Брюсов Валерий Яковлевич


Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года, а умер в 1924 году, он был поэтом, прозаиком, теоретиком литературоведения и переводчиком. Родился он в богатой купеческой семье в городе Москве. Семья Брюсова имела истоки от крепостного крестьянства, а среднее поколение этой семьи было подвержено влиянию научно-материалистических и передовых демократических идей 60-х годов. Но эти времена остались в прошлых временах.

В своей семье он получил воспитание в духе передовых идей шестидесятничества. Из воспоминаний Брюсова: "В рабочем кабинете моего отца висели портреты Писарева и Чернышевского. А воспитание я получил в принципах атеизма и материализма ". В его семье восхвалялись произведения Некрасова. Обучение свое он получил в частной московской гимназии имени Ф. Креймана, а впоследствии продолжил в гимназии известного преподавателя Л.Поливанова, который имел большое влияние на развитие будущего поэта.

То, что он будет писателем, Брюсов решил еще в возрасте13 лет. Юный гимназист очень увлекался литературой, историей, философией, астрономией. На сумрачные времена 80-ых годов приходится отрочество Брюсова, а на 90-ые года - его юность. Впоследствии поэт характеризовал эту эпоху следующим образом: «Я вырос в темное время, когда все вокруг было глухим и тихим. Людям приходилось жить в сложные времена, и им не до стихов было».

В эти времена в столице происходила тяжелая политическая реакция, при которой выродились и измельчились традиционные движения для освобождения, разочарования в них, распространилась теория "малых дел", исчезли интересы к социальным вопросам у большей части интеллигенции, выросло обывательское настроение людей. Безусловно, в общественных недрах уже выявлялись и организовались новые социальные силы, и организовывался переход к новому, пролетарскому этапу движения революции, но юный поэт Брюсов, как и большинство людей, находился на далеком расстоянии от этих слоев общества, пока не видел данных процессов.

Деятельность Валерия Брюсова в литературе просто поражает своей многогранностью. Он является не только автором повестей и романов, но и драматургом, переводчиком, теоретиком искусства, историком литературы и литературным критиком, исследователем стихов, журналистом, редактором, педагогом, организатором литературной жизни. Но для нынешнего и последующего за ними поколений Брюсов, прежде всего, остается поэтом. И самым важным и значительным в литературном наследии этого писателя является его поэтическое творчество.

Во многих стихотворениях Брюсова, сразу заметна тема, которая упорно повторяется из сборника в сборник - образ дороги, путника, скитаний по дороге или постоянного движения вперед и тяжелого восхождения.

Хотелось бы отметить, что по словам поэта становится ясно политическое и литературное безвременье того периода. Если углубиться в поэзию тех времен, то станет ясно, что она и впрямь переживала сильный упадок и идейное оскудение. В стихотворениях многих поэтов того времени большей частью преобладали темы связанные с мелкотемьем, банальностью, тусклым эпигонством, вялыми и невыразительными формами, которые были способны только дискредитировать общественное содержание. В подобной обстановке формировалась деятельность Брюсова в поэзии.

Большинство его первых стихотворений были основаны в эти времена. В этих стихотворениях в основном наложила печать душная атмосфера буржуазно-интеллигентской среды того времени, которая была лишена истинных гражданских интересов и идеалов, устремлений и великих идей. Оттуда-то и возник в этих его стихах крайний индивидуализм и эгоцентризм, демонстративное игнорирование социальной тематики и аполитичность. Однажды Брюсов заявил, что он чужд тревогам планеты. А в ином стихе признавался, что не знает других обязательств, кроме благотворной и эффективной веры в самого себя. Но юный Брюсов постоянно стремился как-то отчуждаться от окружающей его среды с ее унылым бытом, с ее копированным искусством, с ее трафаретной моралью, которые были лишены смелости и яркости. Еще юный поэт хотел выявить какие-либо новые способы и хотел высказать какое-то иное слово.

Для того чтобы воплотить свои идеи в реальность, он воспользовался тогдашней зарубежной литературой. В те времена на Западе, в особенности во Франции, формировалось и развивалось новое течение в сфере поэзии, которое получило популярность под именем декадентства, которое произошло от французского слова «decadent», или символизма. Так как его деятели олицетворяли лишь минорные настроения усталой души, которая утомлена от столкновений с жестокой и прозаической действительностью.

