Чичибабин Борис Алексеевич

Борис Алексеевич Чичибабин - русский поэт, лауреат Государственной премии СССР, писал под псевдонимом (настоящая фамилия - Полушин). Псевдоним «Чичибабин» был взят поэтом в честь академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, видного ученого, занимающегося изысканиями в области органической химии, своего двоюродного деда по материнской линии.

Борис Чичибабин являлся одним из наиболее любимых и уважаемых представителей интеллигенции в городе Харькове, в котором он прожил большую часть своей жизни. Чичибабина вполне можно причислить к творческой плеяде «шестидесятников» - именно в этот период его поэзия в рукописных вариантах пользовалась большим спросом на всей территории Советского Союза. Однако официальное признание, как чаще всего и бывает, пришло к этому выдающемуся человеку после начала перестроечных перемен, то есть фактически к концу его жизни.

Чичибабин родился в офицерской семье 9 января 1923 года. После окончания школы в областном городе Чугуев Борис в 1940 году поступает на исторический факультет университета города Харькова, однако война спутала планы будущего историка - после призыва в армию молодой человек попадает на Закавказский фронт.

После победы над фашизмом Борис Чичибабин опять готовится к поступлению в Харьковский университет, только, на этот раз, на факультет филологии - арест в июне 1946 года вновь отрывает его от учебы. На этот раз ему предстоит провести пять лет за колючей проволокой за антисоветскую пропаганду, которая выразилась в легкомысленных частушках «Мать моя посадница», где поэт с ужасом открещивается от «ежовщины».

Находясь в заключении, Чичибабин обращается к тюремной лирике - результатом этого стали произведения «Красные помидоры» и «Махорка». Эти стихи быстро разошлись по стране - в основном, благодаря актеру и певцу Леониду Пугачеву, который, положив их на музыку, и способствовал первой славе поэта.

Спустя пять лет, возвратившись из лагерей, Чичибабин всерьез принимается за поэзию - именно в этот период и намечаются основы его будущего творчества. В большинстве своем темой его стихотворений становится гражданская лирика - это ярко отражено в произведении «Клянусь на знамени весёлом».

В стихах Чичибабина той поры явственно прослеживается редко возникающая тема, выражающая сочувствие попранным народам, проживающим на необъятных просторах Советского Союза: евреям, прибалтам, крымским татарам. Примером тому служат такие стихотворения как «Еврейскому народу», «Крымские прогулки». В то же время безмерное сочувствие удивительным образом сочетается с любовью к русскому народу, его языку и к самой России, а также нежными чувствами к своей Родине - Украине.

Начало шестидесятых годов было отмечено резким взлетом интереса к поэзии. К этому времени Борис уже ведет литературный кружок, с большим успехом декламирует свои произведения на поэтических вечерах и выпускает четыре сборника поэзии. К слову сказать, эти сборники не встретили ожидаемого отклика в сердцах читателей - и причин тому было несколько. Во-первых, жесткая цензура, безжалостно отсекавшая все, что по ее мнению было лишним; во-вторых, революционный романтизм самого автора; ну, а в-третьих - абсолютно неподходящее время для такой поэзии. Вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 году вызвало волну возмущения среди творческой интеллигенции, так что даже название сборника «Плывет Аврора» вызывало отторжение. Подобное фиаско очень сильно подействовало на поэта и вызвало глубочайший духовный кризис, что и отразилось в последующих произведениях, таких как «Уходит в ночь мой траурный трамвай».

От ярко выраженной депрессии поэта спасает встреча с настоящей любовью - ею для Бориса стала Лиля Карась. Это чувство вернуло Чичибабина к жизни, мир вокруг вновь заиграл красками, а новые стихотворения наполняются оптимизмом и светлой лирикой. Основными темами его произведений становятся книги, природа и, конечно, любовь.
В семидесятых годах, после открытия границ, многие друзья и приятели Чичибабина эмигрируют из Союза - поэт глубоко переживает разлуку с ними, однако в его стихотворениях прослеживается лишь сожаление и печаль, но не осуждение.

Гром грянул в 1973 году - на свет выходит самиздатовский сборник стихов Бориса, а сам он публично преподносит свое новое стихотворение, посвященное похоронам Твардовского. Результатом этого становится исключение поэта из членов Союза писателей, на что он ответил в своей обычной стихотворной манере.

В период 70ых - 80-ых годов слава Бориса Чичибабина уже выходит за пределы Харькова и становится достоянием большего числа российской интеллигенции. Но настоящее признание приходит к поэту в годы перестройки - его начали повсеместно печатать, его стихи звучат со страниц газет и журналов и как апогей творчества - появляются сборники стихов, которые не подверглись вмешательству цензуры. 1990 год был отмечен признанием заслуг поэта в виде Государственной премии СССР за книгу «Колокол». Борис Алексеевич принимает активное участие в деятельности общества «Мемориал» и часто выезжает за границу.

Однако, несмотря на полученную свободу творчества и передвижения, распад некогда могущественного Советского Союза пагубно отразился на самом Чичибабине - он так и не смог смириться с этими переменами - и это ясно видно в одном из его последних произведений «Плач по утраченной родине».

Борис Чичибабин умер 15 декабря 1994 года - его похороны были многолюдны и печальны. В настоящее время одна из центральных городских улиц Харькова названа в его честь, там же находится мемориальная доска, украшенная скульптурным портретом человека, для которого слово «Родина» не было пустым звуком.



 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Чичибабин Борис Алексеевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.