Алигьери Данте

Данте Алигьери (Dante Alighieri) - поэт из Италии. Родился Данте в мае месяце 1265 года во Флоренции. Родители его являлись почтенными гражданами, они обладали скромным достатком и относили себя к партии гвельфов, которая выступала против правления в Италии германских императоров. Родители сумели оплатить сыну школьное обучение, а далее предоставили ему возможность, не заботиться о финансах и совершенствоваться в искусстве сложения стихов.

Определенное представление относительно юных лет поэта предоставляет его повесть-автобиография в прозе и стихах, под названием «Новая жизнь». Здесь рассказывается о любовных чувствах Данте по отношению к Беатриче. Предположительно, этой девушкой являлась Биче, дочка Фолько Портинари. Описывается любовь с восьмилетнего возраста мальчика и до самой кончины Беатриче, возымевшей место в середине 1290 года. В данном случае стихотворное повествование приправляется вставками прозы, дающими объяснение появления определенного стиха. В рассматриваемом произведении Данте развивает теорию куртизанских любовных чувств, уравнивая ее с любовью к Богу христианина. После того, как умерла Беатриче, Данте стал искать утешение в философии и разработал некоторое число аллегорических стихов, восславляющих эту новоявленную даму. Естественно, за период занятий научными изысканиями, смог существенно расшириться и кругозор Данте. Наиболее значимую роль в дальнейшем творчестве и судьбе, в целом, сыграло его изгнание из Флоренции.

В те далекие времена вся власть во Флоренции находилась в руках партии гвельфов, которая разрывалась внутрипартийными противостояниями и междоусобицами. Основное противостояние наблюдалось между теми, кто выступал за независимость от папы (белые гвельфы), и теми, кто являлся сторонником власти папы (черные гвельфы). Несколько раз в 1295 году он призывался на службу государству, и участвовал в Совете Ста.

В качестве посла в 1300 году он посетил Сан-Джиминьяно и призывал горожан объединяться с народом Флоренции с целью противостояния папе Бонифацию VIII. В том же году его сделали членом руководящего совета приоров - на этом посту он находился с 15.06 и по 15.08. В 1301 году с апреля месяца и по сентябрь он был включен в состав Совета Ста. В этом же году осенью его ввели в посольский состав, который направился к папе Бонифацию на основании того, что на территории Флоренции было совершено нападение принцем Карлом Валуа. В период его отсутствия, 1 ноября 1301 года, после того как власть в городе перешла к Карлу, черные гвельфы почувствовали себя правителями, а гвельфы белые подвергались жесточайшим репрессиям. В самом начале 1302 года Данте стало известно, что его на основании сфабрикованного обвинения в получении взятки намереваются изгнать. Также его обвиняли в сопротивлении Карлу Валуа и папе, в том числе и в должностных преступлениях. Естественно, что во Флоренцию дорога ему была «закрыта».

В 1310 году возымело место «миротворческое» вторжение императора Генриха VII на территорию Италии. В ответ на этот вопиющий факт, Данте, к тому времени приютившийся в Казентино, откликнулся жарким письмом к народам и правителям Италии, призывая оказать всяческую поддержку Генриху. В следующем письме, которое получило название «Флорентиец» необоснованно изгнанный Данте Алигьери, стал самым негодным из флорентийцев, оставшихся в городе, он искренне осуждал то сопротивление, которое было оказано императору Флоренцией. Скорее всего, в те же времена им был написан трактат под названием «О монархии» (1312-1313). Между тем, в августе месяце 1313 года, после безуспешной компании, продолжавшейся три года, Генрих VII скоропостижно скончался в городе Буонконвенто. В 1314 году, после того, как умер пара Климент V, Данте во Франции выступал с другим посланием, которое адресовано было конклаву кардиналов Италии в населенном пункте Карпентра. Именно здесь он призывал на должность папы поставить итальянца и возвратить престол папы в Рим из Авиньона.

