Бурлюк Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович - писатель, поэт, художник, футурист. Родился Давид в харьковской губернии в деревне Семиротовщина. Отец Давида был зажиточным казаком, занимавшимся предпринимательством, а потом наёмной службой у помещиков различных губерний. Мать - в девичестве носила фамилию Михневич, была сестрой известного фельетониста. Братья Давида работали художниками и изредка писали стихи в футуристических журналах.

Семья Давида часто меняла место жительства, и ему довелось учиться в гимназиях различных городов: Тамбова, Сумы, Твери. В 1892г его обучала личная учительница, и под влиянием её брата художника, он решил заняться живописью. В 1897г выходит первое стихотворение Давида. В 1898 начинает учиться в художественном училище города Казани, в следующем году переводится в одесское художественное, но вскоре возвращается обратно.

Давид впервые заявил о себе как о писателе в газете «Юг» города Херсона. С 1902 по 1905 профессор Диц обучает его живописи, а потом и живописец Кормон. Пребывая во французской столице, Давид знакомится с Борисовым-Мусатовым, Бальмонтом, Кругликовой, Волошиным. В1904г показывал свои картины на местной выставке художников, там же и познакомился с Мейерхольдом.

В 1907 они опять переезжают всей семьей. В этот раз семья переехала в имение Чернодолинное, в котором отец занимал должность управляющего. В это же время Бурлюк дебютирует на столичной выставке «стефанос». Начиная с этого периода, он постоянно участвует в выставках Москвы, Петербурга и даже за границей.

В 1909 он заново поступает и оканчивает художественное училище города Одессы. После этого поступает в московское училище, в котором учили ваянию и живописи. В 1909 инициирует организацию художественного объединения "будетян". В этой группе участвовали поэты и художники, отрицающие принципы символической эстетики.

"Будетяне" занимались поиском новых способов помогающих развитию поэзии или изобразительного искусства. В своих действиях они использовали опыт многих французских поэтов Бодлера, Лафорга, Рэмбо. Кроме этого группа иногда именовалась - «гилея», а позднее из-за влияния прессы футуристами.

Давид издал свой первый стихотворный сборник в - "Садок судей". В нём также печатались Гуро, Хлебников, Каменский и братья Давида. Литературная критика не заметила эту книгу. Однако стиль и оформление нового поэтического течения продолжали развиваться, и всё это благодаря действиям Давида, который активно пропагандировал и развивал это направление искусства. В 1911 Бурлюк знакомится с Маяковским, который учился в той же школе.

В 1912 Бурлюк организует выпуск книги "Пощёчина общественному вкусу", по мнению автора, этой книгой он защищал общественной искусство. В этом сборнике был манифест, поддержанный всеми участниками этого литературного объединения. В манифесте поэты и художники отказывались от классических культурных традиций, разрывали отношения с существующими литературными школами, и объясняли принципы новой культуры, основанные на самостоятельном творчестве.

Пафосный тон этого манифеста привёл к нападкам и критике сборника, что было выгодно футуристам, поскольку это было рекламой. В результате сильной критики футуристов стали узнавать и их имена печатали в газетах. В 1912-1014 Давид активно развивает свою деятельность, выпускает футуристические книги, и объединяет писателей и художников, разделяющих его футуристические взгляды.

При содействии Давида публикуются скандальные сборники и книги «Садок судей» и «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас». Кроме этого Бурлюк инициирует выпуск первого русского журнала футуристов. В этих сборниках печатали статьи, манифесты, рассказы футуристов, и рисунки кубистов.

В это период Давид активно проводит выступления, и доклады на которых он рекламирует футуризм, кубизм, а также выступает в диспутах на эту тему. В 1913-1914 едет со своими лекциями по русским провинциям вместе с Каменским и Маяковским. Всего Бурлюк с товарищами посетил 27 населённых пунктов.

Активная пропаганда, в которой участвовали Маяковский и Бурлюк, очень раздражала администрацию училища. Изначально совет управления запретил все футуристические лекции, а после того как Давид и Маяковский вернулись из поездок, их единогласно исключили из училища.

В 1915 Давид выпускает сборник «Весеннее контрагентство муз» в следующем году "Четыре птицы". В 1917 Давид живёт недалеко от Уфы, там рисует картины и занимается поставкой сена в армию. В 1918 участвует в последней футуристической выставке. В 1918 живёт за линией фронта.

В 1918 едет в Сибирь, где часто выступает в городах со своими лекциями. В 1920 он читает лекции в китайском городе Харбине. В 1922 г 1 сентября переезжает в США, где занимается литературой и художественным искусством. Выпускал сборники, книги и новеллы в издательстве, организованном его женой. Выпускал журнал для русских "Цвет и рифма". Позже в 1956 приезжает с визитом в СССР.

Во многих своих книгах он активно пропагандирует положения футуризма, поэтому его часто называют отцом русского футуризма. Сам Бурлюк часто поддерживал такую репутацию.

В своих трудах он защищал идею самоценности искусства, и право поэта на личный выбор направления творчества, на формальное изобретательство. Однако современники замечают, что произведения Бурлюка - это не столько самовыражение, сколько постоянное изменение и усваивание чужих принципов (народники, символисты, проклятые поэты) и экспрессионистической культуры.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Бурлюк Давид Давидович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.