Стихотворения таких поэтов как Верлен, Малларме и других произвели большое впечатление на юного поэта Брюсова необыкновенностью художественных способов, новизной, способностью тонко передать различные оттенки тяжелых и всевозможных переживаний нынешнего человека. Покоренный примерами таких писателей, поэт решает стать организатором и вождем "новой поэзии" в России.

В 1892 году Брюсов поступает в Московский университет на отделение по истории, где углубленно занимается изучением истории, философии, литературы, искусства, языков, как древних, так и современных. В том же году он знакомится с произведениями французских поэтов - Маларме, Верлена, Рэмбо, которые оказывают на все его будущее творчество большое влияние. Поэт с 1894 по 1895 года издает маленькие сборники под названием "Русские символисты", где большая часть произведений написаны им же. Многие из этих стихотворений указывают на талант автора.

С 1894 по 1895 года Брюсов публикует три маленьких сборника, которые известны под названием "Русские символисты", наполненные их основном своими стихотворениями, как под своим настоящим именем, так и под различными псевдонимами. После публикаций этих маленьких сборников, которые должны были выявить рождение иного поэтического направления в нашей стране, Брюсов опубликовал личные сборники юного поэта, названия которых были на иностранном языке: "Chefs d'oeuvre", которая известна на русском языке под названием "Шедевры", опубликованная в 1895 году, и "Me eum esse", получившая свое название на русском языке как "Это - я", которая была издана в 1897 году.

Какими же произведениями в это время характеризовалось творчества Брюсова? Одним из самых ярких произведений, в котором он отчетливо продемонстрировал свое эстетическое поэтическое направление того времени - "Юному поэту", которое содержит три призыва: "не надо жить настоящим", "не надо сочувствовать никому" и "поклоняйся лишь искусству безраздумно и бесцельно". Это произведение поэта имело значение призыва декадентской поэзии с ее своеобразным индивидуализмом, отчужденностью от жизни общества, с ее истинным аморализмом и отрицанием гуманистических принципов. В этом произведении поэт пытается уйти от неприметной действительности и погружается в мир нечетких видений и фантазий, а затем погружается в душное пространство болезненных и изломанных переживаний, в историческую и географическую экзотику. В стихотворениях поэта везде встречаются необыкновенные и своеобразные силуэты. Одно из стихов о столице начинается словами: "Дремлет Москва, словно самка спящего страуса", а другой стих о любви предложением: "Моя любовь - палящий полдень Явы".

В 1895 году выходит в свет его книга под названием "Шедевры", а в 1897 году - книга "Это - я", в которой отражается мир субъективно-декадентских переживаний, считаемых эгоцентризмом. В 1899 году заканчивает обучение в университете и начинает погружаться в литературную деятельность. В журнале "Русский архив" поэт два года проработал на должности секретаря редакции. После создания нового издательства "Скорпион", которое выпускало произведения модернистов, Брюсов с 1904 по1909 года занимается над созданием альманахов и газеты "Весны", который являлся лучшим журналом русского символизма. Где-то в 1900 года Горький высказался о Брюсове, что он предстает перед читателем в эксцентрических, странных одеждах с непонятным настроением.

Не стоит читателю декадентские реквизиты сборников поэта тех времен воспринимать всерьез и считать выражением истинных переживаний Брюсова. В этих произведениях было много стремлений бросить вызов свойственным тому времени эстетическим канонам, заставить обратить на себя взоры, эпатируя публику из "приличных" людей, которая привыкла к шаблонной и в большинстве случаев серой поэзии. Тогда- то и возникли из стихотворения под названием "Творчество" Брюсова, такие фразы как "О, закрой свои бледные ноги", и "Месяц обнаженный", "При лазоревой луне", и иные своеобразные мотивы и силуэты. Поэт признался, что в своих стихотворениях он иногда демонстрировал "преднамеренное искажение смысла", " развязность юного паренька", "щегольство редкими словами" и так далее по манерам западных поэтов. А в своем дневнике 1896 года Брюсов дал обещание, что его следующее произведение будет настоящим издевательством над родом человечества. Поэтому его выступления тех времен вызывали непонимание у читателей, которые были возмущены многочисленными пародиями. Ему удалось так разозлить некоторых людей, что его несколько лет не допускали в большую печать.

