Дидро Дени

Дени Дидро - французский писатель, драматург, философ просветитель. Годы жизни - 1713-1784.

В 1713 году 5 октября в Лангре, Франция, на свет появился Дени Дидро.

Вместе с Руссо, Д'Аламбером, Вольтером, Монтескьё писатель являлся создателем многих идей Просветительского периода, подготовившего умы у революции во Франции. Также Дидро был идеологом 3 сословия и основателем Толкового словаря искусств, наук и ремёсел - 1751 год.

В 1773 году Дени Дидро стал почётным иностранным членом Петербургской академии наук.

Причиной смерти писателя послужила болезнь желудочно-кишечного тракта. Биография Дени Дидро заканчивается на дате 1784 года, 31 июля. Он прожил 70 лет.

Мировоззрение французского писателя

В Санкт-Петербурге, на Иссакиевской площади 9 обнаруживается мемориальная доска на здании, где Дидро проживал в период 1773 - 1774 года. Он был противником дуалистического учения о разъединении духовного и материального начала. Философ считал, что существует только лишь материя, наделенная чувствительностью, а итогом движения ее составных частей обнаруживаются разнообразные по сложности явления. У Дидро развитие человека зависело от общего воспитания и смены фактов. Каждое его действие обнаруживалось актом, требующимся для объединения актов неизбежных как восход дневного светила.

В политических вопросах он придерживался теории просвещённого абсолютизма. Как и Вольтер, писатель не питал доверия к народной массе. Он считал, что простые люди не могут посредством умозаключений прийти к здравым суждениям в политических вопросах, либо в вопросах нравственности. Идеальным государственным укладом для него являлась монархия во главе с государем, обладающим не только научными, но и философскими знаниями.

Дени Дидро веровал в результативность союза людей с философским складом ума и монархов. Против духовенческой власти было направлено его учение материалистического характера. Главной целью писатель считал передачу власти над «душами» людям-философам. Также он хотел, чтобы государством управляли мыслящие философски люди. Конечно же, известно чем закончился подобный союз - монархи ухаживали за философами, которые не выявили надлежащего воздействия на практическую политику высокоразвитых деспотов.

В свое время Екатерина II пригласила Дени Дидро в Петербург. Они проводили ежедневные беседы по многу часов. Императрица всероссийская всячески поддерживала мыслителя, но абсолютно скептически отнеслась к выдвигаемым философом проектам об искоренении роскоши при дворе и распределении свободных средств на потребности обычных людей, возникновении бесплатного обучения для всех желающих. Знаменитый писатель получил в дар от Екатерины немалую сумму денег на развитие библиотеки, пребывавшей в его распоряжении. Дидро получал некое жалование за заведование культурно-просветительским заведением.

Даже в своих литературных творениях писатель выступал идеологом буржуазии. Во Франции он способствовал продвижению буржуазно-сентиментальной драмы, ранее образовавшейся в Англии (Мур, Камберленд, Лилло).

Творческая биография Дени Дидро

Первая пьеса талантливого писателя под названием «Внебрачный сын» на французском языке - Un fils naturel появилась в 1757 году. В следующем году свет увидела другая пьеса - «Отец семейства», на французском звучит как Pиre de famille. По названию видно, что произведения посвящены проблемам семейных взаимоотношений. В первом писатель защищает права детей, рожденных вне брака, во втором - право пасынка избирать себе спутницу жизни не по указанию отца, а по велению сердца.

Данные пьесы насыщены рассуждениями Дени Дидро, способствующими образованию нового вида драматического искусства, названного «серьёзным жанром» самим писателем. Классический театр разделял трагедию - жанр, созданный для обозначения героических и возвышенных тем, для обрисовки высшего сословия, комедию с будничными темами и героями из народа.

О влиянии буржуазии на развитие литературы свидетельствует выделение среднего жанра между комедией и трагедией, получившей в будущем распространение под именем драмы. «Серьезный жанр» разрушил границы, отделяющие аристократические сословия от низших, духовные и благородные чувства от будничных. Дидро выступал за то, чтобы право на трагическую тематику принадлежало не только придворному обществу, но и простому народу.

По мнению Дени Дидро, возвышенное мироощущение можно отыскать и у бедняка, а забавное или смешное у придворной аристократии. Буржуазия всегда желала сломать стену между собой и привилегированными дворянами, а писатель-философ разрушил сословные преграды в разных литературных жанрах. Благодаря Дидро трагедия стала более очеловеченной. Отныне в драматическом произведении были представлены все общественные классы. Но при этом рациональное построение характеров героев уступило место настоящей обрисовке живых людей. Основными чертами возникшего жанра стали нравоучения и чувствительность, а вопросы морали и семьи - главными темами, преобладающими персонажами - крестьяне, бедняки и добродетельные буржуа.

