силы и внимание на литературные занятия и общение с известными драматургами и писателями, которые могли поделиться с ним своим опытом.

В 1829 году свет увидела историческая драма Дюма под названием «Генрих III и его двор», которая имела оглушительный успех. Пьеса принесла много денег и была представлена на сцене тридцать восемь раз, однако король, углядев в героях нежелательное сходство с самим собой и своим кузеном герцогом Орлеанским, вознамерился запретить к показу «Генриха III». Впрочем, что интересно, герцог Орлеанский пьесу поддержал, и она не была запрещена.

Этот успех сделал из молодого Александра Дюма, малообразованного клерка двадцати семи лет, совсем недавно приехавшего в столицу из провинции и не имеющего ни положения, ни денег, ни влиятельных покровителей, известного и даже знаменитого человека. Дюма продолжил писать пьесы: «Антонии», «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня» - все эти пьесы не только имели ошеломительный успех и долгую сценическую судьбу, но и по сей день не забыты.

Герцог Орлеанский поддерживал с Виктором Гюго и Александром Дюма вполне дружеские отношения и отметил их соответственно розеткой офицера Почетного легиона и ленточной кавалера. Гюго принял награду с типичным для него достоинством и, пожалуй, даже надменность, а Дюма обрадовался, как ребенок. Он украсил себя крестом, орденом Изабеллы Католической, орденом святого Иоанна Иерусалимского, и вдобавок - какой-то бельгийской медалью. Александр Дюма был, если можно так выразиться, «падок на награды» - в каждой стране, где он был, писатель скупал ордена и выпрашивал себе награды, так что его парадный фрак в торжественный день превращался в экспозицию всевозможных медалей и лент.

В 1830-х гг. Александру Дюма пришло в голову воплотить свою страсть к исторической тематике в полноценной серии книг, на страницах которых представал бы путь Франции в течение XV-XIX вв. Первым романом этого цикла стало произведение «Изабелла Баварская», вышедшее в 1835 году. Дюма поистине возродил исторический роман как жанр, выстраивая увлекательное повествование, в котором вымышленные герои и подлинные исторические лица действовали на равных правах и выписывались автором с равным вниманием. Дюма понял, что любовь публики можно завоевать, показав французских «небожителей» - членов августейшего семейства, министров и фаворитов - как простых смертных, подверженных все тем же страстям. И он не прогадал. Имея замечательный писательский талант, Дюма, которого сложно назвать настоящим исследователем или эрудитом, увлекал читателей настолько, что большинство не замечало фактических ошибок в его книгах либо относилось к этим ошибкам с подлинным равнодушием. Александр Дюма любил историю, но не испытывал перед ней пиетета, сравнивая ее с «гвоздем», на который он как писатель вешает свои романы. Прекрасно понимая, что никто не будет воспринимать его всерьез как историка, он продолжал перерабатывать исторические факты в пользу художественности формы.

Роман «Шевалье д'Арманталь» имел ошеломительный успех и доказал своему автору, что исторические романы - это поистине золотая жила. Парижские газеты мечтали заполучить права на публикацию очередного романа Дюма, и директора этих газет буквально гонялись за модным писателем. «Три мушкетера» не просто умножили славу Дюма, а увековечили его имя. Если современники могут ошибаться в популярном произведении (известно много примеров, когда популярные писатели не проходили проверку временем, а никому не известные авторы уже посмертно приобретали известность и всеобщую любовь), то несколько поколений не ошибаются никогда.

Александр Дюма выбрал жанр, который идеально подходил его творческой манере, и его произведения по сей день остаются эталоном для всех авторов исторических романов. Пользуясь известными источниками, порой Дюма отталкивался от поддельных мемуаров (к примеру, «Мемуаров д'Артаньяна»), а порой - от подлинных (таких, как «Мемуары мадам де Лафайет», легшие в основу «Виконта де Бражелона»).

В истории французской литературы нет другого писателя, который был бы так же плодовит, как Дюма - в период 1845 - 1855 гг. В эти десять лет Дюма не давал себе передышки и представил всю историю Франции, которую задумал. После «Трех мушкетеров» следуют «Двадцать лет спустя», затем историческую эстафету подхватывает «Виконт де Бражелон». Другая трилогия получилась из «Королевы Марго», «Графини де Монсоро» и «Сорока пяти». В то же время в другой серии романов, куда отнесем «Ожерелье Королевы», «Шевалье де Мэзон-Руж», «Жозефа Бальзамо», «Анжа Питу» и «Графиню де Шарин», Дюма сосредоточился на теме заката французской монархии.

Еще в молодости Дюма решил объединить в своем творчестве историю. Из путешествий, в которые он с охотой отправлялся, Дюма всегда привозил ворох толстых рукописей. Он мечтал побывать в России: в 1840 году выходит роман «Учитель фехтования», где Дюма повествует о восстании декабристов и в частности о жизни И. А. Анненкова. Написанный на основе исторических фактов, роман в равной степени базируется и на дневниках О. Гризье - известного преподавателя фехтования, которому довелось служить в петербургском Главном инженерном училище, а затем - вернуться на родину, во Францию. Запрещенный в России, «Учитель фехтования» пользовался огромным успехом. Его тайком читали все, кто мог раздобыть, и в числе их была императрица. Первый перевод на русский язык был выпущен только в 1925 году.

После смерти императора Николая I Дюма в 1858 году получил визу и предпринял поездку в Россию. Он не только в Петербурге и Москве, но и познакомился в Нижнем Новгороде с супругами Анненковыми - героями своего романа. Александр Дюма был счастлив узнать, что образованные русские читают французских писателей, включая его самого, ничуть не хуже, чем парижане. Дюма довелось побывать в Астрахани и калмыцких Степях.

Когда разразилась франко-прусская война 1870-71 гг., и французы начали терпеть поражения, это было для больного уже Дюма сильным ударом. Он с трудом добрался до жилища сына и остановился у него. Болезнь обострилась, и писатель, потерявший речь и способность двигаться, скончался 5 декабря 1870 года. Его похоронили в Невиль-де-Полле, а с концом войны сын возвратил тело отца в Виллер-Котре и похоронил рядом с родителями.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дюма-отца Александра представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.