Если бы этот поэт остановил свое творчество на этом этапе, то в книжках по истории литературы, он упоминался бы лишь, как один из своеобразных и индивидуальных представителей декадентской поэзии и, безусловно, не представлял бы для нас на сегодняшний день никакого особого интереса. Брюсов не был удовлетворен своими произведениями того времени. "Мы тогда были дерзкими и были детьми", - по словам Брюсова, которые были опубликованы в выпусках "Русских символистов". Своему соратнику Константину Бальмонту он пишет об этих произведениях, как о произведениях, в которых нет особого значения. И в более поздние времена взрослый Брюсов называет свои прежние стихотворения, как не вполне удачные пробы нескольких заносчивых юношей.

После выхода в свет в 1900 году новой книги "Третья стража" Брюсова признали большим поэтом. Его лучшие книги о поэзии считают - "Град и мир", которая была издана в 1903 году и "Венок" опубликована в 1906. В дальнейшем его поэзия приобретает новые черты такие как - задушевность, интимность, легкость в выражении чувств и мыслей. Примером новой поэзии стали книги - "Все напевы", опубликованная в 1909 и книга "Зеркало теней", выпущенное в свет в 1912 году. С третьего сборника, который вышел на рубеже 19-ого по 20-ые века, под названием "Tertia Vigilia", который переводится с французского языка как "Третья стража", у Брюсова проходит процесс по преодолению декадентства. И в этом ему, прежде всего, помогает опыт, завет великих писателей прошлого, таких как Пушкин.

Исследование творчества Пушкина Брюсов начал в те времена и преклонение перед этим писателем он пронес через всю свою жизнь. В произведениях этого знаменитого писателя Брюсов находит ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт. В 1897 году в своем дневнике он написал, что истинный поэт должен заново родиться. Влачась своего творческого пути, Брюсов полностью углубился в декадентское искусство, но затем уже жаждал каких-либо обновлений. Поэт пытается перейти от ограниченности декадентства к "лирической эпике". И основные сведения для нее он находит лишь в прошлых временах. По словам Горького, Брюсов обладал тонким и своеобразным даром воплощения в прошлое, которое ему давалось с легкостью, так как он был историком по образованию. Для него история прежних времен не была похороненным и забытым прошлым, а знакомым миром, в котором он когда-то прожил с удовольствием.

Раздел "Любимцы веков" в сборнике Брюсова "Третья стража" занимает большое место в его творчестве. В этих произведениях даны четкие силуэты, как именованных, так и безымянных легендарных и исторических героев различных государств и веков. В этом сборнике описаны и суровые воины в произведении "Старый викинг", которые не представляют свою жизнь без сражений, и поэты в произведении "Данте", идеалы которых остро конфликтуют с действительностью, и древние наблюдатели за природой в произведении "Халдейский пастух", которые стремятся выявить "таинство мира".

Но в действительности Брюсов подходит к описанию явлений прежних времен лишь с эстетическими критериями, он описывает сильные характеры и яркие личности в независимости от того, к какому социальному и моральному облику они принадлежат. И одним из самых излюбленных персонажей его произведения является восточный деспот Ассаргадон со стальным характером, который идет к власти через головы своих врагов.

Уход в прошлое и поэтизация его "властительных героев" говорят, несомненно, о том, что Брюсов не мог найти истинного героя в современности, и что в буржуазно-мещанском обществе, котором он находится, он ощутил лишь серое прозябание, которое вызывает его отвращение и осуждение.

В произведении "Третья стража" поэт пытается устремиться из камерного, узколичного мира в огромный мир с его делами и интересами, где он находит воплощение и в сборнике под названием "Urbi et Orbi", который переводится как "Граду и миру". В самом его названии поэт указывает на то, что он обращается сейчас не к узкому кругу своих сподвижников, а к более большому кругу читателей.

В стихотворениях "Побег" и "Работа" Брюсов в какой-то мере предвосхищается темой поэмы "Соловьиный сад" Блока. Герой стихотворения "Побег", услышав зов трубы, стремится из великолепного алькова, в котором он спал глубоким сном, в жизнь с ее тревогами, шумом и заботами. А герой стихотворения "Работа" стремится в повседневную жизнь, которая наполнена изнурительной работой.

Для поэта Брюсова, который был великим тружеником, работа всегда являлась главной целью в его жизни. А сейчас он прославляет труд в стихотворениях. В недавних своих произведениях Брюсов заявлял, что в действительности не видит нашего века, а теперь он стремится к современной действительности, куда впитывает все свои впечатления. В его поэзию начинают вливаться темы большого города, а также выявляются и занимают главенствующее место пейзажи жизни в городе с ее шумами, движением толп людей, грохотом, быстро двигающихся экипажей. Он положительно отзывается о современных городах, но в то же самое время он видит в них язву и уродства.