На протяжении некоторого времени Данте скрывался у Кан Гранде дела Скала, правителя Вероны, которому была посвящена финальная часть произведения «Божественная Комедия - Рай». Последние годы своей жизни Данте проводил в Равенне, находясь под покровительством Гвидо да Полента, где и умер в сентябре месяце 1321 года, полностью закончив накануне «Божественную Комедию».

Только незначительная часть ранних стихов Данте смогла «дожить» до Новой жизни. Кроме них им было написано некоторое число аллегорических концон, которые, предположительно, должны были быть включенными в Пир, а кроме них, большое число стихотворений лирического жанра. Спустя некоторое время все вышеупомянутые стихи изданы были в сборнике «Стихи», или же Канцоньере, но Дантье сам подобного сборника не составлял. Имеет смысл сюда же включить бранные и шутливые сонеты, которые он использовал для того, чтобы обмениваться ими с товарищем Форезе Донати.

Как утверждал сам Данте, трактат под названием «Пир» был написан для того, чтобы как о поэте заявить о себе, перешедшем уже от восхваления любви куртуазной к тематике философской; что Пир предположительно будет укомплектован четырнадцатью поэмами, из которых каждая должна быть наделена обширнейшей глоссой, растолковывающей ее философское и аллегорическое значение. Между тем, после написания толкований по отношению к трем канцонам, Данте прекратил деятельность над самим трактатом.

В первом произведении Пира, который стал своеобразным прологом, он страстно отстаивает на право литературного языка язык итальянский. Трактат, выполненный на латинском «О красноречии народа» (1304-1307) также завершен не был. Данте смог написать только первую часть и немного второй. Здесь он рассматривает итальянский язык в качестве средства выражения поэта, излагает собственную языковую теорию и надеется, что в Италии будет сформирован новый литературный язык, который смог бы воспарить над различиями диалектов, и который будет достоин называться воистину великой поэзией.

В трех произведениях досконально обоснованного исследования под названием «О монархии» (1312-1313) писатель стремился представить доказательства таких утверждений:

1) Только находясь подвластным вселенскому монарху, человечество способно достичь мирного сосуществования и исполнить собственное предназначение;

2) Выбор Господень пал на город римлян, чтобы тот правил всей империей (как следствие, данным монархом должен стать император Римской Священной империи);

3) Папа с императором власть получают от самого Бога, а как следствие, второй первому не должен подчиняться.

Подобные взгляды рассматривались еще до Данте, но он сумел их разжечь с новоявленной силой. Церковью в незамедлительном порядке трактат был осужден, а книга была приговорена к сожжению.

В последние пару лет жизни Данте написал две эклоги латинским гекзаметром. Это получился своеобразный ответ Джованни дель Вирджилио, являвшемуся профессором поэзии в Болонском университете. Он настоятельно убеждал Данте писать на латинском языке и призывал посетить Болонью для того, чтобы увенчаться лавровым венком. Такое исследование, как «Вопрос о земле и воде», которое посвящалось сформировавшей большое число споров проблеме соотношения на поверхности планеты суши и воды, Данте, вероятно, в публичном порядке читал в Вероне. Из посланий Данте только одиннадцать признаются, как подлинные, все они написаны на латинском языке.

Есть предположение, что Данте взялся за написание «Божественной Комедии» приблизительно в 1307 году, прекратив деятельность над такими трактатами, как «О красноречии народа» и «Пир» (1304-1307). В указанном произведении он желал продемонстрировать двойное видение политического и общественного устройства. С одной стороны в качестве, предустановленном Богом, а с другой - в виде достигнувшего небывалого разложения в современном для него обществе («сбился с пути нынешний мир» - Чистилище). Основополагающая тематика «Божественной Комедии» пропитана жизненной справедливостью и в жизни загробной, а также в ней можно увидеть методы ее восстановления, которые были отданы согласно Божьему промыслу в руки человечества. Собственную поэму Данте нарек Комедией, так как она наделена мрачным началом (АД) и счастливым финалом (созерцание сущности Бога и Рай), а написана элементарным стилем (что отличает возвышенный стиль, присущий Данте, от трагедии), на языке народном, «на каком общаются женщины». Такой эпитет, как Божественная, придумал в заглавии не сам Данте, он впервые появился в издании, которое вышло в 1555 году в городе Венеция.