Новый жанр соответствовал задачам Просветительской эпохи, а театр обнаруживался проводником повстанческих идей. Театральные постановки вернулись к сути человеческой природы, все условности, включая этикет, торжественные стихи, высокий стиль классицизма были утрачены. Театр отвечал в полной мере вкусам буржуазии, не имеющей исторических воспоминаний и героических предков, которая любила семейный очаг и регулярно пребывала в атмосфере будничных забот.

В качестве теоретика искусства и критика писатель отстаивает взгляды - негодность классических условностей, верность природе и важность нравоучительного в искусстве.

Дени был разносторонней личностью - он писал и о литературе, и об изобразительном искусстве («Салоны»), и об искусстве актёров - «Парадокс об актёре». В «Салонах» он объединял скульптуру, живопись с литературой, добивался «нравственности картин», позиционировал изобразительной искусство, как уникальной средство воздействия на окрепшие и неокрепшие умы. По сей день «Парадокс об актёре» не утратил своего богатого значения и оригинальности. Дидро являлся врагом актерской теории «нутра». По мнению писателя, артист сцены обязан играть обдуманно, изучать природу человека, постоянно подражать какому-либо идеальному образцу, руководствуясь своим воображением и памятью. Актёр считался совершенным, если придерживался данных постулатов: все у него было соображено, изучено, размерено и расставлено в соответствии со строгим порядком. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто - вне себя: эта власть - привилегия того, кто владеет собой».

Драмы писателя интересны только лишь с исторической точки зрения в отличие от повестей. Ими интересуются и сегодня благодаря удачному вложению положительных ноток, привнесенных идеологами буржуазии в литературу. В данных творениях прослеживается зависимость главного героя от среды, их взаимодействие и связь: в бытовые условия поставлен герой. А человеку созданному классиками рационально отвлечённо противопоставлен социальный тип, живая фигура, выражающая значение целой эпохи.

Произведение из беллетристики под названием «Жак Фаталист» - 1773 год пользуется наибольшей известностью. Лучшим из художественных творений является «Племянник Рамо», оно опубликовано посмертно. «Жак Фаталист» - повесть с рядом эпизодов о приключениях 2 приятелей. Здесь представлена цепочка характерных образов того времени. Небывалой критике подвергнуты эгоизм, распущенность, мелочность, малосодержательность и отсутствие глубокой заинтересованности «обществе». Так называемому, социуму - противопоставляются примеры чувствительности, подлинности, добродетели - качества, приобретённые Дени в буржуазной среде.

Рамо, персонаж другой повести - одарённый циник, одновременно влекущий своими суждениями на грани парадокса и отталкивающий своей бесхребетностью. В его лице писатель воплотил всё отрицательное и отвратительное, что пряталось в недрах старого сословия. Главное действующее лицо - это своеобразная накипь, формирующаяся на поверхности моря, взволнованного бурями идей, в период зарождающейся ликвидации пережитков дворянско-церковного господства. Это муть, вздымающаяся со дна, когда прохладная струя ворвалась в стоячие воды, когда задрожал и завибрировал в своём основании старый мир и объединенные с ним понятия.

Рамо легко переключается от раболепия до наглости. Он является не просто негодяем, а виртуозом обмана и клеветы, он испытывает удовольствие от бессилия добропорядочных людей, наблюдая за их борьбой с мерзавцами, испытывает своеобразный художественный экстаз, нападая на уязвимые стороны философии просветительства. Герой любуется своей позицией циника и бесцеремонного нахала, позволяющей с лёгкостью проникать в лазейки, случайно сформированные в период тяжелейшей социальной борьбы, пить и есть с большим удовольствием, проводить постоянно время в праздности.

Рамо является противником какой-либо морали. Он отрицает устои старого и нового общества. Является врагом организованной общественности, он - типичная богема, эгоист, возмущённы всякой дисциплиной, любым насилием над личностью. Удивительно то, что в Рамо наблюдаются некоторые черты, свойственные самому Дидро - небывалый запас жизненной энергии, могучее ощущение природы, настоящее чувство своего «я» - существенные элементы в учении энциклопедистов.

Дени Диро готов, в конце концов, признать его правым в одном пункте: «самое главное, чтобы вы и я существовали и были сами собою, а всё прочее пусть идёт, как может».

Следует выделить также повесть писателя «Монахиня» (фр. - La religieuse) с изображёнными извращёнными нравами монастыря для женщин. Произведение повествуется от лица юной девушки-послушницы, не разумеющей того, что она переживает. В повести сочетается чувствительность, смелый натурализм и психологическая правда, поэтому данное произведение признано одним из лучших творений французской прозы 18 века. Точным примером антирелигиозной пропаганды является «La religieuse» благодаря своей драматично проведённой тенденции атиклерикальной.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дидро Дени представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.