Брюсов является первым поэтом-урбанистом в поэзии XX-ого столетия в России. Проходит влияние Верлена на поэта, и сменяется воздействием певца из города Верхарна. С произведениями этого писателя Брюсов знакомит в те времена русских читателей посредством переводов, которые сам и выполнил. До этого Брюсов писал такие слова, как "Бреду в молчанье одиноком", а ныне он пишет в дневнике - "Иду к людям и сливаюсь с людьми, братаюсь с ними". В его стихотворениях о городе все чаще звучат социальные мотивы, и больше внимания уделяется судьбе нищих, которые остались без домов в городах. Практически в это же время Брюсов пишет свой популярный стих под названием "Каменщик". В этом стихотворении поэт напишет о рабочем, который вынужден строить тюрьму, где будет находиться в заключение, возможно, и его же сын.

После выхода в свет произведения "Третья стража" Горький написал о Брюсове, как о человеке, который бы с легкостью мог заступиться за порабощенного человека. Горький был прав. Тема, которая касается угнетенного человека, проявляется в произведениях Брюсова, где он описывает историческое прошлое. Например, в таком стихотворении как "Гребцы триремы" он пишет от имени пленных рабов, которые прикованы к веслам и своими силами двигают лодку, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни судьбы.

В поэзии Брюсова все больше выявляется демократизм и в его попытках воссоздавать формы нынешнего фольклора, и особенно городского. Таким образом, он пишет цикл "Песен", среди которых есть две, которые названы "Фабричная". Из-за сложившейся общественно-политической обстановки в стране тех времен внимание поэта привлекли социальные проблемы, которые предшествовали революционными вспышками в 1905 году, и в особенности сама революция.

Совсем недавно поэт призывал не жить настоящим временем. А сейчас его очень волнуют разворачивающиеся огромные политические события. Брюсов становится одним из продолжателей традиционной русской классической поэзии. Цитируя слова Лермонтова в одном из своих произведений, Брюсов представляет себя в качестве "песенника борьбы" и говорит, что поэт всегда должен быть с людьми, когда бушуют страсти.

Как выдающийся гражданский поэт нашей страны, Брюсов выступает в сборнике "Stephanos" (который переводиться с французского языка как "Венок"), который вышел практически во время вооруженного Декабрьского бунта в 1905 году. Одной из главных частей этого сборника является раздел под названием "Современность". Брюсов с презрением относится к буржуазным либералам, половинчатым постепеновцам, "довольных малым", которые удовлетворяют низкими уступками со стороны царской власти. Он готов искренне прославить, по его словам, "океан людской страсти, в щепы дробящий утлый трон". А в скором времени грядущая революция привлекает его внимание, в основном, своей губительной стороной. Тех, кто участвуют в революции, он называет своими "родными". Но он также утверждает, что готов вместе с ними ломать, а потом достраивать не готов. По этим его словам Ленину стало понятно, что основная тогдашняя общественная позиция Брюсова была позицией "поэта-анархиста".

Изменения в содержании поэзии Брюсова и его восприятие мира привели к изменению его поэтического направления. В одном из своих ранних стихотворений под названием "Сонет к форме" Брюсов признался, что он стремится больше к "завершенной, отточенной фразе и стройности сонета". Но в некоторых его ранних сочинениях в языке и во всей поэтическом стиле было больше импрессионистически непонятного, расплывчатого, неопределенного и смутного.

Стихотворения Брюсова в более зрелом возрасте стали более чеканными, мужественными, коваными, а образы - выпуклыми, скульптурными, четкими, фразы приобрели завершенный и афористический характер. Все его стихотворения, которые написаны в зрелом возрасте, подчеркивают почти все вышеперечисленные качества, которые характеризуют его поэзию. Писатель Андрей Белый назвал его "поэтом бронзы и мрамора". Писатель Белый писал о его стихотворениях, как о "звенящих и металлических фразах" и "словосочетаниях мощных, как удары молнии". А другой писатель, Луначарский заявил, что у Брюсова очень четкие образы героев, каждая написанная им строка имеет свою весомость и прекрасно дополняют архитектурность целого стихотворения. И сам поэт также полагал, что одним из достоинств его стихотворений является "сжатость и сила" и в то же время "предоставляется нежность и певучесть - Бальмонту".