В поэму включено около 100 песен, у которых приблизительно идентичная длина (по 130-150 строчек) и разделенных на троицу - Рай, Чистилище, Ад, в каждой из которых содержится по 33 песни. Первоначальная песня Ада представлена в качестве пролога для всей поэмы. Божественная комедия представлена размером одиннадцатисложника, схемой рисовки, терциной, изобретенной Данте, который в нее вкладывал глубочайший смысл. Это произведение является непревзойденным примером искусства для подражания, ведь Данте за образец брал все насущное, как из мира материального, так и духовного, сотворенного Богом, который на все накладывает тень собственной троичности. На этом основании в структурной основе поэмы сохранена цифра три, тогда как удивительная симметрия ее формы содержится в подражании порядку и мере, приданной Господом всем предметам.

Данте в послании к Кан Гранде поясняет, что поэма эта многозначна и является аллегорией, идентичной Библии. В действительности же, она наделена сложной аллегорической структурой, если рассказ фактически постоянно способен удерживаться только на буквальном смысле, то это не является единственным уровнем восприятия. В поэме автор представлен человеком, который удостоен милости Божьей - совершения путешествия к Богу посредством преодоления трех загробных царств - Ада, Чистилища и Рая. Путешествие это представлено в виде реального, будто Данте его совершил наяву, а никак не в видении или во сне. В мире загробном поэт зрит различные вариации состояния душ после физической смерти тела, что соответствует воздаянию, которое определено Всевышним.

Грехи, в Аду за которые карают, разделяются на три основополагающие категории: ложь, насилие и распущенность. Данные три направления проистекают из адамова греха. Принципы этики, согласно которым строится Дантов Ад, идентично его видению мира и человека, в частности, являются неким сплавом этики язычества и теологии христианства на основании этики самого Аристотеля. Взгляды Данте сложно назвать оригинальными, так как они являлись распространенными в ту эпоху, когда аристотелевские труды снова открывались и подвергались усердному изучению.

После прохождения центра Земли и девяти адских кругов, Данте совместно с проводником Вергилием, оказываются на поверхности, в непосредственной близости от горы Чистилища, которая находит свое месторасположение в южном полушарии, на крае Земли, строго противоположном самому Иерусалиму. На похождение в Ад было затрачено столько же времени, сколько его потребовалось бы для того, чтобы уложить Христа в гробницу, и последующего его воскрешения. Первые песни Чистилища ярко указывают на тот факт, как именно поэтическое действо находит перекликание с Христовым подвигом.

Взбираясь на гору Чистилища, на которой на семи уступах можно искупить по одному смертному греху, Данте и сам очищается, а по достижении вершины, попадает в Рай земной. На этом основании получается, что восхождение является возвращением в Эдем, и повторное обретение ранее утерянного Рая. Теперь Беатриче делается проводником Данте. Естественно, ее появление кульминационно по отношению к путешествию. Кроме того, поэтом проводится подчеркнутая аналогия между Христовым пришествием и появлением Беатриче - в конце времен, в истории, в душе. Здесь просматривается попытка подражать концепции христиан истории в качестве поступательного перемещения, в центральной точке которого происходит Христово пришествие.

Данте совместно с Беатриче взбирается через девять небесных концентрических сфер, что соответствует устройству неба в птоломеевской и аристотелевской космологии. Здесь живут души праведных. Он пробирается к сфере десятой, получившей название Эмпирей и являющейся обителью Господней. Здесь святой Бернард Клервоский заменяет Беатриче, и демонстрирует поэту ангелов и святых, которые вкушают наивысшее блаженство - Господне созерцание, которое утоляет все без исключения желания.