Безусловно, творческая деятельность Брюсова с 1900 по 1910 года очень противоречива. Брюсов неоднократно в жизни повторял слова одного их своих стихотворений под названием "Опять душа моя расколота". В сочинениях поры его подъема можно найти много рецидивов нераскрытого декадентства. В этих произведениях есть, как гипертрофированная эротика, которая представляет собой, по его словам, восприятие любви как черной и губительной страсти, так и признание ужасного одиночества людей, и чувство насыщения жизнью, и утверждение "блаженства гибели". Одно из его стихотворений так и называется "Скука жизни".

Брюсов говорил о себе, как о человека, который «то поклонялся тем, что ярче, что телесней, то трепетал в предчувствии теней».

Почти все герои "лиро-эпических" произведений Брюсова очень отличались друг от друга. Наряду с Энеем, устремившимся навстречу истинному подвигу, который покинул ложе нег, а также "исторгнул помыслы любви", Брюсов славит триумвира Антония, из-за страстной любви к царице Египта - Клеопатре, который нарушил свой долг деятеля правительства и полководца. Брюсов восклицал - "О, дай мне жребий тот же вынуть!", - в конце стихотворения.

Но, несмотря на это, во многих произведениях Брюсова торжествовал не пессимистический, индивидуалистический настрой, а героический, жизнеутверждающий и гуманистический. Поэт все больше стал прославлять таких людей как человек-творец, созидатель, неутомимый труженик, человек-победитель, который преобразует землю, который покоряет природу, познает весь мир. По этим критериям особо отличилось стихотворение "Хвала Человеку", которое стало очень популярным.

Брюсов был одним из первых поэтов, который написал в своих произведениях про первых авиаторов. Он твердо верил, что с помощью человеческого разума, науки и техники можно заглянуть в грядущее будущее, а также мечтал о том, что человечество сможет одержать победы и в космосе. Он верил, что человечество также будет способно даже изменять и траекторию движения земли.

Во время первой мировой войны Брюсов находился на фронте, он был корреспондентом петербургской газеты и писал патриотические стихи, но спустя некоторое время он понимает, как бессмысленна эта война для его страны и возвращается с фронта.

Во время октябрьской революции Брюсов служил своему таланту организатора данной культуры. Его деятельность в новой культуре была различной и энергичной. А творчество в поэзии также было довольно плодотворным и напряженным. В 20-х годах он выпустил пять книжек новых стихотворений. Одно из лучших его стихотворений "В такие дни", опубликованное в 1921 году. К тому же он был известен как талантливый переводчик, переводил армянскую поэзию и стихи Верхарна. Он достиг многого в изучении русского языка, а также углубился в исследование творчества таких писателей как Фет, Пушкин, Гоголь, Блок и других писателей. Брюсов читал лекции по новейшей русской и античной литературе, вел курсы по теории стихов и латинскому слову, проводил лекции по истории Древнего Востока, читал семинары по истории математики и другие в советские времена в Московском университете. Горький отзывался о Брюсове, как о самом культурном писателе на Руси.

9 октября 1924 Брюсов скончался в возрасте 50 лет в Москве.

***


Брюсов длительное время считался одним из лидеров символистов, редактировал журнал под названием "Весы". Неправильным будет утверждение касательно того, что он символист не в полной мере. К примеру, чуждым для него было мистическое восприятие многих произведений его коллег, их вера в мир иной, потусторонний, и общение с ним. Длительное время он уже понимал, что является чужим среди своих.

Позднее Брюсов вспомнит о том, как бурно спорил с символистами, жестоко упрекавшими его в идеализме и материализме. В связи с тем, что он был замкнутым человеком, то постепенно начал отдаляться от символистов, разрыв с ними был неизбежен. Давно было время, когда он считал, что мечта должна превозноситься над грезами. В настоящее время в статьях критического характера он начал повсеместно уточнять, что «начинающее искусство выступает в роли наблюдения за действительностью». «Лишь искусство оторвется от реальности, создания, сотворенные им, лишатся крови и плоти, начинают по мере блекнуть и вскоре умирают».

Более менее начал Брюсов смиряться с действительностью, которая его окружала повсеместно, с реальной жизнью, постоянной, и вполне обыденной и простой, где-то на рубеже 1910-х годов. В начале, на пике творчества, поэт начинал самовыражаться, применяя демонстративный характер к природе реальности. Но в скором времени, такое высокомерие и призрение в отношении к природе, как выражался сам поэт, «соискало» с него.

С каждым последующим сборником стихотворений, который выходит один за другим (1900-1910гг), Брюсов понимал, что природа занимает в его жизни много места. Он воспевал поля, леса, горы, море, весну и лето, жару и холод, ночь и день, все это было очень прекрасно и непревзойденно. В стихотворениях, которые Брюсов писал в XX веке, происходит сознательная полемизация с умонастроениями декадентского плана. Он пытается показать и предоставить соратникам, признак жизни, который невозможно ни укротить, ни победить. Также один из его сборников, под названием "Зеркало теней", был открыт эпиграфом в этом плане. В данное время Брюсов начинает также воспевать дружбу народов, которые проживают на территории огромной России, благодаря этому своему стремлению он внес огромный вклад для того, чтобы укрепить шаткую дружбу.

До начала революции он знакомится с М.Горьким, помогает ему в его работах. Горький, в свою очередь, очень высоко оценивает вклад поэта и называет его «своим товарищем по работе, трудящимся в пользу культуры России». Достаточно плодотворным оказалось их длительное сотрудничество над созданием народов. Достаточно значимой считалась книга, которую составил Брюсов под названием "Поэзия Армении". Над ней он длительное время работал в качестве переводчика большинства стихотворений, выступал в роли редактора, автора главной статьи-вступления. Необходимо отметить, что благодаря стараниям Брюсова читатели смогли познакомиться с поэтическим наследием Армении, ничего удивительного нет в том, что на момент его 50-тия, его удостоили важного звания поэта Армении.

На протяжении четверти века Брюсов перепробовал все, что можно было, исходил разными «перепутьями», перепробовал имеющиеся «напевы». В 1900 году к нему пришла популярность и широкая известность. Он представлял собой личность, которая не собиралась останавливаться на достигнутом. Он всегда двигался вперед и постоянно был неудовлетворен своей литературной позицией. Однажды он написал письмо еще одной жившей в то время писательнице, Н. И. Петровской, которая была связана с кругами-символами. Признание имело такой характер: "Мне сложно жить всем тем, что уже известно, верованиями и переживаниями, изжившими себя <...> сложно жить в поэзии "новым искусством", имя которого я просто не в силах уже терпеть". В дневнике, который он вел, были написаны такие строки (1907 год): "Было время, когда у меня появилось неудержимое желание забросить все пути, которые удалось мне перейти перешагнуть на новые, доселе неизведанные ".

Но только лишь благодаря недавним событиям, прошедшим в 20 веке, а именно Октябрьской Социалистической революции, Брюсов смог "начиная от основы корня заняться пересмотром всего собственного мировоззрения". Революция послужила в роли достаточно глубокого переворота и в его жизни. "Я смог увидеть себя, - отмечал поэт, - совсем не таким до ее появления и после нее ".

Однозначно, звучит удивительно и необычно то, что в прошлом мэтр течения символистов, защитник самодовлеющего искусства и индивидуализма - решил окончательно и навсегда встать на сторону Октябрьской революции, заняться построением социалистической культуры и вступить в ряды членов Коммунистической партии. Чтобы все это легко и просто объяснить, необходимо лишь припомнить тот факт, что уже достаточно длительное время Брюсов «выломался» из него. Он был пропитан историей, восторгался героическими и выдающимися людьми великими событиями, к, собственно, современности он также готов был предъявить достаточно высокие как этические, так и эстетические требования, а им буржуазная действительность не соответствовала. Отсюда следует, что он конфликтует с реальной действительностью. Брюсов достаточно искренне написал еще в самом начале века о том, что он не воспринимал и презирал, устрой этой мелкой жизни.

Поэт мыслил в достаточно широких категориях, он посматривал сменяемость формаций в истории, понимал и предчувствовал то, что в скором времени придет капиталистический строй. Он неоднократно метко подмечал в своих стихотворениях, что надвигается капитализм, он смотрел прямо на будущее и утверждал, что человек вскоре обретет свободу.

Однозначно понятно, что поэт уже давно был подготовлен к Великому Октябрю, он спокойно приветствовал и принял новую жизнь, направив «своего коня» на новый путь.

Он неоднократно в своих произведениях отмечал тот факт, что никто иной не сможет указать ему правильный путь кроме него самого! Такой путь был указан в Брюсову революцией, Лениным и его соратниками. Весной 1918 года, в то время интеллигенция еще не в полной мере доверяла Советской власти, а все сидела и выжидала что-то, а Брюсов и профессор П. Н. Сакулин пришли к наркому просвещения по имени А. В. Луначарский и предложили свои услуги. Можно прочесть, что в 1905 г. поэт сообщил во время своего обращения к революционерам, что будет с ними все ломать, но не станет строить. Но позже он совместно с коммунистами идет по новой дороге, которая поможет построить иное общество.