Не обращая внимания на столь внушительное многообразие посмертных судеб, имеется возможность выделения одного принципа, который действует фактически на протяжении всей поэмы - воздаяние является соответствующим самой природе добродетели или греха, которые человеку были присущи при его жизнедеятельности. В особенности хорошо этот факт отслеживается на «территории» Ада, где схизматики и зачинщики раздора рассекаются напополам. А вот уже в Чистилище практикуется несколько иной, принцип «исправления». В Раю же души всех праведных изначально возникают на той небесной сфере или же том небе, которое наилучшим образом отражает природу и степень их заслуг, а вот непосредственно места на Марсе предназначаются для душ воителей.

В Божественной Комедии, а точнее в ее непосредственной структуре, отчетливо проявляется пара измерений: как таковая загробная жизнь, а также путешествие самого Данте, которое делает поэму богаче глубинным новоявленным смыслом и преподносит основополагающую нагрузку аллегорического характера. В дни жизни Данте, идентично более раннему периоду, теология полагала, что мистическое восхождение к Господу возможно даже при человеческой жизни, ежели Бог сам душу такой возможностью одарит. Данте таким образом формирует собственное путешествие по миру загробному, чтобы на символическом уровне оно имело возможность отразить «путешествие» души по земному миру. В данном случае он не отступает от образцов, которые уже были выработаны в теологии современности. В частности, имелось в виду предположение, что на дороге к Господу разуму приходится преодолеть три стадии, будучи при этом ведомым разными тремя типами света: Светом Славы, Милости и Естественного Разума. Эта то роль и возлагается на трех проводников писателя в «Божественной Комедии».

Концепция времени по-христиански имеет место не только в центральной части поэмы. Все деяния, до самого проявления Беатриче, имеют своей целью отражение того, что Данте воспринимал в качестве пути искупления, предначертанного Богом для человека после свершившегося грехопадения. Аналогичное восприятие истории имелось и в трактате Данте «О монархии», а также повествовалось поэтами и историками христианства (в частности, Пруденцием и Орсисием) еще за тысячелетие до появления Данте.

На основании данной концепции Богом был избран народ Рима с той целью, чтобы он человечество направил к справедливости, так как он единый сумел совершенства добиться при Августе императоре. Именно в этот период, когда на земле царили после грехопадения справедливость и мир, Господь загорелся желанием отослать к человеку самого своего любимого сына. На этом основании, после появления Христа прекращается человеческое движение в сторону справедливости. Аллегорическое отражение данной концепции прослеживается в Божественной Комедии.

Идентично тому, каким образом при Августе римляне направляли род людской в сторону справедливости, так восседающий на горной вершине Чистилища Вергилий направляет Данте к осознанию внутреннего ощущения справедливости, а уже, прощаясь, к поэту обращается так же, как и на коронации к самому императору: «Я над тобою самим венчаю тебя венцом и митрой». Теперь, как никогда ранее, в душе писателя обосновалась истинная справедливость, объявляется Беатриче, отражая своим появлением приход Христа. Таким образом, дорога, которую преодолела душа индивида, достигшая справедливости, а потом уже и благодати очищающей на уровне символизма, дублирует путь искупления, который человечеству пришлось преодолеть в процессе истории.

Совершенно очевидно, что присутствующая в Божественной Комедии аллегория рассчитана исключительно на христианина-читателя, который в обязательном порядке должен заинтересоваться описанием загробной жизни и самим путешествием Данте к Господу. Между тем, стоит заметить, что от этого у Данте характеристики жизни на земле не делаются бесплотными и призрачными. В поэме приводится полная галерея ярчайших и живых портретов, тогда как ощущение земной жизнедеятельности, некоего единства «этого» и «того» мира, имеют в ней выражение твердое и далеко не двусмысленное.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Алигьери Данте представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.