Брюсов очень активная личность, и он занимался не только литературной деятельностью. Еще до самого начала революции он был организатором культуры и литературы. Благодаря октябрю он смог открыть для себя новые горизонты и расширить простор. Брюсов занимается ведением работы в Наркомпросе, возглавляет научные библиотеки, отдел литературы, художественное образование. Он был также одновременно с этим и членом Ученого совета страны, депутатом Московского Совета, профессором Московского университета, редактором журнала под названием "Художественное слово", председателем Всероссийского союза поэтов. Также трудился в Госиздате.

Брюсов занялся созданием первого в мире высшего учебного заведения, которое занималось подготовкой молодых литераторов, учреждение получило имя поэта. Такую многогранную работу в своей жизни он соединил с написанием стихотворений. На протяжении семи лет, которые последовали после великой Революции он смог закончить и опубликовать около шести сборников со стихотворениями и оказаться в роли одного из зачинателей поэзии советской власти. Стихи, которые вошли в данные сборники, выступали совсем не равноценными, но в них было много живого и яркого.

Особенно необходимо выделить один из сборников, который носит название "В такие дни". Именно здесь поэт указывает на все великое могущество Октябрьской революции, ее мировое значение.

Поэт прекрасно видел, что это время было не одним из лучших для родной страны. Присутствовал голод, нищета и разруха. Он заметил, как люди мерзли, собирали крупинки зерен, варили себе похлебку, чтобы не умереть с голода. Но картины такого характера не смогли заслонить главное для поэта, то чего не видели другие его соратники, а именно, что страна встречает небывалый и особенный Рассвет! Он начинает в гневе иронизировать над другими писателями, не заметившим изменений в восходе солнца, сейчас они тоскуют о былом, им чужды изменения. Поэт решительно занимается осуждением их измен, ропота, начинает их призывать быть стойкими, несмотря на бурю, гранитными и пружинистыми.

После того, как прошла гражданская война, Брюсов с присущей ему поэтикой коммуниста и патриота не прекращает откликаться на темы, которые были важны для него. Он занимается прославлением Советской страны и мирного созидательного труда, он занимается обличением милитаризма империалистических держав, акцентирует внимание на гонке вооружений.

В числе передовиков Брюсов вводит в поэтический смысл образа тех, кто занимался олицетворениями возглавлением революции. Благодаря Ленину, он завершает свои достаточно длительные и кропотливые поиски истинного героя-человека, которые и в самом деле заслуживает того, чтобы его прославляли.

Но в это время для поэта это было лишь малость. Он продолжал свои неутомимые поиски, скитался в мыслях и чувствах, лицезрел то, что последовало за революцией. Он не мог в это время ограничить себя политическими мотивами. Он старался расширить до невозможного тематику собственных произведений, для этого применял все, что только можно было, не только «природные композиции». К примеру, в своем сборнике под названием «Дали», в предисловии он написал: "Если человек современности чем-то взволнован или заинтересован, то имеет полное право отразить это на поэтическом уровне».

Однозначно, человек, который проживает в двадцатом веке, заинтересован, несомненно, проблемами науки, мира, познания, ведь роль всего этого каждое десятилетие неизменно растет и усиливается. Как говорит один из поэтов (Эдуардас Меже-лайтис), новейшие "горизонты, которые распахнула наука, начинают врываться также и в поэтическую строфу». Как говорил Максим Горький, Брюсов выступал в роли «наиболее культурного» поэта Руси» и на данном жизненном пути оказался в роли пионера жизни. Он длительное время уже занимался пропогандированием «научной поэзии», а после революции, перевернувшей жизнь многих политиков и простых рабочих и крестьян, начал заниматься осуществлением собственной идеи.

К примеру, в сборниках Брюсова под названием "Дали" и "Меа" можно отыскать отклики эмоционального характера, связанные с открытиями в физике, математике, астрономии, отыскать раздумья об относительности электронах, мечты о том, как перспективно начнет в ближайшее время развиваться Вселенная, как скором времени, благодаря науке люди научатся побеждать смерть и жить вечно; о скором установлении контактов с инопланетными цивилизациями, планетами и мирами, предвидел технические и научные достижения в данной области. Он ожидал, что в скором времени на планету прилетит инопланетный корабль, и поможет человечеству стать лучше и выше.

Искания Брюсова в советскую эпоху не ограничивались тем, что он затрагивал лишь идейно-тематичесую сферу. Брюсов говорил о том, что если поэзия планирует шагать в ногу со временем, то только новаторством можно обрести форму. Он говорил, что «необходимо избавить речь от лишнего, сжать ее до невозможности. Избавиться от предложений придаточного характера и убрать союзы, которые их соединяют». Все это поэт хотел воплотить в творчестве, последовавшем за Великой Октябрьской революцией. К примеру, он однажды написал стихотворение о Риме, в котором восхвалял одну из эпох существования великой державы. В данных стихах много лаконизма, перечислений, слов односложного плана, чрезмерно перевешено ударения в строчках, пропущены глаголы и соединительные слова, что создает множество сложностей для прочтения. Эксперименты подобного рода во многих случаях были неудачными, но благодаря им было легко проследить то, что поэт никак не мог успокоиться на неудачах и достигнутом, постоянно экспериментировал, создавал для себя новые задачи, шагал вперед к новым высотам и испытаниям, бывало резко и неожиданно менял заданный ритм и шаг.

Этот взрослый, зрелый и очень опытный человек, учился у большинства молодых поэтов, что интересно многие из них (Маяковский и Пастернак) оказывали немаловажную и значимую роль в поэзии последних лет Брюсова.

Однажды, он написал стихотворение, в котором с преогромной горечью уточнил, что впоследствии мир забудет о нем, и не услышит его мудрых строк и гимна Жизни.

Как оказалось, поэт ошибался. Сейчас стало понятно, что его мудреные «гимны» услышало новое поколение, его уникальные творения приняли читатели и молодежь.

Благодаря поэтическому творчеству Брюсова перед нами открылись дополнительные горизонты, новая страница в русской литературе. Он писал так, чтобы никаких затруднений не возникало при чтении у читателя не только советского периода, но и в настоящее время. Ведь в общей сложности - это поэзия мужественного человека, которая старается прославить «подвиги мысли и труда», проникнуты жаждой героического и высокого, пафосом неустанного движения вперед, страстного стремления неустанно продвигаться вперед, к новым высотам и достигать целей.

Здесь прослеживается галерея ярких и броских образов, сильных личностей, раскрывается широкая панорама мировой культуры, показывающая преемственность, происходит достаточно мыльное раскрытие панорамы человеческой мысли и деяний. Такая поэзия занималась проникнутыми раздумьями о жизни и судьбе человека и стремилась в будущее. Мы получаем немыслимое удовольствие эстетического плана, когда наблюдаем за четкими, отчеканенным в полной мере формулами поэта. Ведь в них претерпело заключение эмоциональное и интеллектуальное содержание. И все то, что кажется нам чуждым у поэта, далеко и не свойственно нашему характеру, но способно заинтересовать нас, так как дает возможность в полной мере осознать, что представляет собой духовный мир и переживания людей, которые порой бывают так противоречивы, ведь люди живут на рубеже веков.

В начале 1900 года Брюсов становится тем человеком, который способен заинтересовать собой молодежь тех времен. К примеру, даже сам великий и известный во всем мире Сергей Есенин однажды сказал, «что все великие писатели и поэты учились у мэтра слова». Ведь в Брюсове полно энергии, профессионального мастерства, он знал культуру стиха, серьезно и самоотверженно относился к поэтическому труду.

В творчестве Брюсова имеется огромное количество достаточно важных и нужных уроков, предназначенных молодым писателям, поэтам, деятелям культуры настоящего времени. Его жизненная дорога показала, что если поэт талантливый, одаренный, если он достаточно ответственно относится к собственному таланту и возможностям, то он не должен изолироваться духовно от настоящего времени, от сил. Он должен стараться в полной мере преодолеть все моменты буржуазно-декадентской культуры, неправдивые иллюзии о том, что общество может быть свободно от современности. Не стоит сомневаться в том, что так устроен мир и жизнь в любом случае проникнет в его тихий и уютный мирок, изолированный от общественности, и лишь тогда, когда он решит сделать несколько небольших шагов навстречу будущему, он сможет воплотить свой талант в полной мере и развиться до небывалых высот.

"В поэтической жизни самым дорогим является лишь Завтра!" - именно такие строки напишет Брюсов в завершении одной из многих своих статей. Именно данное поучение имеет основную и самую важную мысль, адресованную Валерием Брюсовым для мастеров культуры современности.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Брюсова Валерия Яковлевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.